User Agent (UA) — это строка идентификации, которую каждый браузер или приложение отправляет на сервер при запросе веб-страницы. Она содержит информацию о браузере, операционной системе, устройстве и других характеристиках пользователя. Когда вы посещаете сайт, сервер анализирует User Agent, чтобы понять, какой контент или функциональность наиболее актуальны для вашего устройства.
Например, User Agent может выглядеть следующим образом:
scss
Mozilla/5.0 (Windows NT 10.0; Win64; x64) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Chrome/90.0.4430.85 Safari/537.36
В этой строке содержится информация о браузере (Chrome), его версии, операционной системе (Windows 10) и типе устройства (64-разрядное).
Где применяется User Agent
Главная функция User Agent — оптимизация взаимодействия пользователей с сайтами и сервисами. Области его применения включают:
- адаптацию контента. Сайт может отображать различные версии контента в зависимости от устройства или браузера, который использует пользователь. Например, мобильные версии сайтов отличаются от десктопных, и User Agent помогает автоматически определить, какую из них предоставить;
- оптимизацию производительности. На основе User Agent серверы могут настроить загрузку нужных файлов и ресурсов для обеспечения лучшей производительности. Это может включать выбор изображений меньшего разрешения для мобильных устройств или пропуск тяжелых анимаций для старых браузеров;
- сбор статистики. Аналитические системы собирают информацию о User Agent для того, чтобы владельцы сайтов могли видеть, какими устройствами, операционными системами и браузерами пользуются их посетители. Это помогает в принятии решений по оптимизации ресурсов;
- блокировку роботов. Некоторые сайты используют информацию из User Agent для блокировки или допуска определенных роботов или ботов.
Зачем менять User Agent
Вот ситуации, в которых нужно менять User Agent:
- тестирование. Разработчикам необходимо тестировать свои сайты или приложения в разных условиях, имитируя работу в различных браузерах или на разных устройствах. Это позволяет убедиться, что сайт корректно отображается и функционирует для всех пользователей, помогает находить баги и улучшать юзабилити;
- обход блокировок. Некоторые сайты могут блокировать доступ определенным браузерам или устройствам. В таких случаях изменение User Agent позволяет обойти такие ограничения и получить доступ к контенту;
- защита конфиденциальности. User Agent может содержать множество данных, которые потенциально могут быть использованы для трекинга пользователя. Изменяя его, можно повысить уровень безопасности в интернете;
- имитация работы роботов. Иногда маркетологи и SEO-специалисты меняют User Agent, чтобы сайт думал, что запрос исходит от поискового робота. Это полезно для анализа того, как веб-ресурс индексируется поисковыми системами.
Вопросы-ответы
В файле robots.txt.
Во всех браузерах, поисковых системах, игровых консолях, сервисах для проверки ссылок, а также в современных электронных книгах.
В серверных логах, с помощью расширения User-Agent Switcher (для Chrome), а также 2IP и других онлайн-сервисов.