Маркетинг – это система стратегий и приемов, направленная на продвижение и продажу товаров или услуг, а также на выявление, формирование и удовлетворение потребностей клиентов с целью получения прибыли. Классическая 4P-модель маркетинга включает продукт (product), цену (price), место/каналы сбыта (place) и продвижение (promotion).
Функции и задачи маркетинга
Маркетинг выполняет ряд функций:
- аналитическая:
- изучение потребностей и желаний клиентов, анализ конкурентов, ниш, оценка рыночных тенденций;
- разделение аудитории на группы потребителей с похожими потребностями;
- позиционирование продукта на рынке;
- анализ внутренней и внешней маркетинговой среды;
- изучение факторов, влияющих на спрос;
- производственная:
- разработка товаров или услуг, которые соответствуют потребностям клиентов и обладают конкурентными преимуществами;
- совершенствование существующих продуктов;
- управление ассортиментом и циклом товаров и услуг от разработки до вывода с рынка;
- обеспечение соответствия продукта стандартам качества;
- сбытовая:
- организация продаж, создание системы, которая позволит донести продукт до клиентов;
- управление запасами и складским хозяйством;
- информирование клиентов о продукте и его преимуществах;
- использование различных методов для стимулирования продаж;
- ценовая:
- разработка ценовой политики и стратегий;
- установление цен с учетом издержек, спроса и конкуренции;
- управление ценообразованием, скидками, акциями;
- коммуникационная:
- продвижение товаров: реклама, PR, стимулирование сбыта;
- формирование бренда и имиджа компании;
- взаимодействие с общественностью и клиентами;
- управленческая (организационная):
- стратегическое планирование маркетинговой деятельности;
- реализация маркетинговой деятельности, выполнение плана;
- координация и контроль маркетинговых мероприятий.
К задачам маркетинга относят:
- удовлетворение потребностей клиентов. Создание продуктов, которые их закрывают;
- получение прибыли. Привлечение покупателей и увеличение продаж;
- повышение конкурентоспособности. Создание конкурентных преимуществ для бренда;
- увеличение доли рынка. Увеличение места на рынке, занимаемого компанией;
- повышение узнаваемости бренда и лояльности клиентов. Создание имиджа компании, укрепление ее позиций и формирование долгосрочных отношений с клиентами.
Таким образом, маркетинг обеспечивает комплексный подход к изучению рынка, созданию ценности для потребителя и эффективному продвижению товаров и услуг.
Виды маркетинга
Назовем основные классификации типов маркетинга.
В зависимости от объекта он бывает:
- товарным. Продвижение продуктов;
- сервисным. Продвижение услуг.
Также объектом маркетинга могут быть бренд, организация, концепция, идея, событие, личность, территория и т. д.
По виду спроса маркетинг делится на:
- конверсионный. Стимулирует спрос;
- ремаркетинг. Восстанавливает спрос;
- синхромаркетинг. Синхронизирует колебания спроса.
По охвату территории он может быть:
- локальным;
- региональным;
- национальным;
- международным (глобальным).
В зависимости от субъекта маркетинг бывает:
По типу маркетинговой стратегии он делится на:
- дифференцированный. Для узкого круга потребителей;
- недифференцированный. Массовый;
- концентрированный. Нишевый, для определенной группы потребителей.
По степени новизны выделяют:
- ремаркетинг. Для существующих товаров и услуг;
- развивающий маркетинг. Для модифицированных продуктов;
- пионерный. Для новых товаров и услуг.
В зависимости от площадки и метода продвижения существуют:
- офлайн-маркетинг. Использование традиционных методов, таких как наружная реклама, печатные издания, телевидение, радио;
- digital (интернет)-маркетинг. Использует онлайн-каналы для продвижения продуктов;
- контент-маркетинг. Привлекает и удерживает клиентов с помощью контента;
- SMM. Маркетинг в социальных сетях;
- SEO. Продвижение в поисковых системах;
- email-маркетинг. Продвижение по электронной почте;
- affiliate-маркетинг. Реклама товаров или услуг других компаний за комиссию;
- вирусный маркетинг. Быстрое распространение рекламных материалов через сарафанное радио, соцсети и другие каналы;
- партизанский маркетинг. Креативные и неожиданные методы продвижения;
- нейромаркетинг. Использование методов и техник нейронаук.
Вопросы-ответы
Основной план достижения маркетинговых целей компании, включающий сегментирование, целевые рынки, позиционирование, комплекс маркетинга.
Используются опросы потребителей, фокус-групп, наблюдение, экспертные интервью и другие инструменты.
С помощью CTR, ROI, ER, А/В-тестирования и других показателей и методов.