Анализ целевой аудитории – обязательный этап любой маркетинговой кампании. Рассказываем, как и с помощью каких инструментов его проводить.

Почему важно анализировать целевую аудиторию

Инструменты для анализа ЦА

Google Analytics

Яндекс Метрика

Liveinternet

SimilarWeb

Facebook* Audience Insights

Instagram* Insights

ВКонтакте «Статистика страницы»

Telemetr

CleverTarget

Keyhole

Unisender

Яндекс Взгляд

Инструменты click.ru для работы с ЦА

Рекомендации по использованию инструментов для анализа ЦА

Почему важно анализировать целевую аудиторию

Целевая аудитория – потенциальные потребители услуг или покупатели товара. Зная свою ЦА, можно направлять рекламу именно на заинтересованных в продукте людей, что повышает эффективность маркетинга и снижает расходы.

Выявлять и анализировать ЦА важно как на стадии запуска, так и на протяжении всего жизненного цикла продукта. Это позволяет решать целый ряд задач:

  • выстраивать более эффективную коммуникацию с потенциальными потребителями – говорить на их языке;
  • направлять усилия и бюджет на наиболее заинтересованные в продукте группы людей;
  • адаптировать продукт под пожелания и предпочтения аудитории;
  • выделять свой продукт на рынке и отстраиваться от конкурентов.

Бизнес без анализа ЦА всегда безадресный. Компания не знает, для кого работает, а ее потенциальные клиенты не понимают, зачем им нужны рекламируемые товары или услуги.

Инструменты для анализа ЦА

Чтобы изучение ЦА было более глубоким и объективным, важно подключать аналитические данные, которые можно получить с помощью различных сервисов. Предлагаем познакомиться с подборкой популярных ресурсов.

Google Analytics

Классический инструмент для анализа аудитории сайта, которым пользуются больше половины сайтов в интернете. Он позволяет получить данные о количестве посетителей, страницах, которые они посмотрели, продолжительности пребывания на сайте и т. д.

В Google Analytics можно получить данные о географии, возрасте, интересах, активности пользователей, увидеть карту их поведения на сайте. Система показывает характеристики пользователей, которые пришли с рекламы. Это позволяет лучше понять свою ЦА и адаптировать сайт под ее потребности.

Отчет по демографическим данным ЦА в Google AnalyticsОтчет по демографическим данным ЦА в Google Analytics

Яндекс Метрика

Это система является аналогом Google Analytics от российского поисковика Яндекс. После установки на сайт счетчика Метрики можно получать всю основную информацию о посетителях ресурса. Особый интерес представляют следующие функции:

  • вебвизор – записывает экран пользователя во время визита на сайт;
  • тепловые карты скроллинга и кликов – показывают зоны страниц, где задерживается внимание пользователей, кнопки, на которые они кликают;
  • целевые действия – позволяют понять, выполняют ли пользователи нужные действия: кликают по кнопкам, открывают страницы и т. д.

Система дает возможность формировать и выгружать отчеты, в том числе с сегментацией пользователей и анализом поведения каждой группы.

Аналитическая информация об интересах посетителей сайта в Яндекс МетрикеАналитическая информация об интересах посетителей сайта в Яндекс Метрике

Liveinternet

Еще один сервис веб-аналитики для отслеживания аудитории сайта. Отличается очень простым и лаконичным интерфейсом. После установки счетчика можно получать самые разные данные о ЦА: размер аудитории за сутки, неделю, месяц, количество новых и постоянных посетителей, количество сессий на посетителя и их среднюю длительность, возвраты на сайт, просмотры на посетителя, географию посещений, демографию пользователей и т. д.

Каких-то современных интересных функций в Liveinternet нет, но его вполне можно использовать для получения основной информации о ЦА. Особенно удобно выгружать отчеты за месяц в формате PDF – в них вся аналитическая информация представлена в виде графиков и таблиц.

Наглядные диаграммы в отчете Liveinternet об аудитории сайта за месяцНаглядные диаграммы в отчете Liveinternet об аудитории сайта за месяц

SimilarWeb

С помощью этого сервиса для анализа сайтов и мобильных приложений можно узнать все основные сведения о целевой аудитории компании. В их перечень входят география, половозрастные данные, интересы, используемые соцсети, пути попадания на сайт, среднее время сессии, посещенные страницы, возвраты и т. д. Через SimilarWeb можно также получать аналитические данные о сайтах-конкурентах.

Сервис платный, месяц использования стоит от 125 USD. Есть пробный период, позволяющий оценить  все возможности системы до покупки тарифа.

Данные по географии ЦА сайта в SimilarWebДанные по географии ЦА сайта в SimilarWeb

Facebook* Audience Insights

Это бесплатный инструмент от Facebook*. Он дает подробные аналитические данные для анализа целевой аудитории при размещении рекламы в социальной сети. Facebook* Audience Insights открывает доступ к информации о географии, демографии, поведении, интересах пользователей, типах устройств, с которых они посещают соцсеть и т. д.

Половозрастная статистика в Facebook* Audience InsightsПоловозрастная статистика в Facebook* Audience Insights

Instagram* Insights

Инструмент рассчитан на тех, у кого есть аккаунт в Instagram*. С помощью него можно получать аналитические данные по профилю и сообщениям, чтобы составить портрет своей целевой аудитории. Сервис показывает не только основные данные по ЦА (пол, возраст, географию, количество подписчиков), но и информацию по ее вовлеченности и взаимодействию с контентом (лайкам, комментариям, сохранениям и перепостам записей).

Отчет об анализе аудитории в Instagram* InsightsОтчет об анализе аудитории в Instagram* Insights

ВКонтакте «Статистика страницы»

Этот инструмент позволяет определять и анализировать аудиторию личной страницы, группы или сообщества во ВКонтакте.

На личных аккаунтах доступна сокращенная версия статистики, которая включает данные об охвате аудитории (посещениях страницы, просмотре постов, фото и видео), посещаемости и активности.

Владельцы сообществ могут пользоваться расширенной аналитической информацией, которая включает, например, данные о вовлеченности аудитории. Это особенно важно при использовании таргетированной рекламы.

Данные об аудитории сообщества из статистики ВКонтактеДанные об аудитории сообщества из статистики ВКонтакте

Telemetr

Учитывая тот факт, что ежемесячная активная аудитория Telegram превышает 800 000 пользователей, нельзя обойти вниманием и инструменты для поиска и аналитики целевой аудитории в этом мессенджере.

Telemetr предназначен для анализа Telegram-каналов. В нем есть и данные об аудитории. Можно получить сведения о распределении подписчиков и посетителей по полу, региону проживания, языку, о показателе ER (вовлеченности).

Отчет Telemetr по анализу Telegram-каналаОтчет Telemetr по анализу Telegram-канала

CleverTarget

Это платный сервис, который позволяет получать данные о целевой аудитории с глубокой сегментацией. Доступны такие инструменты, как поведенческий и психографический анализ.

Интересно, что отбор и фильтрация ЦА осуществляются с использованием методов искусственного интеллекта. Отчеты можно хранить в облаке или скачивать на свой компьютер в разных форматах.

Стоимость использования инструментов для аналитики составляет от 10 рублей в минуту.

Страница для создания проекта по анализу ЦА в CleverTargetСтраница для создания проекта по анализу ЦА в CleverTarget

Keyhole

Сервис Keyhole предназначен для получения аналитических данных для профилей в соцсетях в режиме реального времени. Он анализирует ЦА страниц в Instagram*, X.com, Facebook*, TikTok, YouTube.

Также с помощью инструмента можно изучать социальные тенденции и тренды, отслеживать упоминания бренда в интернете, измерять охват рекламных кампаний и проводить другие операции. Сервис платный (от 89 USD в месяц), но есть пробный период.

Главная страница сайта keyhole.coГлавная страница сайта keyhole.co

Unisender

Этот сервис используется для автоматизации почтового маркетинга и позволяет составлять портрет ЦА для рассылок (email, чат-ботов, SMS) и анализировать ее. Доступны все базовые показатели: открытия, клики, доставляемость, отписки и жалобы, статистика устройств, география подписчиков, открываемость писем по времени. Система может интегрироваться с с Google Analytics или Яндекс Метрикой.

В сервисе есть бесплатный тариф с ограниченными возможностями, а пакеты для полноценной работы стоят от 588 рублей в месяц.

Так выглядит отчет о рассылке в UnisenderТак выглядит отчет о рассылке в Unisender

Яндекс Взгляд

Этот сервис позволяет создавать опросы и тесты, чтобы лучше узнать свою целевую аудиторию. Например, можно спросить у клиентов, насколько они удовлетворены продуктом и что хотели бы в нем поменять. Респонденты подбираются в Рекламной сети Яндекс по заданным пользователем параметрам. 

Сервис платный, есть разные тарифы – от простого опроса до UX-тестирования или теста бордоматиков или рекламных роликов. Доступны различные виды таргетингов. Отчеты можно просматривать в личном кабинете или получать в виде Excel-файлов.

Настройка опроса для анализа ЦА в Яндекс ВзглядеНастройка опроса для анализа ЦА в Яндекс Взгляде

Инструменты click.ru для работы с ЦА

Дополнительно к указанным сервисам для сбора и анализа целевой аудитории можно применять инструменты click.ru, которые доступны всем пользователям нашей экосистемы.

«Парсер сообществ ВКонтакте» и «Парсер пользователей ВКонтакте» ищут сообщества с нужной ЦА и активных пользователей. С их помощью можно без трудозатратных рутинных операций собирать базу для проведения рекламных кампаний и расширять ЦА своего бренда или продукта.

Рекомендации по использованию инструментов для анализа ЦА

Для максимально полного анализа целевой аудитории желательно использовать сразу несколько инструментов, так как у каждого из них есть свои преимущества и уникальные функции. Не стоит игнорировать бесплатные сервисы, которые собирают общедоступную информацию, например отчеты Росстата, Wordstat, Google trends.

Всю полученную информацию желательно собирать в специальные файлы или использовать для составления интеллект-карт ЦА – схем, которые визуально отображают и систематизируют сегменты ЦА. Такие карты можно создавать вручную или в специальных сервисах: Mindmeister, WiseMapping, Mind42 и других.

Важно проводить анализ ЦА не только в момент запуска бренда или продукта, но и в дальнейшем. Это обусловлено рядом причин:

  • меняется сама аудитория. Например, продукт выводится на рынок с прицелом на молодежь. Через несколько лет его ЦА переходит в новую возрастную категорию, но продолжает пользоваться продуктом. Соответственно, в товар или услугу должны быть внесены изменения;
  • меняются внешние обстоятельства: появляются конкуренты, возникают новые потребности и отпадают старые, изменяется покупательская способность и т. д.;
  • появляются новые инструменты и площадки для продвижения бренда или продукта.

Постоянный анализ целевой аудитории и применение его результатов для выстраивания и коррекции маркетинговой стратегии – важное условие успешного существования бизнеса. Только тот, кто хорошо знает своего потенциального клиента, его потребности, боли, возможности, может выпустить действительно нужный и популярный продукт. Надеемся, наша подборка сервисов для анализа ЦА поможет вам в знакомстве с вашей целевой аудиторией.

*Социальные сети Instagram и Facebook запрещены в РФ. Решением суда от 21.03.2022 компания Meta признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 16% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации