Кликбейт (с англ. click – щелчок и bait – наживка) – метод создания онлайн-рекламы с целью повышения количества кликов и просмотров. Такая реклама содержит провоцирующий заголовок и привлекательную картинку, заставляющие пользователя совершить переход на страницу. При этом контент по ссылке часто может частично или вовсе не соответствовать обещанному в заголовке. Кликбейт выступает одним из инструментов тизерной рекламы.
Где может использоваться кликбейт
В блогах и информационных порталах
Признаки кликбейта
1. Заголовок обещает удивительные результаты (часто от дешевых средств) или подразумевает раскрытие шокирующей информации.
2. В объявлении присутствует манипуляция через сильные эмоции, вызванные заголовком. Например, недоумение, гнев, страх, восхищение и др.
3. Для создания эффекта беседы с читателем используются указательные местоимения (это, эти и пр.), повелительное наклонение и обращение на ты.
4. Упоминаются несчастья, произошедшие с известными личностями, факты в которых часто искажаются.
5. Объявление шокирует и подкупает мнимой сенсационностью. Для этого используются конструкции, бросающие вызов («Не поверишь», «Ни за что не угадаете» и пр.), а также яркие эпитеты, гиперболизация, неуместное использование вопросительных и восклицательных знаков.
Используя эти приемы, из заголовка «Влияние грейпфрута на либидо» может получиться «Мужики ЛИКУЮТ!! Давай жене грейпфрут каждый день и УВИДИШЬ, что будет».
Зачем используется кликбейт
Основная цель — привлечь внимание как можно большего количества пользователей. Заголовок возбуждает, но не удовлетворяет любопытство, заставляя перейти по ссылке. Такие объявления часто используются только ради трафика, а качество контента остается на втором месте или вовсе игнорируется.
Для борьбы с подобными приемами Google Ads, например, советует избегать слов «Нажмите, чтобы узнать» или «Вы ни за что не поверите», а также упоминаний негативных событий, которые вызывают сильные отрицательные эмоции и могут провоцировать на немедленные действия. В Telegram объявление вовсе могут отклонить за неправильно созданный заголовок.
Но есть сайты, которые использую кликбейтные заголовки для завлечения и при этом в самом деле способны удовлетворить любопытство читателя.
Например, такой кликбейт можно встретить на портале https://adme.media/:
При этом если перейти по выделенному превью, на странице будет действительно содержаться то, что описано в заголовке.
Сравним с этим объявлением:
По клику попадаем на сайт с еще большим количеством похожих превью:
Еще раз выбрав то объявление, что нас интересовало, попадаем на еще один сайт с кликбейтом:
Подобное использование кликбейта может нанести вред репутации сайта. Важно найти баланс между привлекательностью заголовка и информативностью содержания материала. Пользователям же стоит подходить к контенту критически, чтобы получать достоверную информацию.
Где может использоваться кликбейт
В социальных сетях
Кричащие заголовки и яркие превью вызывают отклик и собирают реакции пользователей. При этом блогеры могут прибегать к хитростям. Например, пообещать раскрыть ценную информацию в конце ролика, уделив ей пару секунд. Пользователь будет вынужден пересматривать видео 2–3 раза, чтобы успеть прочитать или сделать скриншот.
В блогах и информационных порталах
Эти сервисы конкурируют со многими похожими ресурсами за внимание читателей и время, проведенное ими на сайте. Например, вот такие заголовки использует онлайн-журнал «Вокруг света»:
На новостных сайтах
Это аккуратный пример использования кликбейта, так как серьезные новостные порталы не могут рисковать репутацией, но вынуждены бороться за аудиторию. Интрига создается за счет намеков и игры на эмоциях.
В рекламных объявлениях
В баннерах или контекстных объявлениях также могут использоваться манипулятивные заголовки с целью повысить кликабельность.
Плюсы кликбейта
- Привлечение внимания. Такие объявления вызывают эмоции, запоминаются и будоражат любопытство, благодаря чему могут подойти для рекламы продуктов с четким УТП, выделяющим их на фоне остальных.
- Повышение трафика. Пользователи мотивируются перейти на нужный ресурс для получения полной информации.
- Рост вовлеченности. Переходя с одного материала на другой через кликбейтные заголовки, пользователь может забыть, как вообще оказался на этом сайте, и читать статью за статьей.
Минусы кликбейта
- Снижение доверия. У пользователей может развиваться кликбейтная слепота, и они просто не обращают внимание на кричащие заголовки.
- Блоки с подобными объявлениями легко скрыть при помощи блокировщиков рекламы.
- Отток аудитории. Если за кликбейтом не будет стоять релевантный контент, пользователь может перестать пользоваться ресурсом.
О том, как бороться с баннерной слепотой, читайте в материале «Баннерная реклама: гайд по одному из старейших маркетинговых инструментов в интернете».
Вывод
Кликбейт может повысить трафик на сайт и увеличить время просмотра контента, но если материал не будет релевантным заголовку, последует снижение визитов и спад репутации. Кликбейт можно использовать, если контент будет соответствовать тому, что обещано в объявлении. Привлекательность заголовка можно повысить при помощи ясности и оригинальности формулировок, упора на ценность для читателя.
Написание контекстных объявлений, соответствующих требованиям Яндекс Директа и Google Ads, можно заказать через сервис click.ru в числе прочих профессиональных инструментов для ведения рекламных кампаний. А если стать участником партнерской программы, то можно возвращать часть расходов на таргетированную и контекстную рекламу.