Узнаваемость бренда — один из самых важных факторов, влияющих на выбор потребителя. От 40% до 60% потребителей предпочитают покупать товары у брендов, с которыми уже знакомы. Чем чаще бренд мелькает в сознании клиентов, тем выше шансы на покупку. Но как добиться того, чтобы ваш бренд стал знакомым большому числу людей? В этой статье мы рассмотрим проверенные способы повышения узнаваемости бренда, которые активно используют компании по всему миру.
Оглавление
- Это база: главное про узнаваемость бренда
- Какая бывает узнаваемость?
- Зачем измерять и повышать узнаваемость?
- Как измерять и отслеживать узнаваемость?
- Как повысить узнаваемость бренда: 6 способов
- 1. Продуманный и узнаваемый брендинг
- 2. SEO-продвижение по брендовым запросам
- 3. Охватная реклама
- 4. Сотрудничество и коллаборации
- 5. Внешний контент-маркетинг
- Итоги
Это база: главное про узнаваемость бренда
Обсуждая способы повышения узнаваемости ниже, мы обязательно будем упоминать ее типы и способы измерения. Поэтому ниже мы очень кратко и простыми словами объяснили основы.
Какая бывает узнаваемость?
Вот 3 основных вида, разницу между которыми важно понимать.
1. Спонтанная
Это самая высокая степень узнаваемости, когда ваш бренд первым приходит на ум у потребителя после общего вопроса, например: «Какие бренды газированных напитков вы знаете?». Спонтанная узнаваемость крайне важна, потому что она значительно повышает вероятность того, что потребитель выберет ваш продукт среди конкурентов. Если бренд вспоминается первым — он называется top-of-mind.
2. Узнаваемость с подсказкой
Этот тип узнаваемости проявляется, когда потребитель не может вспомнить бренд сразу, но он отмечает его как знакомый, если ему напомнить, например, при помощи логотипа или слогана. Узнаваемость с подсказкой позволяет бренду оставаться в поле зрения потребителей и играть роль «второго выбора», если бренд с более высокой спонтанной узнаваемостью недоступен.
3. Постоянное знание
Это не просто кратковременная осведомленность, а уверенность в том, что человек всегда вспомнит о вашем бренде, когда потребуется товар вашей категории. Постоянное знание помогает выстроить долгосрочные отношения с клиентами и поддерживать высокий уровень лояльности. Например, такие бренды, как Samsung или L’Oréal, ассоциируются с качеством и стабильностью на протяжении многих лет.
Слоган L’Oréal — один из самых узнаваемых в мире
Зачем измерять и повышать узнаваемость?
У высокой узнаваемости очень много плюсов!
- Формирование спроса. Чем больше людей знают о вашем бренде, тем больше потенциальных клиентов могут зайти в вашу воронку продаж и впоследствии совершить покупку.
- Ускорение принятия решений. Хорошо узнаваемый бренд сокращает время, которое покупатели тратят на выбор. Знакомые марки вызывают меньше сомнений.
- Повышение доверия и лояльности аудитории. Чем чаще потребители видят и взаимодействуют с брендом, тем больше доверия он вызывает, что повышает вероятность выбора вашего продукта. Узнаваемость способствует удержанию клиентов, превращая их в лояльных покупателей и амбассадоров бренда.
- Отстройка от конкурентов. Узнаваемость помогает компании выделяться за счет уникальных визуальных или вербальных элементов, которые создают устойчивые ассоциации.
Как измерять и отслеживать узнаваемость?
Пойдем от простого к сложному.
Анализ поисковых запросов
Для этого собирают статистику о количестве запросов, содержащих название бренда, и его позиции в поисковой выдаче. Чем чаще бренд появляется в первых строках поисковиков, тем лучше он запоминается пользователям.
Анализ статистики в соцсетях
Для анализа вовлеченности в соцсетях измеряют лайки, комментарии, репосты, упоминания и охват. Их отслеживают в динамике и анализируют тональность упоминаний.
Опросы и анкетирование
Именно они помогают исследовать 2 главных типа узнаваемости:
- спонтанная (неподсказанная) — респондентов просят назвать бренды, которые приходят на ум в определенной категории (например, «Какие бренды смартфонов вы знаете?»);
- подсказанная — респондентам показывают список брендов, и они отмечают те, которые они знают.
Аудит репутации
Это комплексное исследование восприятия бренда в интернете и медиа. Он помогает понять, как целевая аудитория, партнеры, конкуренты, регуляторы и СМИ воспринимают бренд. Аудит охватывает анализ отзывов, рейтингов на картах и в сервисах вроде 2ГИС, характер публикаций в СМИ и онлайн-изданиях. Провести такой аудит можно как с помощью профессионалов, так и самостоятельно.
Репутация в сети складывается из совокупности всей обратной связи о компании
Brand Lift
Этот инструмент помогает понять, как конкретные креативы или платформы влияют на имидж, узнаваемость бренда и привлечение аудитории. Для этого используют опросы аудитории, которые проводятся до и после показа рекламы. Участников могут спросить, помнят ли они бренд, изменилось ли их отношение к нему или возникло ли желание купить продукт.
Примеры вопросов в исследовании Brand Lift от Яндекса
Итак, теперь у вас есть базовые знания про узнаваемость, которые позволяют не просто оценивать текущие позиции бренда, но и строить стратегии для его дальнейшего роста и укрепления на рынке. Переходим к главному.
Как повысить узнаваемость бренда: 6 способов
Любая рекламная активность способна повлиять на узнаваемость. Но одни стратегии чуть более эффективны, чем другие. Вот они.
1. Продуманный и узнаваемый брендинг
Брендинг — это не просто логотип и фирменный стиль. Это совокупность множества сигналов, которые считываются целевой аудиторией на самых разных уровнях: ассоциативном, эмоциональном, поведенческом и когнитивном.
Вот эти сигналы и их особенности.
- Визуальные. К ним относятся логотип, фирменные цвета, шрифты, дизайн упаковки, стиль фотографий и иллюстраций.
- Вербальные. Это название бренда, слоган, речевые модули в рекламных кампаниях, стиль общения (tone of voice).
- Аудиосигналы. Вот что к ним относится: звуковой логотип (джингл), музыкальные темы, голосовые сообщения, особые звуки, связанные с продуктом (например, звук открывания банки).
- Ассоциативные. Это знаменитости и амбассадоры бренда, персонажи и маскоты, события и мероприятия, в которых часто участвует или которые спонсирует бренд, а также инициативы, которые бренд поддерживает.
Чтобы повысить узнаваемость бренда, важно интегрировать все эти сигналы в единую стратегию. Каждый элемент брендинга должен работать на создание четкого и запоминающегося образа компании, который будет легко воспринимаем целевой аудиторией. Визуальные и аудиосигналы усиливают идентификацию бренда, вербальные помогают установить связь, донести информацию и повысить доверие, а ассоциативные создают эмоциональные связи. Когда все это гармонично сочетается, бренд становится более заметным и прочно закрепляется в сознании потребителей.
2. SEO-продвижение по брендовым запросам
Зачем нужно выводить ваш бренд в топ поисковых запросов? Это позволит убрать негатив за пределы самых просматриваемых страниц выдачи и не оставит конкурентам шансов переманить ваших клиентов. Вот какие решения можно использовать для этого.
- Оптимизация сайта. Добавьте брендированные ключевые слова в заголовки страниц, метатеги, описания и основной текст на сайте.
- Локальная SEO-оптимизация. Зарегистрируйте бизнес на картах Google, Яндекс Картах и других популярных геосервисах, тщательно заполнив карточки компании там. Разместите информацию о вас в классифайдах (например, Avito, Юла) и в онлайн-справочниках, таких как 2ГИС, Яндекс.Справочник и др.
- Магазин бренда на маркетплейсах. Страницы Ozon, Wildberries и Яндекс Маркета все чаще показываются в поисковой выдаче. Создав там брендированный магазин с товарами, можно отвоевать сразу несколько позиций в топе.
Пример того, что первые позиции топа заняты ресурсами компании
- Тщательная работа с отзывами. Управляйте отзывами на как можно большем количестве площадок, которые находятся в топе поиска. Это могут быть карты, отзовики, соцсети и другие ресурсы.
- Контент-маркетинг. Регулярно создавайте контент, в котором упоминается ваш бренд. Это могут быть статьи в блогах, пресс-релизы, видео, посты и видео в соцсетях.
- Мобильное приложение. Сделайте так, чтобы страницы в сторах, посвященные вашему мобильному приложению, занимали топовые позиции по брендовым запросам. Размещайте ключевые слова с упоминанием бренда в описаниях приложения в App Store, Google Play и на вашем сайте.
Ваша цель — захватить первые 20 позиций, которые чаще всего просматривают люди, и вытеснить возможную негативную информацию о бренде дальше.
3. Охватная реклама
Она направлена не на продажи, а на привлечение максимально широкой аудитории. Ее цель — повысить узнаваемость бренда, охватив как можно большее число людей. В отличие от перфоманс-рекламы, охватная ориентируется не на немедленный отклик или конверсии, а на долгосрочное воздействие и запоминаемость бренда.
Вот 3 популярных и доступных площадки для запуска такой рекламы в России.
- Сервисы и сайты-партнеры Яндекса (РСЯ). Здесь доступно множество рекламных форматов, включая статичные, анимированные баннеры, видеообъявления и даже аудиореклама в Яндекс Музыке и в радиотрансляциях. Реклама крутится не только в сервисах Яндекса, но и на более чем 50 000 сайтах-партнерах. Это позволяет показывать вашу рекламу миллионам пользователей, делая упор на широкие охваты.
- Социальные сети. Во ВКонтакте и Одноклассниках можно запустить охватную рекламу в виде постов, сторис, каруселей и видеороликов. Реклама появляется в ленте новостей, сторис, видеоплеерах и даже в рекомендательных разделах, обеспечивая максимальную видимость среди аудитории.
- Авито. Здесь доступны такие форматы, как баннеры на страницах категорий и поиска, брендированные объявления и спецразмещения.
4. Сотрудничество и коллаборации
Современные потребители ценят бренды, которые остаются на виду, взаимодействуют с другими и активно поддерживают разные инициативы. Давайте рассмотрим основные формы сотрудничества, которые помогают брендам повышать свою узнаваемость.
Инфлюенс-маркетинг
Сотрудничество с блогерами и лидерами мнений дает возможность напрямую обратиться к целевой аудитории через тех, кому она доверяет. Например, косметический бренд может организовать тестирование новой линии продуктов с популярным бьюти-блогером, который покажет использование товаров в своих видео или постах. Это позволяет бренду создать честный и живой диалог с аудиторией и повысить доверие. Реальный пример — бренд косметики Beauty Bomb, который невероятно активно работает с блогерами, заказывая у них рекламу, делая подарки и даже приглашая их стать лицом новой линейки.
Marina Luxious представляет коллекцию HOOLIGUNS
Коллаборации с другими брендами
Это стратегический союз, который выгоден обеим сторонам: каждый бренд может использовать сильные стороны другого, чтобы усилить свой имидж и привлечь себе часть аудитории партнера. Две главные цели коллаборации — предоставление клиентам чего-то нового, эксклюзивного и совместное продвижение. Благодаря таким союзам компании могут быстрее выйти на новые рынки, сэкономить на рекламных затратах и эффективно использовать уже существующую клиентскую базу друг друга.
Пример успешной коллаборации — серия конструкторов Brick Labs с героями «Союзмультфильм»
Спонсорство
Поддержка мероприятий, проектов или общественных инициатив помогает бренду стать частью значимых событий. Например, компания может быть спонсором музыкального фестиваля или спортивного мероприятия, размещая свой логотип на сценах, баннерах и промо-продукции. Это усиливает ассоциацию бренда с положительными эмоциями и событиями.
Организация и участие в мероприятиях
Проведение собственных событий или участие в отраслевых конференциях, выставках и ярмарках помогает укрепить позиции компании на рынке и наладить связи с клиентами. Примером может служить проведение отраслевой конференции или участие в профильной выставке, где бренд демонстрирует свои новинки. Такие мероприятия создают личный контакт с аудиторией и запоминаются надолго.
Одна из самых известных конференций, организованных бизнесом, — Альфа Конфа
5. Внешний контент-маркетинг
Такой подход позволяет выйти за пределы собственных каналов и достучаться до новых пользователей через авторитетные и популярные веб-ресурсы. Важно выбирать подходящие площадки, которые соответствуют вашей аудитории и сфере бизнеса.
- IT-компаниям подойдут такие платформы, как Habr, IT-World или Код Дурова.
- Бьюти-брендам будут полезны порталы вроде BeautyHack, BeautyInsider и Beauty Hunter и подобные, где можно делиться экспертными мнениями, полезными советами и трендами индустрии, одновременно ненавязчиво представляя свои продукты.
- Для маркетинговых агентств неплохим выбором станут VC, Cossa, Лайкни, Spark и др.
- Если ваша компания занимается исследованиями и аналитикой, можно размещаться на новостных ресурсах, таких как РБК, Коммерсант, Эксперт, Известия и др. Это поможет заявить о себе широкой аудитории.
На некоторых площадках блог может завести любой желающий
Конечно, это лишь примерный перечень площадок — на самом деле их гораздо больше.
Год за годом высокую эффективность по повышению узнаваемости и привлечению трафика демонстрируют следующие типы публикаций:
- экспертные статьи и исследования — детальные обзоры продуктов, отраслевые исследования, мнения профессионалов, аналитика;
- кейсы и примеры успешных проектов — наглядная демонстрация результатов работы и решения реальных проблем;
- интервью с руководителями и экспертами — помогают укрепить имидж компании как профессионала в своей сфере.
Итоги
Чтобы повысить узнаваемость бренда, важно с умом сочетать различные стратегии: SEO-продвижение, рекламу, работу с отзывами, инфлюенс-маркетинг и сотрудничество с другими компаниями и блогерами. Каждый из этих способов приносит свой результат, но вместе они создают мощный эффект. Если рекламных каналов много, важно продумать и оптимизировать работу с каждым из них. Легко управлять всей платной рекламой можно через сервис click.ru. Он помогает быстрее и проще создавать объявления, отслеживать KPI и маркировать рекламу в несколько кликов. Последнее особенно удобно, если вы запускаете охватную рекламу и у вас множество креативов для различных площадок и аудиторий.