Стейкхолдеры – это люди, группы или организации, которые имеют интерес к компании или проекту. Они могут влиять на его ход и результат, а также сами зависят от его реализации.
Как определить и проанализировать стейкхолдеров
Типы стейкхолдеров
Стейкхолдеры бывают:
- внутренними. Те, кто напрямую участвует в работе компании или проекта. К ним относятся:
- сотрудники. Их интересы связаны с уровнем оплаты труда, условиями работы, возможностями карьерного роста и т. д.;
- руководство. Заинтересовано в прибыльности компании, достижении поставленных целей и задач, развитии бизнеса;
- акционеры и владельцы. Хотят получать дивиденды от деятельности компании;
- внешними. Те, кто не участвует напрямую, но может влиять на компанию или проект. Это, например:
- клиенты. Заинтересованы в качестве товаров или услуг, цене, доступности и других потребительских аспектах;
- поставщики. Хотят иметь стабильный рынок сбыта своей продукции;
- инвесторы. Хотят получать прибыль от вложений в компанию;
- государство. Заинтересовано в соблюдении компанией законодательства, уплате налогов, создании рабочих мест;
- общественные и неправительственные организации. Заинтересованы в экологической безопасности деятельности компании, ее социальной ответственности и т. д.
У стейкхолдеров могут быть разные, иногда даже противоречивые интересы. Поэтому необходимо выявлять все заинтересованные стороны и учитывать их позиции.
Как определить и проанализировать стейкхолдеров
Для выявления и изучения стейкхолдеров используются следующие методы:
- анализ документации. В том числе устава компании, в котором могут быть перечислены основные стейкхолдеры, стратегического плана, определяющего цели организации и лиц, заинтересованных в их достижении, и отчетов о ее деятельности;
- мозговой штурм. Можно собрать команду людей, которые хорошо знают компанию или проект, и попросить их перечислить всех, кто, по их мнению, может быть заинтересован в его успехе;
- интервью. Беседа с ключевыми сотрудниками компании, клиентами, поставщиками, инвесторами и другими людьми, которые могут быть заинтересованы в компании или проекте;
- анализ социальных сетей. Анализ упоминаний компании или проекта в соцсетях;
- использование специальных инструментов. Например, таблиц, матриц и карт стейкхолдеров для их классификации по уровню влияния и степени заинтересованности в компании или проекте.
Пример карты стейкхолдеров, источник
Вопросы-ответы
Для повышения шансов на успех компании или проекта, снижения рисков, связанных с конфликтами интересов, а также улучшения отношений с клиентами, партнерами и другими заинтересованными сторонами.
Анализировать их интересы, планировать коммуникации, управлять ожиданиями и конфликтами, регулярно проводить мониторинг.
Игнорирование менее влиятельных групп, избегание диалога при конфликтах, недостаточная коммуникация и отчетность.