Биолог-эволюционист Джон Медина в книге «Правила мозга» приводит интересную статистику: если человек прочитал что-то, через 3 дня он вспомнит только 10% информации, а если текст сопровождается картинкой, то целых 65%.

Поэтому любой контент, будь то пост в соцсети, карточка товара на маркетплейсе или страница услуги на сайте, нужно обязательно иллюстрировать. Если нет собственных фото и картинок, то приходится искать их в интернете или заказывать у дизайнеров, художников, фотографов. Рассказываем, как правильно подбирать изображения, чтобы не нарушать авторские права, и как понять, что картинка сгенерирована искусственным интеллектом.

Оглавление

Авторские права на изображение

Многие считают, что авторские права охраняются только в том случае, если они официально зарегистрированы. Но согласно ст. 1259 ГК РФ, они возникают автоматически в момент создания фото или картинки. И совсем не обязательно, чтобы у изображения была какая-то художественная ценность — интеллектуальной собственностью считаются даже фото счетчика или детский рисунок. Если автор размещает свой визуальный контент в интернете, авторские права сохраняются.

Поэтому, когда вы просто берете в интернете картинку и используете в коммерческих целях, например размещаете в статье на корпоративном сайте или печатаете на упаковке с продукцией, вы рискуете получить штраф за нарушение авторских прав. В зависимости от тяжести нарушения и решения суда его размер может составить от 2000 до 5 млн рублей или двукратный размер стоимости картинки (например, если автор продает ее через фотостоки).

Важно! Если вы обработаете картинку или фотографию с помощью графического редактора, измените ее цвет или размер, используете только ее часть, это все равно будет считаться нарушением авторских прав.

Чтобы избежать судебных разбирательств и штрафов, можно связаться с автором картинки или фотографии и получить от него письменное разрешение на использование изображения.

Как определить авторство картинки

Если вы берете картинку из соцсетей, с официального сайта фотографа, художника или дизайнера, аккаунта в Pinterest, Behance, то определить автора легко. А когда вы нашли подходящее изображение в Яндекс Картинках или просто на каком-то сайте, здесь для определения авторства придется приложить усилия.

Для начала проверьте то, что лежит на поверхности:

  • подпись или водяные знаки на картинке с именем или псевдонимом автора;
  • имя автора в метаданных изображения (EXIF). Чтобы посмотреть его, нажмите на сохраненную картинку правой кнопкой мыши, выберите «Свойства» — «Подробно» и посмотрите в графу «Авторы» в блоке «Источник».

Нейросеть или человек: Посмотреть автора картинки или фотографии можно в метаданных файлаПосмотреть автора картинки или фотографии можно в метаданных файла

Если вам удалось найти автора, попробуйте отыскать его в соцсетях и запросить разрешение на платное или бесплатное использование изображения.

Если установить автора не получается, попробуйте поиск по изображению в Google Images или Яндекс Картинках. Возможно, получится найти другие фото или картинки из той же серии и по ним выйти на обладателя авторских прав. Можно использовать и другие сервисы по поиску источника изображения и похожих файлов, например TinEye, Getty Images.

Когда найти автора не удалось, от использования изображения в коммерческих целях стоит отказаться. Если через какое-то время автор увидит, что его фото или картинку используют без разрешения, он может подать в суд.

Кому принадлежат права на созданные ИИ картинки

Чтобы не переживать об авторских правах на изображения, сегодня многие предпочитают генерировать их с помощью искусственного интеллекта. Создавать картинки умеют Dall-E, Midjourney, Шедеврум, Kandinsky, Lexica, Starryai, Dream by Wombo и многие другие генеративные сети.

ИИ получил массовое распространение относительно недавно, поэтому пока в международном и в российском законодательстве нет четкого регулирования вопроса, кому принадлежит интеллектуальное право на сгенерированный контент.

Считать авторами ИИ-картинок разработчиков нейросетей было бы странно. Никто ведь не закрепляет за Adobe авторское право на картинки, созданные в Photoshop или Illustrator, а производителям фотоаппаратов и смартфонов не приходит в голову судиться с людьми за сделанные на их камеры селфи.

Скорее всего, со временем авторами визуального нейроконтента будут признаваться те, кто сформулировал запрос на создание картинки. Но еще раз повторим, пока этот вопрос никак в законодательном поле не регулируется.

Как узнать, что картинку создала нейросеть

Иногда бывает нужно понять, создано ли изображение нейросетью или над ним действительно работал дизайнер, художник или фотограф. Например, вы заказали иллюстрации и хотите, чтобы они были действительно нарисованы, а не сгенерированы.

Еще совсем недавно работу нейросетей можно было определить по явным ошибкам, например лишним пальцам у людей, то сейчас их уровень стал куда выше. Но ошибки все еще остаются. Перечисли самые распространенные флажки, указывающие на работу нейросети.

  • Нереалистичность изображения — нарушение законов физики, биологии и т. д.

    Нейросеть или человек: Такой расцветки у волнистых попугайчиков не бываетТакой расцветки у волнистых попугайчиков не бывает

  • Смазанный фон с плохой детализацией.

    Нейросеть или человек: Фон плохо проработан, у человека на заднем плане очень странная анатомияФон плохо проработан, у человека на заднем плане очень странная анатомия

  • Артефакты — лишние детали, текстуры, которые вылезают в самых неожиданных местах.
  • Слабо проработанные мелкие детали, например зубы, уши, глаза и пальцы у людей.
  • Ассиметричные детали или, наоборот, слишком симметричные предметы, которые в жизни такими не бывают (лица людей, горы, растения).

    Нейросеть или человек: Кончик конуса мороженого уехалКончик конуса мороженого уехал

  • Идеально гладкие глянцевые текстуры.

    Нейросеть или человек: Все поверхности слишком гладкие и блестящие, даже деревянный пол выглядит как пластиковыйВсе поверхности слишком гладкие и блестящие, даже деревянный пол выглядит как пластиковый

  • Ошибки в надписях и символах, особенно на небольших деталях вроде вывесок магазинов или дорожных знаках.

    Нейросеть или человек: ИИ плохо умеет создавать реалистичные надписи на вывескахИИ плохо умеет создавать реалистичные надписи на вывесках

Если вы сами генерируете изображения через ИИ, то, чтобы избежать подобных ошибок и сделать картинки максимально приближенными к вашим запросам, правильно составляйте промты — запросы для нейросети. В этом вам помогут наши советы.

Сервисы для распознавания картинок, созданных нейросетью

Понять, что картинка создана нейросетью, помогают и специальные сервисы. Вот 5 самых популярных бесплатных инструментов:

  1. AI or Not — проверяет файлы весом до 10 Мб. Не указывает, какая именно нейросеть сгенерировала картинку, а просто пишет, создана она человеком или ИИ. Точность определения достигает 97%;
  2. Maybe’s AI Art Detector — распознает только картинки, а с дипфейковыми фото не работает;
  3. Contentatscale.AI — анализирует изображения по плавности и другим параметрам, чтобы определить их ИИ-происхождение.
  4. illuminarty.ai — хорошо распознает картинки из нейросетей, на которых обучался: Dall-E, MidJourney, Stable Diffusion;
  5. Hive AI Detector — умеет находить самые незначительные детали, которые выдают ИИ-картинки.

100%-ного способа распознать сгенерированные нейросетью изображение пока нет. Чтобы повысить шансы на обнаружение ИИ-следа в картинках и фотографиях используйте разные инструменты и ручную проверку.

В целом же бояться нейроконтента не стоит. Нет никаких данных, что рекламные сети, поисковые системы негативно относятся к созданным ИИ-изображениям. Поэтому если у вас нет возможности покупать или заказывать визуал для своих проектов у дизайнеров, куда лучше применять нейросети, чем брать без разрешения авторские фото и картинки. Использовать для этого можно как популярные нейросети, так и, например, бесплатный генератор от click.ru.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 18% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации