Бренд – это совокупность ассоциаций, чувств и ожиданий потребителей, которые возникают по отношению к продукту, услуге, компании или персоне. Он охватывает визуальные элементы (логотипы, цвета, упаковка), звуковые сигналы (музыка в рекламе), а также эмоциональные и психологические аспекты (ощущения, впечатления). Бренд формирует имидж и репутацию, позволяет выделиться среди конкурентов.

Примеры брендов, источникПримеры брендов, источник

Главные характеристики бренда

Виды брендов

Почему важно продвигать бренд

Как создать бренд

Вопросы-ответы

Главные характеристики бренда

Вот ключевые характеристики и составляющие бренда:

  • имя/название. Узнаваемое словесное обозначение. Лучше сделать его коротким, запоминающимся и отражающим суть бренда;
  • логотип. Должен быть визуально привлекательным и легко узнаваемым;
  • слоган. Должен быть лаконичным и выражать основную идею бренда;
  • лицо бренда. Человек или персонаж (маскот), представляющий его и ассоциирующийся с компанией;
  • фирменный стиль. Визуальные константы, идентифицирующие бренд, например цветовая гамма. Необходимо, чтобы они были едиными во всех каналах коммуникации;
  • целевая аудитория. Группа потребителей, на которую ориентирован бренд;
  • ценности. Ключевые идеи и принципы, на которых он базируется. Должны находить отклик у ЦА;
  • позиционирование. Место бренда в сознании потребителей относительно конкурентов;
  • репутация и имидж. Сложившееся восприятие и оценка бренда аудиторией;
  • качество товаров/услуг. Соответствие ожиданиям потребителей.

Виды брендов

Существует множество классификаций брендов.

В зависимости от объекта брендинга они бывают:

  • товарными. Бренды конкретных продуктов или линейки товаров компании. Например, Coca-Cola, iPhone, «Ласка»;
  • сервисными. Направлены на определенные услуги. К примеру, «Аэрофлот», Visa, «Сбер»;
  • корпоративными. Используются для всей компании: Samsung, LG, Avon;
  • личными (персональными). Бренды конкретных людей как публичных личностей: Генри Форд, Илон Маск, Олег Тиньков;
  • территориальными. Используются для региона или города: Швейцария, Москва, Сочи;
  • событийными. Создаются для конкретного события: фестиваля, выставки, соревнования, например Олимпийские игры, Чемпионат мира по футболу;
  • социальными. Бренды общественных организаций или инициатив: Greenpeace, Всемирный фонд дикой природы.

По уровню охвата бренды могут быть:

  • глобальными (международными, мультинациональными). Известны во всем мире;
  • национальными (федеральными). Популярны в пределах одной страны;
  • региональными. Распространены в одном регионе;
  • локальными (местными). Раскручены в пределах одного города или населенного пункта.

По типу позиционирования бренды делятся на:

  • престижные. Эксклюзивные и недоступные для большинства людей: Gucci, Rolex, Chanel;
  • массовые. Доступные для большинства: Nivea, Xiaomi, Sunlight;
  • нишевые. Для узкой целевой аудитории. Часто это косметика и парфюмерия.

В зависимости от типа ЦА бренды бывают:

  • B2B. Ориентированы на другие компании;
  • B2C. Нацелены на конечных потребителей.

По архитектуре бренды могут быть:

  • материнскими (корпоративными). Главные бренды, носители ключевых ценностей, такие как Sony, Microsoft, Apple;
  • суббрендами. Производные от материнских брендов: Sony PlayStation, Microsoft Xbox, iPhone;
  • зонтичными. Все товары и услуги компании выпускаются под одним брендом, например Яндекс, Nestle;
  • индивидуальными. Создаются отдельно для каждого продукта или услуги, противоположны зонтичным. К примеру, тоник «Красная княжна»;
  • лайн-брендами. Выпускают однотипную продукцию с небольшими отличиями от основной линейки, например печенье «Юбилейное» с разными вкусами;
  • домами брендов. Компания использует разные бренды для различных товаров или услуг: Unilever (Lipton, Dove, Domestos, Rexona и другие).

Почему важно продвигать бренд

Бренд обладает огромной ценностью для компании по следующим причинам:

  • повышение узнаваемости. Сильный бренд мгновенно узнается потребителями. Это повышает шансы, что клиент выберет именно ваш продукт;
  • привлечение новых покупателей. Хорошо продвигаемый бренд привлечет внимание новых клиентов и повысит продажи;
  • доверие потребителей. Известный бренд воспринимается как показатель качества и надежности. Люди охотнее покупают проверенную продукцию;
  • премиальная цена. Когда бренд ассоциируется с высоким качеством и престижем, он может продавать товары и услуги по более высокой цене. Это позволяет повысить доходы и рентабельность бизнеса;
  • преданность аудитории. Сильные эмоциональные связи с брендом формируют лояльность клиентов и ведут к повторным покупкам;
  • долгосрочное сотрудничество. Надежный бренд на долгие годы привязывает к себе целевую аудиторию;
  • дифференциация. Уникальный и запоминающийся бренд выделяет компанию среди конкурентов, создавая преимущество перед ними;
  • капитализация бизнеса. Сильный бренд значительно увеличивает стоимость компании в глазах инвесторов;
  • снижение рисков. Он более устойчив к изменениям на рынке.

Поэтому продвижение и поддержание бренда – это вклад в будущее и успех бизнеса.

Как создать бренд

Назовем основные этапы создания бренда.

  1. Исследование целевой аудитории и рынка. Понимание ЦА – основа для создания успешного бренда. Изучите своих потенциальных клиентов, их потребности, предпочтения и поведение, а также проанализируйте конкурентов и тренды на рынке.
  2. Определение уникальных ценностей и позиционирование. Обозначьте, чем ваш бренд будет отличаться от конкурентов и какие уникальные ценности предлагать потребителям. Определите его позицию – что потребители будут ассоциировать с брендом.
  3. Разработка названия и логотипа. Придумайте оригинальное название, которое легко запоминается, отражает ценности и характер бренда, идентифицирует его на рынке. Разработайте логотип и другие визуальные элементы, которые подчеркивают его идентичность.
  4. Разработка фирменного стиля. Создайте единые стандарты дизайна для всех графических материалов бренда.
  5. Создание истории и образа. Расскажите о своем бренде: его ценностях, миссии, истории. Создайте образ, который будет соответствовать его ценностям и привлекать целевую аудиторию.
  6. Разработка сообщений и коммуникация. Определите ключевые посылы бренда. Разработайте стратегию маркетинга и коммуникаций, которая будет поддерживать и транслировать его идентичность.
  7. Регистрация. Защитите свой бренд путем регистрации торговой марки и других юридических мер. 
  8. Продвижение. Разработайте и протестируйте маркетинговую стратегию и тактику, запустите рекламу для привлечения клиентов.
  9. Анализ эффективности. Регулярно оценивайте показатели эффективности продвижения и корректируйте стратегию брендинга.
  10. Контроль репутации. Отслеживайте упоминания о бренде, отзывы, мнения и при необходимости оперативно реагируйте на них.

Главное – создать целостный образ бренда и постоянно укреплять связи с потребителями. Успешный брендинг требует времени, усилий и креатива.

Вопросы-ответы

Какие есть способы продвижения бренда?

Реклама, в том числе интернет-, event- (событийный), инфлюенс-маркетинг, PR, спонсорство.

Как оценить эффективность продвижения бренда?

По степени узнаваемости (можно измерить с помощью опросов и исследований), доле постоянных клиентов, лояльности (NPS), вовлеченности (количество лайков, комментариев, репостов, подписок), количеству упоминаний бренда в СМИ, соцсетях, отзывов и их тональности, трафику на сайт бренда, конверсии, ROI.

Как повысить лояльность к бренду?

Предоставлять клиентам качественный сервис и поддержку, разрабатывать программы лояльности и бонусные системы, создавать сообщества и клубы вокруг бренда, совершенствовать продукт с учетом отзывов.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 16% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации