Scrum – это гибкий фреймворк из группы методологии Agile с набором инструментов для ускоренной работы над проектом. Задачи в нем ставятся в рамках спринта – короткого временного отрезка. Фреймворк составляют библиотеки – типовые шаблоны, которые можно дорабатывать, не тратя время на создание базовых вещей. Если описать методологию Scrum кратко на примере торта, то кондитер создает его из муки, масла, яиц, а не перемалывает зерно и не выращивает кур и коров. Коржи торта станут основой, а топпинги и украшения – уникальной доработкой. Простыми словами, Scrum при создании продукта помогает сосредоточиться на нестандартных задачах.

Какие задачи решает Scrum

Как работать по Scrum

Команда в Scrum

Ценности участников команды по Scrum

Этапы работы по Scrum

Артефакты Scrum

Как внедрить Scrum

Можно ли считать Scrum частью Agile

Отличие Scrum и Kanban

Чем будет полезен Scrum

Когда Scrum может не подойти

Вывод

Какие задачи решает Scrum

Методология управления проектами Scrum подойдет в тех случаях, когда ценность продукта для заказчика или пользователя по объективным причинам сложно сформулировать. Решая задачи спринтами и получая доработки на каждом этапе, можно постепенно двигаться к пониманию продукта.

Изначально этот фреймворк использовался в сфере IT, но базовые принципы делают возможным использование методологии Scrum в разработке сайтов, мобильных приложений, ПО, написании текстов и прочих процессах, где не может быть пошагового описания задач, но есть комплекс рекомендаций для организации работы.

Как работать по Scrum

Сначала формируется команда. Затем определяются требования к продукту и составляется ТЗ. Работа выполняется спринтами – отрезками времени длительностью до 4 недель. У каждого спринта – своя цель и свой результат (значимая часть продукта), по которому команда проводит тестирование, а заказчик дает обратную связь. Если все в порядке, можно переходить к следующему спринту. Если нет – устанавливаются новые сроки, возникшие ошибки учитываются при планировании нового спринта. Революционным метод управления проектами Scrum называют потому, что каждый принцип приносит прибыль, а отказ от него – убыток. 

Команда в Scrum

Размер команды в Scrum обычно ограничивается 5-9 участниками. Ее состав остается неизменным до завершения проекта, поэтому важно, чтобы у специалистов были все необходимые навыки для работы. В большие проекты могут привлечь больше участников. Они объединяются в несколько команд, между которыми распределяются задачи. В каждой команде будут следующие роли. 

  • Разработчики. Специалисты, которые создают продукт. Это название условное. Разработчиками в Scrum-команде могут называться маркетологи, программисты, дизайнеры и пр. В работе Scrum-команды важна слаженность. Среди разработчиков нет лидера. Каждый дополняет друг друга, работает на общую цель и заинтересован в ее достижении, а не просто закрывают свою задачу. 
  • Владелец продукта. Это может быть заказчик или его представитель. Задачи этой роли – сообщать команде требования к продукту, корректировать направление работы, консультировать разработчиков.
  • Scrum-мастер. Его роль в в Scrum-команде – обеспечивать эффективность всех участников как единого организма, проводить собрания, направлять работу в нужное русло, ориентируясь на принципы и ценности методологии. В идеале мастер должен привести Scrum-команду к принципу самоуправляемости, когда разработчики и владелец продукта эффективно взаимодействуют напрямую.

Ценности участников команды по Scrum

  • Преданность (приверженность). Все участники Scrum-команды должны работать на общие цели и помогать друг другу в их достижении.
  • Сфокусированность (сосредоточенность). Каждый участник должен добиваться максимального прогресса и быть полностью сосредоточенным в работе над продуктом и на его улучшении. Важно понимать, что дается легко, а где возникают проблемы и почему.
  • Открытость. Каждый должен быть готов обсуждать результат работы, возникающие вопросы и проблемы, делиться достижениями и сложностями, вносить изменения в договоренности, продукт и условия труда.
  • Уважение. Каждый участник – профессионал, независимый человек и член команды, неэтичные поступки недопустимы. 
  • Смелость. Каждый может выражать смелые предположения, предлагать нестандартные решения, не боясь осуждения или критики.

Этапы работы по Scrum

После того, как команда собрана, а цели определены, приступают к работе. Ее можно разделить на 4 этапа. 

  • Составление бэклога. Это перечень требований к продукту, который согласуется со всеми участниками команды и на который они ориентируются в ходе работы.
  • Планирование спринта. Участники ставят scrum-задачи на заданный период, определяют путь их достижения и дедлайны. Это своеобразный бэклог спринта. Каждый участник после планирования должен понимать, что и как будет реализовано.
  • Ежедневное совещание (стендап). Короткое собрание (до 15 мин.) для определения прогресса и выявления затруднений. На совещании отвечают на вопросы: что команда достигла с прошлой встречи? Что будем делать сегодня? Какие сложности могут возникнуть? Для визуализации рабочего процесса может использоваться доска Scrum-задач с декомпозицией.
  • Обзор итогов спринта. В конце каждого этапа нужно протестировать продукт и провести оценку scrum-задач. Выявленные сложности учитываются при планировании следующего спринта. Все события в Scrum развиваются в этом цикле, пока не будет достигнут конечный результат.

Артефакты Scrum

Артефакты – перечень информации для описания продукта и работ, которые нужно завершить за спринт. 

  • Бэклог продукта. Список работ, который ведет владелец. Его нужно постоянно актуализировать, чтобы все выполняемые задачи работали на достижение цели. 
  • Бэклог спринта. Все задачи, которые должны быть выполнены за спринт. Они могут меняться в процессе, главное, чтобы помогали достичь поставленной цели. 
  • Инкремент. Критерий готовности контрольной точки по итогу одного спринта или всего продукта в целом.

Как внедрить Scrum

Перед тем как внедрить Scrum, важно понять, с какой целью используется эта методология. Если этого не сделать, может оказаться, что при разработке гибкость команды не так важна, а заказчику хочется видеть конечный продукт сразу, а не отслеживать с участниками каждый этап работы.

Допустим, что компания все же внедряет Scrum – с чего начать? Для начала выбирается Scrum-мастер, который будет выстраивать процессы. Совместно с заказчиком он решает, специалисты какого профиля требуются для работы над проектом. Когда команда будет собрана, несколько дней проводят запуск проекта. Это время нужно на знакомство друг с другом, продуктом и основами методологии Scrum, фиксации задач. Далее работа ведется по этапам фреймворка. 

Можно ли считать Scrum частью Agile

Понятия Agile и Scrum часто путают из-за схожести в основном принципе – постоянном улучшении. Agile можно считать философией, внутри которой есть разные фреймворки, не противоречащие основному учению. В методологии Agile Scrum – один из таких фреймворков. Он базируется на принципах Agile и разделяет ценности «Манифеста Agile». Таким образом, разница в Agile и Scrum будет заключаться лишь в том, что первое понятие более широкое. 

Если компания решает перейти на управление проектами по Agile, Scrum может стать первым этапом изменений. Этот фреймворк поможет изменить подход в работе над продуктом и мышление команды. База гибкой Scrum для Agile поможет практиковать принципы этой философии и в работе, и в общении.

Отличие Scrum и Kanban

И Scrum, и Кanban являются фреймворками философии Agile и базируются на ее принципах. Основное отличие методологии Кanban от Scrum заключается в упоре на визуализацию задач с помощью доски, в то время как в Scrum она используется только как один из инструментов. 

Также Кanban от Scrum отличается тем, что поток задач идет непрерывно с ограничением выполнения в единицу времени, а в Scrum основной упор делается на работы в рамках спринта до получения нужного результата. 

Разница между Scrum и Kanban определяет специфику продуктов, для разработки которых могут использоваться эти фреймворки. Scrum больше подойдет для работы в условиях неопределенности, а Kanban – в доведении до готовности продуктов с четким планом реализации и получении быстрых результатов. Поэтому при выборе фреймворка важно взвесить преимущества и недостатки Scrum и Кanban применимо к конкретной задаче.

Scrum (метод, методология)

Чем будет полезен Scrum

  • Среди преимуществ Scrum особенно важной является скорость работы. Этому способствует и формат спринтов, и то, что работа над разными задачами ведется одновременно, а значит, цели достигаются быстрее.
  • У заказчика снижаются финансовые риски, так как ошибки устраняются быстро, а в схему работы можно постоянно вносить корректировки.
  • Плюсы для команды заключаются в том, что каждый знает зону своей ответственности и то, на каком этапе находится общий прогресс, что поддерживает мотивацию. Открытый обмен мнениями помогает реализовать потенциал каждого сотрудника.

Когда Scrum может не подойти

  • Поскольку Scrum-команда состоит из 7-9 человек, этот фреймворк может не подойти для больших проектов, где требуется участие десятков специалистов, так как команды сложно координировать между собой.
  • Для перехода на Scrum важно, чтобы в компании был высокий уровень доверия или стремление к ценностям Agile подавляющего числа сотрудников. 
  • Заказчик должен быть готов буквально стать членом команды и общаться с ней вплотную, что может вызывать затруднения при работе с другой организацией.

Вывод

Scrum относится к методологии Agile. Это фреймворк с набором инструментов для разработки продукта за ограниченные временные отрезки. При этом вся команда знает, кто чем занимается и на каком этапе реализации находится продукт. 

В Scrum не может быть определенных плюсов и минусов. Скорее, он либо подходит конкретному продукту/компании, либо нет. Если в задачах не стоит быстрая адаптация к изменениям на рынке и реакциям пользователей, Scrum может не пригодиться. Если продукт/компанию нужно срочно перестроить, эта методология может стать опорой.

Подключайтесь к партнерской программе сlick.ru

  • заводите на платформу своих клиентов как пользователей под управлением и получайте до 16% от их расходов на рекламу;
  • рекомендуйте систему при помощи реферальной ссылки и получайте вознаграждение в размере 6% от дохода привлеченных рефералов.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 16% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации