Голосовой поиск стал частью повседневной жизни: с ним мы быстро получаем ответ на вопрос, строим маршруты, находим товары, заказываем такси. Особенно он актуален для людей, которые большую часть времени используют телефон, а не компьютер. У каждой крупной экосистемы или поисковика есть виртуальные помощники, а компании, учитывающие особенности голосовых запросов, могут получать больше клиентов. Читайте в статье click.ru о том, как продвинуть сайт в голосовом поиске.
Что такое голосовой поиск и как он работает
Почему голосовые запросы так популярны
Для какого бизнеса актуален голосовой поиск
Как оптимизировать сайт под голосовой поиск
Расширение семантического ядра
Учет местоположения пользователей
Что такое голосовой поиск и как он работает
Голосовой поиск (Voice Search) – технология распознавания речи, которая переводит устный запрос пользователя в текст, обрабатывает его и передает поисковым роботам, а затем выдает результаты. Чтобы отобрать подходящие ответы на пользовательский запрос, используются функции искусственного интеллекта.
Существует множество голосовых помощников, через которые происходит речевой набор текста: Алиса, Siri, Маруся, Салют, Олег и другие. Обычно программное обеспечение активируется фразой, например «Окей, гугл…». Или обращением: «Алиса, какой прогноз погоды на завтра?». Голосовой поиск работает на множестве устройств и операционных система: на Android, iOS, Windows и т. д.
Настройка и использование голосового набора очень просты, поэтому число пользователей функции увеличивается в геометрической прогрессии. Ожидается, что к 2030 году объем рынка голосовых помощников вырастет до 26,87 млрд долларов.
Благодаря умным колонкам технология обосновалась в повседневной жизни. Разработчики не собираются останавливаться: например, алгоритм Hummingbird компании Google помогает поисковым системам лучше понимать нестандартные запросы, сложные фразы и невнятную речь. По мере расширения возможностей голосового ввода компании должны адаптироваться под современные реалии.
Почему голосовые запросы так популярны
- Устно люди точнее формулируют вопросы, чем письменно. Формулировки получаются развернутыми, поэтому поисковые системы выдают более качественные результаты. Людям легче общаться с помощью слов, а не излагать мысли в виде текста. Поэтому устные запросы более естественные.
- Голосовой ввод доступен не только при непосредственной близости к устройству. Можно быстро получить нужную информацию даже за рулем или когда заняты руки. Если пользователь спешит по делам, ему удобнее сказать голосом несколько фраз, чем останавливаться и набирать текст.
- Голосовой поиск удобен для людей с ослабленным зрением. Не нужно настраивать огромную клавиатуру на девайсах: голосовые помощники дадут ответ на любой устный запрос. Это сильно облегчает интеграцию с глобальным миром людям с ограниченными возможностями.
Для какого бизнеса актуален голосовой поиск
Особенность голосового поиска в том, что чаще всего люди спрашивают, где найти какую-то услугу рядом с ними. Есть особенность: на запросы вроде «продуктовый магазин рядом со мной» устройства выведут исключительно ближайшие к пользователю магазины. Даже если немного дальше есть супермаркет с низкими ценами, большим ассортиментом и удобным расположением.
Поэтому в первую очередь продвижение в голосовом поиске полезно локальным бизнесам, где важна привязка к местоположению. Например:
- офлайн-магазинам и сервисам. Если человеку нужно срочно купить конкретный товар или получить услугу, голосовой помощник ускорит процесс поиска. Пользователям не нужно переходить на сайт, так как нужна информация о контактных данных, адресах;
- кафе и ресторанам. Особенно в туристических районах. Если человеку нужно срочно перекусить, то выбор падет на ближайшее заведение;
- службам доставки. Здесь тоже важна скорость. Людям необходимо все и сразу, поэтому они ищут ближайшую компанию, которая быстро доставит ресторанную еду, продукты, посылки и т. д.;
- такси. Для вызова такси нужна только контактная информация. Поэтому выгодно попасть на первую страницу поисковой выдачи после того, как пользователь сделал голосовой ввод.
Также голосовой поиск полезен:
- онлайн-магазинам. Голосовые помощники могут добавлять товары в корзину, оформлять покупки и советовать покупателям другие товары на основании истории покупок (например, так делает Alexa от Amazon). Скорость и персонализация подкупают пользователей, которые экономят время;
- информационным порталам. Диктовка делает проще быстрый поиск новостей, различных данных и ответов на вопросы. Голосовая оптимизация блогов, СМИ и других веб-ресурсов тоже выгодна бизнесу.
Как оптимизировать сайт под голосовой поиск
Основные принципы такие же, как и в SEO. Однако есть параметры, на которые нужно обратить особое внимание.
Техническая оптимизация
Для продвижения в голосовом поиске необходимо выполнить следующие действия.
Обеспечить быстродействие и работоспособность
Скорость напрямую влияет на конверсии: чем быстрее грузится сайт, тем выше вероятность, что пользователь не покинет его и выполнит целевое действие. У Google есть инструмент PageSpeed Insights. Он бесплатно оценивает скорость загрузки сайта и дает советы по улучшению.
Что важно сделать?
- Избавиться от файлов, которые нагружают сайт. У нового ресурса всегда максимальная скорость. Но, например, как только он начинает наполняться фотографиями в максимальном разрешении на профессиональную камеру или другим контентом, скорость тут же падает. Поэтому прежде чем начать продвижение в голосовом поиске, необходимо оптимизировать сайт по скорости.
- Выбрать надежный и быстрый хостинг. Без качественного хостинга будет сложно обеспечить быстродействие, высокую доступность и безопасность работы. Проблемы с хостингом могут негативно повлиять на опыт посетителей и в целом на репутацию бизнеса.
Проверить возраст домена
Чем старше доменное имя, тем выше доверие поисковых систем. Такие ресурсы могут иметь преимущество в рейтинге перед более «молодыми» сайтами – их чаще посещают, они лучше проиндексированы, имеют больше обратных ссылок и устойчивее к изменениям алгоритмов поисковых систем. Как только появилась мысль создать сайт, надо сразу зарегистрировать доменное имя и повесить на него заглушку. Так начнет отсчитываться возраст домена.
Подключить SSL-сертификат
Это электронный документ, который защищает передачу данных между браузером и веб-сервером. Он гарантирует, что данные, которые вы отправляете через интернет, останутся конфиденциальными – их не смогут изменить или подделать.Также SSL-сертификат подтверждает, что сайт соответствует требованиям надежности и безопасности.
Создать быструю мобильную версию
По данным компании Electronics Hub, среднее время за экранами мобильных устройств в России – 48% от общего времени бодрствования:
Поэтому у сайта должна быть мобильная версия. Разумеется, которая быстро грузится и работает без ошибок. Стоит разработать AMP-страницы (по версии Google) и турбо-страницы (по версии Яндекса). Эти технологии позволяют оптимизировать страницы мобильной версии сайта для быстрой загрузки и улучшения пользовательского опыта.
Включить микроразметку Schema.org
Микроразметка – это структурированные данные, которые вы добавляете в HTML-код своего веб-сайта. Так поисковый робот понимает, что именно означает каждая часть контента и предоставляет информацию пользователям. Схема, как правило, включает важную информацию о бизнесе: часы работы, адрес, отзывы, способы связи и т. д.
Расширение семантического ядра
Существуют два главных отличия голосового поиска от привычной семантики.
Простые фразы. К написанию запроса в поисковой строке человек подходит осознанно: старается подобрать конкретные и правильные слова. Когда он делает запрос голосом, то изъясняется так же, как и в повседневной жизни. Поэтому для голосового поиска нужно подбирать наиболее простые словесные обороты – voice-friendly.
Наличие ярко выраженного интента. Фразы голосового поиска имеют самый яркий интент («открой», «включи», «найди», «построй») по сравнению с фразами привычного поиска. В голосовые команды человек всегда вкладывает четкое намерение. Интент в голосовых фразах нужно выражать коротко и максимально лаконично. Не нужно переделывать коммерческую страницу под голосовой информационный запрос или наоборот. Не сработает. Нужно использовать максимально упрощенную и даже разговорную семантику.
Длинные запросы. Устные запросы длиннее, чем письменные. Они включают большое количество дополнительных слов и «хвостов». Например, «Где купить корм для кошки в Москве?». Письменный запрос, скорее всего, будет выглядеть в два раза короче: «корм для кошки в Москве», «купить корм для кошки». Поэтому нужно добавлять в СЯ полные фразы, даже если они не высокочастотные.
Также при сборе семантики нужно использовать:
- различные сокращения;
- запросы, которые начинаются с вопросительных слов «кто», «как», «где», «что», «когда», «почему» и пр.;
- жаргон и сленг;
- специфические выражения, которые люди применяют в общении друг с другом.
Например, письменный запрос «Обучение в РЭУ Плеханова» устно может звучать как «Учеба в Плешке» – многие так называют известный университет. Поэтому такое бытовое название можно использовать в качестве ключевого слова. Однако обязательно учитывайте, насколько адекватно будут смотреться такие ключи в tone of voice вашего сайта.
Чтобы оптимизировать сайт под длинные голосовые запросы, нужно собрать низкочастотные поисковые фразы. Ключи можно подобрать с помощью Яндекс Вордстата, «Подбора слов и медиапланирования» от click.ru и других специальных сервисов, но еще один вариант – изучить целевую аудиторию и пообщаться с клиентами. Например, можно уточнить напрямую, как они озвучивают запрос. Также найти ключевые слова можно на форумах, где люди свободно общаются, используют привычные выражения.
Работа с контентом
В подготовке текстов для оптимизации сайта для голосового поиска есть нюансы. Вот некоторые из них.
Оптимизируйте контент для Featured snippets
Featured snippet – быстрые ответы Google – это сниппет, который находится на самом верху выдачи и, по сути, занимает нулевую позицию. Он содержит информацию, которая коротко и точно отвечает на вопрос пользователя. Пользователи обычно чаще кликают по Featured snippets, чем по результатам поиска, расположенным сразу под сниппетом.
Большинство голосовых помощников распознают такие блоки и часто используют их для ответа на вопросы пользователей. Точных рекомендаций как попасть в Featured snippets нет, но в целом Google учитывает несколько сигналов:
- абзацы, расширяющие конкретный вопрос;
- списки;
- технический контент в виде HTML- таблицы;
- контент, выделенный с помощью тегов.
Создавайте подробный контент без воды
По статистике, средняя длина текста в топ 10 Google более 2400 слов. Длинные и подробные статьи занимают более высокие позиции.
В таких лонгридах много контента, который может быть источником ответов на голосовые запросы пользователей.
Вот несколько советов, которые помогут добавить «глубину» в контент:
- используйте подзаголовки, чтобы подробнее раскрыть тему;
- запишите все вопросы, на которые хотите ответить в статье, а потом ориентируйтесь на них при написании контента;
- добавьте оглавление;
- делайте разделы небольшими, но дающими исчерпывающую информацию;
- добавьте блок «Вопрос-Ответ» в конце статьи.
Контент должен содержать минимум воды и максимум конкретной информации. Избегайте бессмысленных и длинных вступлений и помните: без качества количество никому не нужно. Важно, чтобы контентом делились. Это тоже влияет на голосовой поиск.
Пишите простым языком
Среднестатистический результат голосового поиска написан на уровне чтения старших классов. Поэтому не нужно усложнять контент, чтобы смысл казался более авторитетным и убедительным. Чем проще, тем лучше.
Создайте раздел FAQ
Раздел FAQ – оптимальная форма контента для выдачи голосовых запросов. Составьте список наиболее актуальных вопросов, которые люди задают о продукте или сервисе. На каждый вопрос дайте краткий, существенный и ясный ответ, который будет понятен всем.
Учет местоположения пользователей
Локальное SEO очень важно для голосового поиска. Можно зарегистрировать компанию для голосового поиска в Яндекс Бизнесе, Google Мой Бизнес, добавить карточку в навигаторы, геосервисы. Нужны уникальные фотографии и полезное описание компании. Сделайте акцент на удобстве и пользе для местного клиента. Главное – оперативно обновлять данные. Не стоит подходить к этому формально. Чем больше отзывов будет на компанию, тем лучше будет для ранжирования сайта в локальном поиске.
Еще один нюанс – привычные жаргонные выражения могут различаться в зависимости от региона. Это надо обязательно учитывать при продвижении бизнеса. Например, в Омской области шапку-ушанку называют «обманка», а в Новосибирской – «формовка».
Основные выводы
Голосовой поиск – технология, которая меняет наш мир уже сейчас. В ближайшем будущем ее популярность продолжит набирать обороты. Традиционное SEO пока никуда не уйдет, но нужно быть готовым к поиску без страниц выдачи, росту влияния простого контента, понятного искусственному интеллекту, и многому другому.
Идеальная страница под запрос для голосового поиска:
- принадлежит авторитетному домену и имеет SSL-сертификат;
- попала в Featured snippet;
- содержит контент с длинными, разговорными, вопросительными ключами;
- быстро загружается и адаптирована под мобильные устройства;
- содержит длинноформатный контент, который написан простым и понятным языком. Также это может быть страница с часто задаваемыми вопросами и ответами по 30–55 слов, которые оптимизированы под вопросительные ключевики и звучат естественно.
У такой страницы есть все шансы понравиться роботу в качестве ответа на запрос голосового поиска.