Маржа и маржинальность – основные показатели, которые помогают определить успешность бизнеса. Они позволяют владельцам получить глобальное представление о состоянии компании и используются в отчетах перед инвесторами.

Маржа – это разница между выручкой и себестоимостью товара. Причем себестоимость включает в себя затраты на закупку сырья и оборудования, производство, упаковку, транспортировку, зарплаты сотрудников, коммунальные платежи и т. д. С помощью маржи бизнес понимает, сколько денег он получил от продажи товара.

Маржинальность – это процентное отношение маржи к выручке. Этот показатель помогает оценивать эффективность работы бизнеса и качество управления издержками.

Как рассчитать маржинальность

Чем маржинальность отличается от наценки

Зачем рассчитывать маржинальность

Какой бывает маржинальность

Как рассчитать маржинальность

При вычислении маржи получаются показатели в выбранных денежных единицах (рублях, юанях, долларах). Расчет помогает в планировании при запуске бизнеса и его масштабировании. Например, прогноз маржи дает представление о том, каких масштабов должно быть производство для его безубыточности.

М = Ц – СТ

Ц – цена товара

СТ – себестоимость

М – маржа от продажи товаров

Маржинальность вычисляется в процентах и позволяет реально взглянуть на ценовую политику, издержки на производство и структуру ассортимента.

М = (Ц – СТ) / ОП × 100 %

Ц – цена товара

СТ – себестоимость

М – маржинальность

ОП — объем продаж

Простыми словами, маржинальность позволяет оценить эффективность бизнеса. 

Чем маржинальность отличается от наценки

Исторически сложилось так, что слово «маржа» может означать сразу много явлений, связанных с разницей в стоимости, в том числе и «наценку». В некоторых случаях два этих понятия действительно совпадают. Например, если переменные затраты на создание баночки детского питания равны 20 руб., а продается она по 30 руб., то маржа и наценка будут равны 10 руб.

Однако наценка и маржинальность бизнеса различаются значительно. Используем пример с детским питанием. В нем маржинальность будет составлять 33,3% (100% × 10 руб. / 30 руб.). При этом наценка составит 50% (100% × 10 руб. / 20 руб.).

Важно! Наценка может превышать 100%. Маржинальность – нет.

Зачем рассчитывать маржинальность

Что можно сделать с помощью расчета маржи и маржинальности? Рассмотрим, какие цели может преследовать бизнес.

Оценка эффективности. Если использовать этот показатель вместе с расчетами маржи и выручки, то можно отслеживать, как идут дела у вашей компании. Важно использовать для оценки сразу несколько показателей. Например, нельзя ориентироваться только на одну маржу, потому что она может увеличиваться, но при этом маржинальность будет падать. В таком случае становится понятно, что издержки растут слишком быстро (выросла закупочная цена, зарплаты не соответствуют рыночной ситуации). Возможна и обратная ситуация, когда при высокой маржинальности маржа будет низкой. Тогда бизнес может оказаться перед проблемой, когда денег просто не хватит для поддержания операционной деятельности. 

Расчет точки безубыточности. Маржинальность позволяет определить этот показатель, выраженный в деньгах. Для этого постоянные расходы делят на маржинальность. В категорию постоянных расходов входит все, что не зависит от объемов производства товаров. Например, это аренда, обслуживание станков, зарплаты без учета премий. При постоянных расходах в 200 000 руб. и маржинальности в 20% точка безубыточности будет находиться на уровне 1 000 000 руб.

Сравнение с конкурентами. В некоторых случаях у компаний при одинаковой марже сильно различается прибыль и эффективность ведения бизнеса. Например, два конкурента получили за месяц маржу в размере 200 000 руб. При этом одной для достижения такого показателя пришлось продать товара на 800 000 руб., а второй – на 350 000 руб. Маржинальность в первом случае будет равна 25%, а во втором – 57%. Чтобы повысить свою эффективность, первой компании желательно увеличить цену товаров. Чтобы получить такие выводы, мало будет только посчитать маржу.

Какой бывает маржинальность

Вид маржинальности напрямую зависит от того, для какого товара она рассчитывается. 

Низкомаржинальные товары. К низкомаржинальным относятся товары первой необходимости: бытовая химия, детское питание, бакалея. В этой сфере много конкурентов и небольшая наценка — 10–20%.

Среднемаржинальные товары. К ним относятся бытовая техника, стройматериалы, электроника. Конкуренция на этих рынках высока, но товары используются долго и могут стоить дорого. Здесь наценка побольше — в среднем 50%. Продаются такие товары в меньшем объёме, чем низкомаржинальные, но тоже пользуются спросом.

Высокомаржинальные товары. На эти продукты стабильно высокий спрос и наценка. Они очень хорошо окупаются, потому что маржа может достигать 300–500%. Обычно это ювелирные украшения, элитный чай, цветы во время праздников и т. д. Проще говоря, любые товары, которые позволяют повышать цену из-за дефицитности, социальных, сезонных и прочих факторов.

Маржинальность – важный показатель, который необходимо проверять регулярно. Он позволяет постоянно быть в курсе эффективности бизнеса и не обнаружить себя в ситуации, когда предприятие внезапно стало убыточным.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 16% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации