Пайплайн (от англ. pipeline – трубопровод) в продажах – это визуальное представление всех сделок компании на разных этапах их прохождения.
Какие данные содержит пайплайн продаж
Зачем нужен пайплайн
Пайплайн в продажах используется в следующих целях:
- визуализация процесса. Позволяет наглядно увидеть, на какой стадии находится каждая сделка, кто за нее отвечает и какие действия нужно предпринять дальше;
- повышение эффективности. Помогает оптимизировать процесс продаж, разбивая его на маленькие шаги, выявляя узкие места и слабые стороны;
- контроль и управление. С помощью пайплайна можно отслеживать прогресс каждой сделки, выявлять задержки и принимать своевременные меры;
- прогнозирование. Анализируя данные пайплайна, можно прогнозировать будущие продажи и планировать ресурсы;
- улучшение коммуникации. Все члены команды продаж имеют доступ к одной общей картине, что улучшает координацию и сотрудничество;
- повышение прозрачности. Все участники проекта видят, на какой стадии находится задача и кто за нее отвечает, что помогает избежать недоразумений и повысить ответственность.
Кто использует пайплайн
Пайплайн используют:
- менеджеры по продажам. Отслеживание сделок, планирование действий, коммуникация с клиентами;
- руководители отделов продаж. Контроль работы команды, оценка эффективности каждого менеджера, принятие стратегических решений;
- маркетологи. Оценка эффективности маркетинговых кампаний и каналов привлечения клиентов;
- владельцы бизнеса. Понимание общей картины процесса продаж, оценка финансовых показателей, принятие взвешенных решений.
Какие данные содержит пайплайн продаж
Вот основные данные, которые, как правило, присутствуют в пайплайне:
- информация о клиенте. ФИО, компания, контактные данные, история взаимодействий с клиентом;
- информация о продукте или услуге. Название, цена, срок поставки или выполнения;
- этап сделки. На какой стадии находится сделка в данный момент, например квалификация лида, предложение, переговоры, закрытие;
- ответственный менеджер. Кто занимается этой сделкой;
- сроки. Плановые и фактические сроки выполнения каждого этапа;
- вероятность закрытия. Оценка шансов на успешное завершение сделки в процентах;
- примечания. Любая дополнительная информация, которая может быть полезной для понимания сделки, например результаты встреч, особенности клиента;
- история изменений. Журнал изменений статуса сделки и других данных.
Клиент | Продукт | Этап | Менеджер | Вероятность закрытия | Срок закрытия | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Иванов Иван Иванович | Программа 1С | Переговоры | Петров Петр Петрович | 80% | 15.05.2024 | Клиент заинтересован в дополнительном модуле |
Пример данных пайплайна.
Этапы пайплайна
Главные этапы пайплайна продаж включают:
- идентификацию потенциального клиента. Поиск новых клиентов через различные каналы (маркетинг, рекомендации, холодные звонки), сбор информации о потенциальном клиенте, оценка его потребностей и соответствия целевой аудитории;
- квалификацию лида. Определение, насколько потенциальный клиент готов к покупке и соответствует профилю идеального клиента, выяснение его бюджета, сроков и других факторов;
- предложение. Разработка индивидуального коммерческого предложения, его отправка клиенту;
- переговоры. Обсуждение условий сделки, цены, сроков и других деталей, урегулирование возможных разногласий;
- закрытие сделки. Подписание договора или соглашения, оформление необходимой документации, получение оплаты;
- постпродажное обслуживание. Обеспечение удовлетворенности клиента, решение возможных проблем, дополнительные продажи.
Часто задаваемые вопросы
Откуда брать данные для пайплайна?
Из CRM- и рекламных систем.
Какие инструменты можно использовать при создании пайплайна?
Excel и Google Таблицы.