Поведенческие факторы (ПФ) – это набор показателей, которые характеризуют поведение пользователей на сайте. Поисковые системы используют эти данные, чтобы оценить качество контента и релевантность веб-ресурса для пользователей. Чем лучше поведенческие факторы сайта, тем выше он будет ранжироваться в поисковой выдаче.
Как поведенческие факторы влияют на продвижение в поисковых системах
Хорошие и плохие поведенческие сигналы для поисковых систем
Виды поведенческих факторов
ПФ бывают внутренними и внешними. Первые отражают поведение пользователей на самом сайте. К ним относятся:
- время, проведенное на сайте. Чем больше времени пользователь проводит на веб-ресурсе, тем он релевантнее и качественнее;
- глубина просмотра. Количество страниц, просмотренных пользователем за один сеанс;
- взаимодействие с элементами сайта. Как часто пользователи кликают по ссылкам, заполняют формы, смотрят видео;
- коэффициент конверсии (CR). Процент посетителей, совершивших целевое действие, например подписку или покупку;
- показатель отказов. Процент пользователей, покинувших сайт после просмотра только одной страницы;
- повторные посещения. Переходы на сайт посетителей, которые уже заходили на него ранее и остались довольны.
Внешние поведенческие факторы связаны с действиями пользователей вне сайта, до перехода на его страницы. Они включают:
- кликабельность ссылки или сниппета (CTR). Процент пользователей, которые кликнули на ссылку на сайт в поисковой выдаче;
- переходы из внешних ресурсов. Посещения сайта из соцсетей, рассылок и других источников;
- переходы по прямым запросам. Если пользователи вводят адрес страницы в поисковую строку, это говорит об известности и авторитетности веб-ресурса;
- показатель обратных переходов. Доля пользователей, которые быстро вернулись с сайта на страницу результатов поиска.
Поисковые системы используют алгоритмы машинного обучения для анализа этих факторов и выявления моделей пользовательского поведения, влияющих на ранжирование и релевантность выдачи.
Как поведенческие факторы влияют на продвижение в поисковых системах
В Яндексе и Google ПФ оцениваются по схожим критериям. Небольшие различия заключаются в том, что в Яндексе более важную роль играют источник трафика (предпочтение отдается органическим переходам) и популярность страниц. А для Google поведенческие факторы в целом не так важны, как скорость загрузки страниц, отображение контента и навигация, но показатель вовлеченности является одним из главных факторов ранжирования.
Хорошие и плохие поведенческие сигналы для поисковых систем
К положительным ПФ относятся:
- низкий показатель отказов;
- длительное время сеанса;
- большая глубина просмотра;
- высокий коэффициент конверсии;
- большое число кликов по внутренним ссылкам;
- низкий показатель обратных переходов;
- повторные посещения;
- комментарии и отзывы;
- социальные сигналы (лайки, репосты, комментарии в социальных сетях).
Отрицательные поведенческие факторы включают:
- короткий период пребывания на сайте;
- просмотр только одной страницы;
- низкий коэффициент конверсии;
- высокий показатель отказов и обратных переходов;
- небольшое количество кликов по внутренним ссылкам;
- отрицательные отзывы;
- отсутствие социальных сигналов;
- редкие повторные посещения.
Вопросы-ответы
В Яндекс Метрике, Google Analytics и других системах веб-аналитики.
Проработать сниппет, позаботиться о релевантности и качестве контента, использовать визуальные элементы и улучшить дизайн, оптимизировать юзабилити, структуру и внутреннюю перелинковку.
Накрутка ПФ относится к «черным» методам продвижения и может привести к наложению фильтров поисковыми системами. Для выявления нарушений поисковики используют тепловые карты сайта и другие инструменты.