Один из ключевых инструментов достижения успеха в бизнесе – личный бренд. Узнаваемое имя, которое ассоциируется с вашими ценностями, навыками, опытом и репутацией, позволяет выделиться среди конкурентов, привлечь внимание клиентов и партнеров, а также повысить стоимость на рынке труда.

В этой статье мы подробно рассмотрим, что такое личный бренд, а также зачем и как его создавать.

Что такое личный бренд

Примеры сильных личных брендов

Зачем нужен личный бренд

Как построить личный бренд

Этап 1. Целеполагание

Этап 2. Позиционирование

Этап 3. Упаковка

Этап 4. Площадка

Этап 5. Контент

Этап 6. Продвижение

Коротко о главном

Что такое личный бренд

Личный бренд, по-другому еще называют «личный маркетинг», – это уникальный набор ассоциаций, которые возникают у окружающих при упоминании вашего имени. Это то, как вы выглядите в глазах других людей и что они о вас думают.

Не стоит путать личный бренд и имидж. Несмотря на то что имидж – это тоже образ, который вы создаете в обществе, он лишь является составляющим личного бренда, наряду с вашими навыками, профессиональными достижениями, идеями и высказываниями.

У личного бренда есть две главные характеристики – охват и репутация.

  • Охват – сколько человек о вас знает. Здесь не обязательно гнаться за большими цифрами и стремиться к стопроцентной узнаваемости. Достаточно, чтобы ваше имя было известно в профессиональной среде.
  • Репутация – имеется в виду оценка вашей честности, надежности, профессионализма и других качеств со стороны окружающих. Хорошая репутация помогает, а плохая – затрудняет продвижение личного бренда.

Личный бренд нужен блогерам, фрилансерам, предпринимателям, экспертам, бизнесменам, спортсменам и медийным личностям. Если вы хороши в чем-то и хотите, чтобы об этом узнало как можно больше людей, прокачивайте личный маркетинг – это поможет сформировать имидж и охватить большую целевую аудиторию.

Примеры сильных личных брендов

Начнем с личных брендов, известных во всем мире.

  • Илон Маск – это имя ассоциируется с автомобилями Tesla, компанией SpaceX, системой платежей PayPal, соцсетью Twitter – а с недавних пор X. Его знают не только как предпринимателя, но и как инженера и изобретателя, хотя не каждый сможет назвать изобретения, которые он создал с нуля, а не проспонсировал. Тем не менее, имя Маска уже закрепилось в истории автомобилестроения, покорения космоса и высоких технологий и ассоциируется с инновациями, изобретательностью и большими деньгами.
  • Ким Кардашьян – из звезды второсортного реалити-шоу ей удалось вырасти в сильный личный бренд, успешную бизнесвумен, трендсеттера и законодательницу мнений. Ее имя на слуху у каждого, кто хоть раз заходил в интернет.
  • Квентин Тарантино – режиссер «Криминального чтива» и «Однажды в Голливуде» занимается преимущественно кино, но даже у неискушенного зрителя есть четкое представление о его фильмах. Благодаря его влиянию в кинокругах появилось слово «тарантиновщина», которое вызывает в голове конкретные образы и за пределами кинематографа.

Из российских сильных личных брендов можно выделить Ксению Собчак, Олега Тинькова, Иду Галич, Константина Ивлева, Леонида Парфенова, Ирину Винер, Артемия Лебедева, Ивана Урганта. Эти имена знакомы большинству россиян и в представлении не нуждаются.

Зачем нужен личный бренд

Главная цель создания личного бренда – повышение узнаваемости и привлекательности человека в глазах потенциальных работодателей, клиентов, партнеров и других целевых аудиторий.

Например, телепередачи шеф-повара Константина Ивлева и его ролики на ютубе смотрят миллионы зрителей не потому, что он готовит лучше всех в мире, а благодаря сильному личному бренду – за Ивлевым любопытно наблюдать, у него хочется учиться, его интересно слушать.

Прокачивать личный бренд нужно по нескольким причинам. Потому что он:

  • привлекает клиентов – люди охотнее прислушиваются к тем, о ком что-то знают;
  • упрощает поиск клиентам – им легче найти ваши контакты, а вам можно реже себя рекламировать;
  • помогает монетизировать аудиторию – проще создавать и продвигать авторские продукты;
  • ускоряет заключение сделки – когда ваши сильные стороны подсвечены, а экспертность подкреплена известными примерами, заказчику не нужно тратить время на проверку ваших навыков;
  • помогает налаживать связи – с вами хотят работать лучшие представители индустрии: инфлюенсеры, пиарщики, медийные лица;
  • проще привлекать инвесторов и рекламодателей – компании сами ищут людей с сильным личным брендом, которые могли бы представлять их продукты.

Как построить личный бренд

Рассказываем поэтапно, как создать и развивать.

Этап 1. Целеполагание

Чтобы понять, зачем вам личный бренд, ответьте на вопросы:

  1. В чем я эксперт?
  2. С кем или с чем я ассоциируюсь у людей?
  3. Какой образ я хочу сформировать в сознании людей?

Честно и подробно ответив на эти вопросы, вы доберетесь до главного: чего я хочу добиться с помощью личного бренда? Ответ на этот вопрос и будет основной целью вашего личного бренда. Отвечать нужно конкретно, а не общими фразами – взгляните на примеры.

Вопрос: чего я хочу добиться с помощью личного бренда?

Общие ответы: хочу разбогатеть / стать известным / попасть в телик.

Конкретные ответы: хочу иметь на 15% больше рекламных контрактов / продать 100 продуктов к концу года / запустить онлайн-курс.

Когда у вас есть четкая цель, вы можете подчинить ей каждый следующий этап, не совершать ненужных действий и сконцентрироваться на самых эффективных.

Этап 2. Позиционирование

Определитесь, в какой роли будете выступать. Вариантов может быть много, но есть три основных: эксперт, блогер или предприниматель.

Эксперт. Вы подкованы в какой-то сфере, вам нравится этим заниматься и вы готовы делиться знаниями? Тогда можете позиционировать себя как эксперт. Психолог, трейдер, smm-специалист, писатель, озеленитель, школьный учитель – создать личный бренд можно в любой профессии и нише.

Блогер. Когда у вас есть идея, миссия или собственная эстетика, можно успешно развивать свой бренд в личном блоге. Это не исключает экспертность в какой-либо сфере, но все же главный акцент делается не на экспертизе, а на личных качествах и имидже.

Предприниматель. Нередки случаи, когда люди отдают предпочтение бренду или продукту благодаря личностям, которые их создали или представляют. Когда Баста открывает новый ресторан, ему гарантирован приток лояльных клиентов – тех, кто доверяет его деловому чутью и кулинарным предпочтениям. Когда во главе компании стоит человек с сильным личным брендом, привлечь внимание к бизнесу и повысить продажи намного проще.

Этап 3. Упаковка

В маркетинге упаковка – это создание привлекательного и запоминающегося образа товара или услуги. Чтобы упаковать личный бренд, нужно проработать внешний вид, манеру общения, навыки самопрезентации и найти фишку.

У Мэрилин Монро фишкой была ее белокурая укладка, у Стива Джобса – черная водолазка. Юлию Высоцкую зритель узнает по торопливой манере комментировать процесс готовки, а ведущую шоу «Слабое звено» и «На выход!» Марию Киселеву – по деловым костюмам и язвительном тону.

Упаковка личного бренда помогает запомниться аудитории и стать более узнаваемым. К тому же, впоследствии свою фишку можно монетизировать, например, выпустив мерч.

Этап 4. Площадка

Личный бренд может продвигаться сразу на нескольких площадках, но лучше выбирать те, что подходят под ваши цели.

  • Если вы делаете ставку на визуальный контент, можно выбрать Instagram* или Pinterest.
  • Для видеоконтента подойдет TikTok, YouTube или RuTube.
  • Подкасты можно размещать на Google Podcasts, Apple Podcasts, Яндекс Музыке, ВКонтакте и Mave.
  • Если предпочитаете доносить информацию текстом, заведите Telegram-канал или блог в Tenchat, Boosty или на Vc.ru.
  • Совмещать разные форматы можно во ВКонтакте.

Контент можно полностью или частично дублировать на разных площадках и делиться ссылками на публикации в своих блогах. Главное, постить регулярно и не пропадать из блогов надолго.

Этап 5. Контент

Когда знаете где и зачем, осталось понять, что постить. На первых порах предстоит большая работа: как минимум нужно определиться с форматами контента и составить контент-план.

Начнем с форматов – их всего четыре:

  1. Изображения – фотографии в ленте и сторис;
  2. Видео – Reels, Shorts, тиктоки, ролики на YouTube;
  3. Текст – посты в ленте, сторителлинг в историях, сценарии подкастов;
  4. Аудио – подкасты, аудиоуроки, голосовые для Telegram-канала.

Теперь о контент-плане. Ниже несколько советов о том, как составить и вести.

1. Контент-план можно вести даже в блокноте, но удобнее это делать в цифровом формате: в заметках, Excel, гугл-таблицах, Notion и др.

2. Для каждой соцсети – отдельный контент-план.

3. Для сторис тоже удобнее вести отдельный контент-план.

Рассказываем, как делать вовлекающие сторис, в статье «Сторителлинг в соцсетях: форматы, правила, ошибки».

4. Изучите целевую аудиторию и определите темы, которые ей интересны.

5. Составляйте контент-план минимум на неделю, а лучше на месяц вперед.

6. Заведите рубрики для каждой соцсети.

7. Чередуйте виды контента: продающий, развлекательный, информационный, экспертный.

8. Старайтесь постить регулярно, чтобы поддерживать интерес аудитории.

9. Анализируйте статистику, чтобы понимать, какие темы и форматы лучше заходят вашей ЦА.

10. Оптимизируйте контент из одной сети для другой: пост в Telegram можно превратить в сторис для Instagram* и ВКонтакте, видео на YouTube – в подкаст и т. д.

Этап 6. Продвижение

Само по себе ведение соцсетей не равно продвижению. Для того чтобы продвигаться, надо действовать целенаправленно и активно. Делимся вариантами продвижения личного бренда.

  • Короткие видео – Reels, Shorts и VK Клипы помогают увеличивать охваты, а благодаря умным алгоритмам ролики транслируются только на ту публику, которой вы можете быть интересны.
  • Вирусные посты – запланируйте в контент-плане темы для постов, которыми подписчики захотят делиться. Каждый репост – это выход на потенциально новую аудиторию.
  • Реклама – используйте все возможности маркетинга и запускайте таргетинговую и контекстную рекламу, чтобы о вас узнало больше пользователей. Например, через сервис click.ru можно из одного личного кабинета управлять контекстной рекламой в Яндексе и запускать таргетированную рекламу во ВКонтакте, myTarget, Telegram Ads.

С сентября 2022 года рекламу необходимо маркировать. В статье «Как блогерам маркировать рекламу» разбираемся, как это делать правильно, не нарушая закон.

  • Упоминания в блогах или СМИ – станьте экспертом в чьей-то публикации, выложите пост на VC.ru или на Habr и др.
  • Участие в конференциях – это могут быть онлайн- и офлайн-мероприятия по вашему направлению, где вы можете выступить как участник или присутствовать как зритель. В любом случае это хорошая возможность наладить деловые связи и использовать инфоповод для контента.
  • Нетворкинг – можно покупать рекламу у известных блогеров, стать гостем подкаста, создавать общие проекты.

Коротко о главном

Личный бренд – это то, как вас воспринимают другие люди, что они о вас думают и чего ожидают. Проще говоря, это ваш образ в глазах других людей.

Личный бренд нужен, чтобы привлечь внимание работодателей, клиентов, партнеров и других целевых аудиторий.

Создать личный бренд – значит понять свои сильные стороны, сформировать имидж и продвигать себя как эксперта в выбранной области.

Чтобы построить личный бренд, нужно определить, зачем он вам нужен, правильно себя спозиционировать и «упаковать», выбрать площадки для продвижения и регулярно постить контент.

Более качественно продвигать личный бренд можно с помощью грамотного маркетинга: рекламы, вирусных постов, коротких видео. Также большую роль играет участие в профильных мероприятиях и нетворкинг с коллегами и партнерами.

*Социальные сети Instagram и Facebook запрещены в РФ. Решением суда от 21.03.2022 компания Meta признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 16% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации