Простыми словами, интернет-маркетинг – это действия, направленные на увеличение прибыли компании с помощью сети. Работа маркетолога базируется на основных принципах современного маркетинга, а интернет – это еще одна площадка, с помощью которой можно организовать продажи и повысить узнаваемость бренда. При этом в онлайне проще отследить путь покупателя от первого взаимодействия до продажи и настроить рекламу на целевую аудиторию.

Основные направления интернет-маркетинга

Performance-маркетинг

Бренд-маркетинг

Инструменты интернет-маркетинга

SEO-продвижение

Платная реклама

Social media marketing (SMM)

Инфлюенс-маркетинг

Маркетинговые рассылки

Контент-маркетинг

Аналитика и управление продажами

Стратегия в интернет-маркетинге

Этапы разработки маркетинговой стратегии

Виды стратегий интернет-маркетинга

Преимущества интернет-маркетинга

Недостатки продвижения в интернете

Вывод

Основные направления интернет-маркетинга

Базовая цель интернет-маркетинга – увеличить доход. Меры, которые помогут это сделать, делят на два больших направления. Только комбинируя оба вида маркетинга можно занять лидирующие позиции в своей бизнес-нише.

Performance-маркетинг

Включает в себя прямые продажи. Это главное, для чего нужен интернет-маркетинг бизнесу. Работа заключается в генерации лидов, повышении продаж и среднего чека. Верное определение целевой аудитории в интернет-маркетинге – одна из первостепенных задач. Только точно зная, для кого предназначается продукт или услуга, можно подобрать максимально действенные инструменты интернет-маркетинга для привлечения новых и удержания старых клиентов. В performance-маркетинг могут входить такие бизнес-задачи:

  • работа с продуктом. Может потребоваться вывод на рынок нового продукта, ребрендинг старого, а также расширение точек продаж. Интернет-маркетолог должен исследовать рынок и сформировать аудиторию. С опорой на эти данные разрабатывается стратегия и этапы вывода нового продукта на рынок; 
  • увеличение продаж. Может потребоваться повышение среднего чека или увеличение объема или доли продаж определенного товара среди всего ассортимента. Интернет-маркетологу следует подобрать рекламные каналы для привлечения внимания к товару и составить скрипты по обработке потенциально возможных возражений. 

Бренд-маркетинг

Заключается в управлении репутацией бренда. Решение этой задачи интернет-маркетинга помогает повысить доход в долгосрочной перспективе и укрепить позиции компании на рынке. Бренд-маркетинг может быть направлен на эти цели: 

  • повышение узнаваемости. На это работает корпоративный имидж компании – оформление сайта, офиса/магазина, униформа, скрипты общения и пр. В зависимости от сферы бизнеса, его задач и ЦА интернет-маркетолог разрабатывает план создания имиджа компании, расширяющий внутренние корпоративные стандарты. Например, компания может выступать на мероприятиях, интересных ЦА, организовывать встречи ЦА с экспертами и пр.;
  • управление репутацией компании в сети. У пользователей должно быть доверие к продукции, сайту, возможность онлайн-связи с представителями. Формирование положительного имиджа компании заключается в том, чтобы клиенту было удобно взаимодействовать с брендом на всех этапах, а при возникновении проблем быстро решить их. Имидж компании в интернете легко разрушить, поскольку негативные отзывы пользователи пишут чаще, чем положительные. Важно отслеживать сообщения, отвечать на них, действительно помогать с решением проблем и мотивировать покупателей на обратную связь.

Инструменты интернет-маркетинга

Их выбирают в соответствии со стратегией. Так, для продвижения корпоративного или продающего сайта инструменты маркетинга могут предложить SEO, оптимизацию юзабилити. Большую роль в раскрутке лендингов и соцсетей будет играть контентная стратегия. Для упрочнения имиджа компании может потребоваться работа с блогерами. Рассмотрим основные инструменты digital-маркетинга. 

SEO-продвижение

Поисковый маркетинг, или SEO, – это стремление занять как можно более высокие позиции в выдаче Яндекса или Google. Доверие пользователей к сайтам из топа больше, так как они не содержат пометки «Реклама» и не попадают под баннерную слепоту. В маркетинге разработке и продвижению сайта важно уделить особое внимание, так как через него можно привлечь ЦА и со временем снизить стоимость посетителя. Из-за постоянного изменения алгоритмов поисковых роботов важно своевременно проводить оптимизацию, чтобы не потерять место в рейтинге.

Интернет-маркетинг

Платная реклама

  • Контекстная. Показывается людям в ответ на их запрос. Позволяет охватить широкую аудиторию при невысокой цене за клик. Легко настраивается с помощью инструментов Яндекс Директ и Google Ads. Для интернет-маркетинга контекстная реклама хороша тем, что настройки рекламных кабинетов площадки помогают задать точные параметры для показа, например, не транслировать рекламу пуховиков на жителей Сочи. 

Интернет-маркетинг

  • Таргетированная. Позволяет показать рекламу потенциальной ЦА с учетом интересов, геолокации, профессии, социального положения, уровня дохода и пр. Это не только хороший инструмент продаж – таргетированные объявления также используют для повышения лояльности к бренду. Плюс интернет-маркетинга в том, что можно максимально точно составить портрет ЦА, разделить его на сегменты и транслировать разные сообщения разным пользователям.

Интернет-маркетинг

Social media marketing (SMM)

Аккаунт в соцсети – почти отдельный сайт, на котором можно не только рассказывать об услугах и товарах, но и общаться с аудиторией. Бренду нужно зарегистрироваться на площадках, на которых присутствует его ЦА. СММ-маркетинг включает в себя разработку контент-плана и выбор инструментов, которые могут закрыть поставленные цели. Например, для формирования комьюнити стратегия интернет-маркетинга в СММ будет строиться вокруг обучающего и экспертного контента и инфоповодов, которые могут подтолкнуть подписчиков к дискуссии. На скрине ниже пользователи не только комментируют пост, но и вступают в общение друг с другом.

Интернет-маркетинг

Интернет-маркетинг

Инфлюенс-маркетинг

Стратегия инфлюенс-маркетинга в работе с блогерами и селебрити подразумевает онлайн-упоминание ими бренда в качестве прямой рекламы, составление обзоров, распаковок, участие в спецпроектах и пр. Инструментом инфлюенс-маркетинга также могут быть live-трансляции, куда блогер приглашен в качестве эксперта. На рынке инфлюенс-маркетинга размер аудитории блогера не всегда играет основную роль. Популярностью могут пользоваться камерные блоги с аудиторией до 3 тыс. подписчиков, где все воспринимаются «своими». Пример – на скрине.

Интернет-маркетинг

Маркетинговые рассылки

  • Email-маркетинг. Это коммуникация с ЦА при помощи рассылок на электронную почту. Стратегия email-маркетинга выстраивается в зависимости от этапа прохождения клиентом воронки продаж. Так, при знакомстве компания может прислать письмо о системе лояльности. На этапе продажи напомнить, что на товар в корзине снизилась цена.

Интернет-маркетинг

  • Мессенджер-маркетинг. Это инструмент продвижения в маркетинге, который дает возможность взаимодействовать с ЦА напрямую через отправку рассылок в VK, Telegram, WhatsApp, как это делают близкие люди. С помощью сообщений клиента можно провести по воронке продаж, получить лиды, сформировать лояльность. Главное, общаться кратко и по делу.

Интернет-маркетинг

Контент-маркетинг

Главные инструменты контент-маркетинга – тексты, видео, изображения и пр., которые компания в дальнейшем будет продвигать. Перед продвижением необходимо определить цели и разработать стратегию контент-маркетинга – что, где, как, когда и зачем компания планирует публиковать. Грамотный контент-план в маркетинге позволяет так спланировать публикации на разных ресурсах, чтобы они отвечали разным этапам воронки продаж.

Аналитика и управление продажами

Чтобы понять, какие инструменты маркетинга позволяют достичь наилучших результатов, и своевременно корректировать стратегию продвижения, важно регулярно проводить аналитику. Выбор метода будет зависеть от канала продвижения. 

Так, Яндекс Метрика и Google Analytics позволят отследить количество посетителей сайта, то, как они себя ведут на площадке, сколько из них совершают целевое действие, на каком этапе пользователи покидают сайт и пр. Показатель конверсии в интернет-маркетинге поможет увидеть, сколько пользователей от общего количества аудитории совершили целевое действие. Например, поставили лайк посту. Рассмотрим некоторые инструменты аналитики.

  • Веб-аналитика

Возможность точечного сбора данных и составления подробного отчета по рекламной кампании выгодно отличает интернет-маркетинг от управления продажами в офлайне. Инструменты веб-аналитики в маркетинге позволяют произвести оценку трафика, выстроить стратегию управления продажами и грамотно распределить рекламный бюджет. Так, Вебвизор поможет отследить действия пользователя на экране в течение всего времени нахождения на странице. Это дает возможность понять, что можно на ней улучшить. Яндекс Метрика и Google Analytics используют свои рекламные и поисковые стратеги и не обмениваются данными, поэтому в рекламе важно использовать UTM-метки. 

  • А/Б-тестирование

Инструмент для сравнения результатов. Например, страница с какой версткой удобнее для пользователя, на объявление с каким заголовком кликают чаще. Прежде чем запустить А/Б-тестирование в маркетинге, нужно подключить метрики, с помощью которых можно провести оценку.

Стратегия в интернет-маркетинге

Поскольку основная цель бизнеса – увеличение продаж, стратегия становится планом действий, которые ведут к повышению дохода. В digital-маркетинге стратегию нужно своевременно корректировать, проводя постоянную аналитику и выбирая наиболее рабочие инструменты. Плюс интернет-маркетинга также состоит в том, что можно живо откликаться на внешние события и через это лучше запоминаться пользователям.

Интернет-маркетинг

Этапы разработки маркетинговой стратегии

Нет стандартных пошаговых рекомендаций, которые подошли бы любому бизнесу. Воронка продаж в интернет-маркетинге, то есть пошаговые действия от первой встречи с брендом до совершения покупки, составляется на основе потребностей пользователя и выбора инструментов мотивации для его вовлечения. 

Также стратегию всегда нужно уникализировать в зависимости от поставленных целей. Среди основных этапов разработки маркетинговой стратегии выделяют 4 шага: 

  1. Анализ ЦА. Для увеличения продаж в маркетинге важно понимать, кто, почему и в каком случае выбирает товары или услуги бренда, сколько ЦА готова за них платить;
  2. Анализ конкурентов. Показывает их сильные и слабые стороны и позволяет определить направление для отстройки. На этом этапе разработки маркетинговой стратегии компании важно не копировать поведение конкурентов. Даже если компании работают в одной сфере, их ЦА может отличаться;
  3. Постановка целей и выбор методов продвижения. На этом этапе разработки стратегии маркетинга также формируются KPI по каждому каналу продвижения;
  4. Аналитика и корректировка. После всех этапов реализации маркетинговой стратегии необходимо регулярно снимать метрики каждого канала, чтобы выбирать наиболее успешные и своевременно корректировать направление развития бизнеса. В учет принимается также общая ситуация на рынке и в мире. Аналитические данные маркетолог получает из разных источников. Для оптимизации времени можно использовать специальные сервисы по сбору аналитики. Например, click.ru, интерфейс которого позволяет вносить корректировки в разные кампании.

Виды стратегий интернет-маркетинга

  • Комплексная стратегия. Основной вид стратегии маркетинга, использующий наиболее популярные приемы и каналы: создание сайта и лендингов, аккаунтов в соцсетях, ведение блога, настройку контекстной и таргетированной рекламы и пр.
  • Сетевая стратегия. Вид маркетинговой стратегии, целью которого является повышение узнаваемости и формирование имиджа компании за счет коллабораций с другими брендами, публикаций экспертного контента на разных площадках (не обязательно принадлежащих бренду). Хороший контент будет распространяться и повышать органический охват.
  • Вирусная стратегия. Вид рекламы в интернет-маркетинге, который распространяется самостоятельно. Например, креативное видео, необычный квест или приложение.

Преимущества интернет-маркетинга

  • Доступность информации. Онлайн-маркетинг и интернет-реклама дают возможность бренду рассказать все о товаре или услуге в удобном для пользователя формате. Прямое взаимодействие не требуется.
  • Полный охват аудитории через точные настройки рекламного кабинета.
  • Тесный контакт с ЦА, возможность прямого диалога и вовлечения, быстрого получения обратной связи.
  • Повышение доверия ЦА. Разработанные маркетингом стратегии продаж часто могут выглядеть нативно. Пользователь сам находит бренд в интернете, изучает его услуги и принимает решение о покупке.

Недостатки продвижения в интернете

Минусы интернет-маркетинга связаны не с инструментами как таковыми, а с рисками, обусловленными спецификой самого пространства работы.

  • Риск утечки данных о клиентах и вероятность мошенничества, что может негативно сказаться на имидже компании.
  • Высокая скорость распространения негатива на фоне отсутствия положительных отзывов.
  • Высокая конкуренция за внимание пользователя.

Рынок e-commerce растет с каждым годом, поэтому бизнесу для увеличения продаж важно использовать методы офлайн- и онлайн-маркетинга. Digital-формат продвижения позволяет провести точную аналитику и оценить результат от каждого вида рекламы в интернете. Продвижение в сети важно для любой компании. Для одних онлайн-продажи – основной канал дохода, для других – еще один способ привлечения клиентов. В зависимости от этого разрабатываются стратегии интернет-маркетинга компании. Максимальные преимущества от интернет-маркетинга можно получить, умея использовать онлайн-инструменты продвижения и проводить аналитику.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 16% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации