У тех, кто только погружается в мир веб-маркетинга, нередко возникает путаница между понятиями «Контекстная реклама» и «Таргетированная реклама». В этой статье мы разберем основные различия между ними, узнаем, когда лучше использовать для продвижения бизнеса контекст, а когда — таргетинг.
Оглавление
Что такое контекстная реклама
Контекстная реклама показывается пользователям на основе их запросов в поисковых системах, то есть ориентирована на людей, которые уже ищут определенные товары или услуги. Например, вы хотите подключить виртуальную АТС для своего бизнеса. Перед основной выдачей по соответствующему запросу в Яндексе будет размещено несколько блоков с контекстной рекламой, которые можно отличить от органических результатов поиска по специальной отметке. Размещают такую рекламу через рекламные сети Яндекса и Google — Директ и Ads, соответственно.
Контекстные объявления и баннер в поисковой выдаче Яндекса
Также контекстные объявления могут отображаться на партнерских сайтах рекламных систем. Например, в рекламной сети Яндекса сейчас более 50 000 веб-ресурсов. Реклама, которая размещается у партнеров, соответствует предыдущим запросам пользователя. То есть если человек искал в поисковых системах электроинструмент и садовый инвентарь, то именно его рекламу будут показывать на сайтах и в приложениях, куда он заходит вне зависимости от их тематики.
Главные особенности контекстной рекламы:
- работает через ключевые слова;
- отображается на страницах поисковых систем и на партнерских сайтах;
- мгновенно привлекает аудиторию, заинтересованную в конкретном продукте;
- имеет высокую точность и релевантность показа.
Важно! В контекстной рекламе есть настройки таргетинга, которые позволяют показывать ее определенной аудитории. Не стоит путать это с таргетированной рекламой. Показ рекламы с настройками таргетинга по-прежнему базируется на ключевых словах и поисковых запросах пользователей или на тематике площадки. Просто за счет настроек географии, пола, возраста, интересов, семейного положения ЦА и других параметров вы сужаете круг тех, кто увидит ваши объявления.
Что такое таргетированная реклама
Таргетированная реклама нацелена на определенные аудитории по демографическим и поведенческим признакам. В основе алгоритмов ее показа лежат интересы, поведение и личные данные пользователей. Например, вам нужно прорекламировать курсы подготовки к ЕГЭ. Вы можете задать в настройках рекламы показ объявлений женщинам 30—50 лет с детьми, подписанным на школьные и родительские паблики — скорее всего, их заинтересует ваше предложение.
Таргетированная реклама во ВКонтакте размещается под меню и в ленте новостей пользователя
Показывают таргетированную рекламу в Одноклассниках, ВКонтакте, Telegram, TikTok и на других платформах, где есть возможность собирать и анализировать данные о пользователях. Известные системы для ее размещения — VK Реклама, Telegram Ads, myTarget.
Главные особенности таргетинга:
- ориентация на конкретные сегменты аудитории;
- показ на основании поведения и интересов пользователей;
- гибкие и точные настройки;
- эффективность в повышении узнаваемости бренда и продвижении новых продуктов.
Сравним контекст и таргет по основным параметрам
Различие 1. Механика работы
Контекстная реклама базируется на поисковых запросах пользователя, то есть на его текущих потребностях. Когда такая реклама показывается в выдаче, она соответствует введенному запросу, а когда на сайтах партнеров — актуальным интересам человека. Основные настройки — это выбор ключевых слов, ставок за показ или клик.
Таргетированная реклама охватывает аудиторию, которая соответствует заданным при создании кампании параметрам. Чтобы запустить такую рекламу, нужно настроить целевые группы по возрасту, полу, геолокации, интересам и поведению. Это позволяет показывать объявления релевантной аудитории.
Различие 2. Место размещения
Контекстные объявления показываются в поисковой выдаче и на площадках партнеров. В партнерскую сеть входят не только сайты, но и видеохостинги, приложения для мобильных устройств и Smart TV.
Таргетированные объявления размещаются в социальных сетях (ВКонтакте, Одноклассники), мессенджерах (Telegram), а также на площадках, которые входят в экосистему VK, включая сервисы Mail.ru, медиапроекты (Кинопоиск, Телепрограмма, Музыка и Афиша от Яндекса).
Различие 3. Аудитория
Контекст нацелен на пользователей, которые уже проявляют интерес к определенному товару или услуге. Аудитория состоит из людей, которые именно сейчас активно ищут конкретную информацию о продукте или в целом интересуются соответствующей тематикой.
Таргет охватывает более широкий круг пользователей. В него входят и те, кто еще не проявлял явного интереса к продукту, но может быть потенциально в нем заинтересован. Аудитория определяется по демографическим характеристикам, интересам, поведению и другим персональным данным.
Различие 4. Форматы рекламных объявлений
Контекстная реклама чаще всего представлена в виде текстовых объявлений: заголовок, краткое описание и ссылка на сайт. Также могут использоваться графические баннеры, видео и товарные объявления, но они всегда связаны с поисковыми запросами.
Таргетированная реклама дает больше простора для фантазии и креатива, ведь здесь нужно заинтересовать холодного пользователя. Рекламодателям доступны более разнообразные форматы объявлений: текстовые, графические, видео, карусели изображений, объявления с лид-формами для сбора контактов пользователей.
Различие 5. Стоимость размещения
В зависимости от выбранной стратегии контекстная реклама оплачивается за клики или за конверсии. В среднем минимальная цена клика составляет 90 копеек. На цену клика влияют тематика, конкуренция, релевантность объявления пользовательскому запросу, наличие в ключевых фразах «коммерческих» слов («купить», «цена»), корректировки, ставки других рекламодателей.
В таргетированной рекламе цена устанавливается за клик или за показ и определяется на аукционе. На ее стоимость влияют конкуренция, ставки других рекламодателей, ЦА (например, таргетинг на аудиторию мегаполиса будет дороже, чем показ объявлений жителям небольшого провинциального города). В целом таргетированная реклама обычно дешевле контекстной из-за меньшего числа конверсий. Так, минимальная ставка для рекламной записи во ВКонтакте — 10 копеек.
Когда эффективен контекст…
Контекстная реклама хорошо подходит в тех случаях, когда услуга или товар хорошо известны потенциальным покупателям, их уже ищут в интернете. Поэтому сделать выбор в пользу контекста стоит, когда вы хотите продвигать:
- продукты и бренды, которые уже известны пользователю, на которые есть спрос;
- продукты с очень широкой и размытой ЦА, которую сложно сегментировать по каким-то критериям, например онлайн-кинотеатр, который могут смотреть и подростки, и пенсионеры из любого города;
- продукты, которые нужны людям срочно, например такси, круглосуточную аптеку, доставку еды, эвакуатор и т. д.
… а когда таргет
Таргетинг работает на холодную аудиторию. Его целесообразно использовать, если вы запускаете кампанию для:
- новых продуктов и брендов, которые должны примелькаться ЦА;
- продуктов, которым требуется расширение аудитории;
- продуктов, которые легко сегментируются по полу, возрасту, географии или другим признакам, например салон красоты в конкретном городе;
- личной страницы, сообщества.
Стоит ли объединять в рекламной кампании контекст и таргет
Использование обоих видов рекламы усиливает результативность кампании. Контекст привлекает заинтересованных пользователей, а таргетированная реклама — расширяет охват и формирует долгосрочный интерес.
Такой подход увеличивает конверсию, охватывает разные этапы воронки продаж, повышает эффективность рекламных кампаний за счет комплексного воздействия на аудиторию.
Например, запускать сразу и контекст, и таргет удобно через онлайн-сервис click.ru. Здесь можно работать с разными рекламными площадками из единого окна, пользоваться бесплатными профессиональными инструментами и возвращать до 18% от рекламного бюджета.
Вместо заключения
Контекстная и таргетированная реклама — это разные методы веб-маркетинга, у которых есть свои особенности. Контекст ориентирован на удовлетворение текущих потребностей пользователей, которые уже проявляют активный интерес к продукту или услуге. Такая реклама эффективна для продвижения товаров с уже сформированным спросом. Таргет, напротив, помогает охватить более широкую аудиторию и создать интерес к новым продуктам или брендам, сформировать спрос.
Выбор между контекстом и таргетом зависит от целей рекламной кампании, характеристик продукта и целевой аудитории. Иногда лучше использовать один из методов, а иногда — комбинировать их, чтобы охватить все этапы воронки продаж и повысить эффективность маркетинговой стратегии.