Scrum – это гибкий фреймворк из группы методологии Agile с набором инструментов для ускоренной работы над проектом. Задачи в нем ставятся в рамках спринта – короткого временного отрезка. Фреймворк составляют библиотеки – типовые шаблоны, которые можно дорабатывать, не тратя время на создание базовых вещей. Если описать методологию Scrum кратко на примере торта, то кондитер создает его из муки, масла, яиц, а не перемалывает зерно и не выращивает кур и коров. Коржи торта станут основой, а топпинги и украшения – уникальной доработкой. Простыми словами, Scrum при создании продукта помогает сосредоточиться на нестандартных задачах.
Ценности участников команды по Scrum
Можно ли считать Scrum частью Agile
Какие задачи решает Scrum
Методология управления проектами Scrum подойдет в тех случаях, когда ценность продукта для заказчика или пользователя по объективным причинам сложно сформулировать. Решая задачи спринтами и получая доработки на каждом этапе, можно постепенно двигаться к пониманию продукта.
Изначально этот фреймворк использовался в сфере IT, но базовые принципы делают возможным использование методологии Scrum в разработке сайтов, мобильных приложений, ПО, написании текстов и прочих процессах, где не может быть пошагового описания задач, но есть комплекс рекомендаций для организации работы.
Как работать по Scrum
Сначала формируется команда. Затем определяются требования к продукту и составляется ТЗ. Работа выполняется спринтами – отрезками времени длительностью до 4 недель. У каждого спринта – своя цель и свой результат (значимая часть продукта), по которому команда проводит тестирование, а заказчик дает обратную связь. Если все в порядке, можно переходить к следующему спринту. Если нет – устанавливаются новые сроки, возникшие ошибки учитываются при планировании нового спринта. Революционным метод управления проектами Scrum называют потому, что каждый принцип приносит прибыль, а отказ от него – убыток.
Команда в Scrum
Размер команды в Scrum обычно ограничивается 5-9 участниками. Ее состав остается неизменным до завершения проекта, поэтому важно, чтобы у специалистов были все необходимые навыки для работы. В большие проекты могут привлечь больше участников. Они объединяются в несколько команд, между которыми распределяются задачи. В каждой команде будут следующие роли.
- Разработчики. Специалисты, которые создают продукт. Это название условное. Разработчиками в Scrum-команде могут называться маркетологи, программисты, дизайнеры и пр. В работе Scrum-команды важна слаженность. Среди разработчиков нет лидера. Каждый дополняет друг друга, работает на общую цель и заинтересован в ее достижении, а не просто закрывают свою задачу.
- Владелец продукта. Это может быть заказчик или его представитель. Задачи этой роли – сообщать команде требования к продукту, корректировать направление работы, консультировать разработчиков.
- Scrum-мастер. Его роль в в Scrum-команде – обеспечивать эффективность всех участников как единого организма, проводить собрания, направлять работу в нужное русло, ориентируясь на принципы и ценности методологии. В идеале мастер должен привести Scrum-команду к принципу самоуправляемости, когда разработчики и владелец продукта эффективно взаимодействуют напрямую.
Ценности участников команды по Scrum
- Преданность (приверженность). Все участники Scrum-команды должны работать на общие цели и помогать друг другу в их достижении.
- Сфокусированность (сосредоточенность). Каждый участник должен добиваться максимального прогресса и быть полностью сосредоточенным в работе над продуктом и на его улучшении. Важно понимать, что дается легко, а где возникают проблемы и почему.
- Открытость. Каждый должен быть готов обсуждать результат работы, возникающие вопросы и проблемы, делиться достижениями и сложностями, вносить изменения в договоренности, продукт и условия труда.
- Уважение. Каждый участник – профессионал, независимый человек и член команды, неэтичные поступки недопустимы.
- Смелость. Каждый может выражать смелые предположения, предлагать нестандартные решения, не боясь осуждения или критики.
Этапы работы по Scrum
После того, как команда собрана, а цели определены, приступают к работе. Ее можно разделить на 4 этапа.
- Составление бэклога. Это перечень требований к продукту, который согласуется со всеми участниками команды и на который они ориентируются в ходе работы.
- Планирование спринта. Участники ставят scrum-задачи на заданный период, определяют путь их достижения и дедлайны. Это своеобразный бэклог спринта. Каждый участник после планирования должен понимать, что и как будет реализовано.
- Ежедневное совещание (стендап). Короткое собрание (до 15 мин.) для определения прогресса и выявления затруднений. На совещании отвечают на вопросы: что команда достигла с прошлой встречи? Что будем делать сегодня? Какие сложности могут возникнуть? Для визуализации рабочего процесса может использоваться доска Scrum-задач с декомпозицией.
- Обзор итогов спринта. В конце каждого этапа нужно протестировать продукт и провести оценку scrum-задач. Выявленные сложности учитываются при планировании следующего спринта. Все события в Scrum развиваются в этом цикле, пока не будет достигнут конечный результат.
Артефакты Scrum
Артефакты – перечень информации для описания продукта и работ, которые нужно завершить за спринт.
- Бэклог продукта. Список работ, который ведет владелец. Его нужно постоянно актуализировать, чтобы все выполняемые задачи работали на достижение цели.
- Бэклог спринта. Все задачи, которые должны быть выполнены за спринт. Они могут меняться в процессе, главное, чтобы помогали достичь поставленной цели.
- Инкремент. Критерий готовности контрольной точки по итогу одного спринта или всего продукта в целом.
Как внедрить Scrum
Перед тем как внедрить Scrum, важно понять, с какой целью используется эта методология. Если этого не сделать, может оказаться, что при разработке гибкость команды не так важна, а заказчику хочется видеть конечный продукт сразу, а не отслеживать с участниками каждый этап работы.
Допустим, что компания все же внедряет Scrum – с чего начать? Для начала выбирается Scrum-мастер, который будет выстраивать процессы. Совместно с заказчиком он решает, специалисты какого профиля требуются для работы над проектом. Когда команда будет собрана, несколько дней проводят запуск проекта. Это время нужно на знакомство друг с другом, продуктом и основами методологии Scrum, фиксации задач. Далее работа ведется по этапам фреймворка.
Можно ли считать Scrum частью Agile
Понятия Agile и Scrum часто путают из-за схожести в основном принципе – постоянном улучшении. Agile можно считать философией, внутри которой есть разные фреймворки, не противоречащие основному учению. В методологии Agile Scrum – один из таких фреймворков. Он базируется на принципах Agile и разделяет ценности «Манифеста Agile». Таким образом, разница в Agile и Scrum будет заключаться лишь в том, что первое понятие более широкое.
Если компания решает перейти на управление проектами по Agile, Scrum может стать первым этапом изменений. Этот фреймворк поможет изменить подход в работе над продуктом и мышление команды. База гибкой Scrum для Agile поможет практиковать принципы этой философии и в работе, и в общении.
Отличие Scrum и Kanban
И Scrum, и Кanban являются фреймворками философии Agile и базируются на ее принципах. Основное отличие методологии Кanban от Scrum заключается в упоре на визуализацию задач с помощью доски, в то время как в Scrum она используется только как один из инструментов.
Также Кanban от Scrum отличается тем, что поток задач идет непрерывно с ограничением выполнения в единицу времени, а в Scrum основной упор делается на работы в рамках спринта до получения нужного результата.
Разница между Scrum и Kanban определяет специфику продуктов, для разработки которых могут использоваться эти фреймворки. Scrum больше подойдет для работы в условиях неопределенности, а Kanban – в доведении до готовности продуктов с четким планом реализации и получении быстрых результатов. Поэтому при выборе фреймворка важно взвесить преимущества и недостатки Scrum и Кanban применимо к конкретной задаче.
Чем будет полезен Scrum
- Среди преимуществ Scrum особенно важной является скорость работы. Этому способствует и формат спринтов, и то, что работа над разными задачами ведется одновременно, а значит, цели достигаются быстрее.
- У заказчика снижаются финансовые риски, так как ошибки устраняются быстро, а в схему работы можно постоянно вносить корректировки.
- Плюсы для команды заключаются в том, что каждый знает зону своей ответственности и то, на каком этапе находится общий прогресс, что поддерживает мотивацию. Открытый обмен мнениями помогает реализовать потенциал каждого сотрудника.
Когда Scrum может не подойти
- Поскольку Scrum-команда состоит из 7-9 человек, этот фреймворк может не подойти для больших проектов, где требуется участие десятков специалистов, так как команды сложно координировать между собой.
- Для перехода на Scrum важно, чтобы в компании был высокий уровень доверия или стремление к ценностям Agile подавляющего числа сотрудников.
- Заказчик должен быть готов буквально стать членом команды и общаться с ней вплотную, что может вызывать затруднения при работе с другой организацией.
Вывод
Scrum относится к методологии Agile. Это фреймворк с набором инструментов для разработки продукта за ограниченные временные отрезки. При этом вся команда знает, кто чем занимается и на каком этапе реализации находится продукт.
В Scrum не может быть определенных плюсов и минусов. Скорее, он либо подходит конкретному продукту/компании, либо нет. Если в задачах не стоит быстрая адаптация к изменениям на рынке и реакциям пользователей, Scrum может не пригодиться. Если продукт/компанию нужно срочно перестроить, эта методология может стать опорой.
Подключайтесь к партнерской программе сlick.ru:
- заводите на платформу своих клиентов как пользователей под управлением и получайте до 16% от их расходов на рекламу;
- рекомендуйте систему при помощи реферальной ссылки и получайте вознаграждение в размере 6% от дохода привлеченных рефералов.