Один из ключевых показателей успеха профиля в соцсетях — количество подписчиков. Владельцы сообществ ВКонтакте, Telegram и других платформ пытаются как можно скорее набрать аудиторию и показать, что их группа востребована и интересна большому числу пользователей. Многие даже прибегают к искусственным способам увеличения их числа — накрутке.
Основной довод в пользу такого подхода — эффект социального одобрения. Люди склонны охотнее подписываться на аккаунты с большим количеством подписчиков, чем на те, где их мало.
Накрутка подписчиков ВК: что это, зачем накручивать и на какие санкции можно нарваться за такой сомнительный способ наращивания аудитории — разбираемся в этой статье.
Как работает накрутка подписчиков во ВКонтакте
Как ВКонтакте относится к накрутке подписчиков
Что думают о накрутке участники рынка SMM
Какие есть альтернативы накрутки подписчиков
Как работает накрутка подписчиков во ВКонтакте
Накрутка подписчиков — метод искусственного увеличения количества участников сообщества. Опытный пользователь заметит накрутку невооруженным глазом: достаточно лишь посмотреть на количество подписчиков и на стену сообщества: ставят ли они лайки и реакции и оставляют ли комментарии.
Так, в сообществе региональной компании по установке окон насчитывается 42 тысячи участников, что вполне неплохо для локального бренда. Вот только под постами нет ни лайков, ни комментариев, а количество просмотров еле дотягивает до сотни. Такие низкие показатели намекают, что определенная часть подписчиков, скорее всего, накручена:
Также если зайти в список участников, мы увидим большое количество удаленных и несуществующих аккаунтов:
Есть два наиболее распространенных способа накрутить число подписчиков: с помощью ботов и через офферы с вознаграждением за подписку. Оба метода имеют как плюсы, так и риск неприятных последствий.
Мы не рекомендуем использовать накрутки в соцсетях. Вместо этого в статье «Как снизить стоимость привлечения подписчиков в коммерческое сообщество ВКонтакте» рассказываем, как увеличить число участников сообщества с минимальными затратами.
Через ботов
Боты автоматизируют процесс подписки, позволяя сообществам быстро наращивать аудиторию. Для этого владельцы группы подбирают специализированные сервисы, авторизуются в них через свой профиль ВКонтакте и настраивают параметры накрутки. Далее боты действуют автоматически, имитируя поведение реального пользователя и подписываясь на нужный аккаунт.
Плюсы. Низкая цена, быстрые результаты и возможность таргетирования накруток.
Минусы. Риски для безопасности аккаунта, ведь приходится предоставлять сторонним сервисам доступ к нему, а также вероятность бана сообщества со стороны администрации соцсети.
Примеры сервисов. Babama.ru, SMMspere и др.
То есть нужно лишь вбить необходимые параметры и оплатить услугу, чтобы получить приток новых пользователей. Так, в Babama.ru 1000 новых подписок от ботов обойдется в 440 рублей. Выглядит это примерно так:
Через офферы
Получить более качественную аудиторию можно через офферы. Этот метод отличается от использования ботов тем, что в данном случае привлекаются реальные пользователи, которые соглашаются подписаться в обмен на определенное вознаграждение. Работает это так: клиент оставляет свой заказ на подписку в определенном сервисе и указывает сроки, стоимость и другие параметры. Исполнители отзываются на оффер и выполняют его в соответствии с ТЗ, после чего получают вознаграждение.
Разместить такие заказы можно в тех же сервисах по накрутке, на биржах фриланса или в специализированных группах ВКонтакте:
Плюсы. Возможность привлечения заинтересованной аудитории и «живых» подписок.
Минусы. Более дорогая стоимость подписок, риск мошенничества и скорой отписки.
Примеры сервисов. Weblancer, TapLike и др.
Так, в Не-боты.рф новые 1000 подписчиков обойдутся в 2500 рублей на стандартном тарифе и 4000 рублей за экспресс-накрутку:
Зачем накручивают подписчиков
Накрутка подписчиков в ВК преследует две основные цели: продемонстрировать успех и заработать на рекламе.
Демонстрация успешности. Вместе с ростом числа участников увеличивается медийный вес сообщества. Считается, что к крупным блогерам охотнее приходят не только рекламодатели, но и потенциальные деловые партнеры или клиенты. Да и сами пользователи при поиске тематических сообществ обращают внимание на количество подписчиков.
Кроме того, в поиске ВКонтакте можно отсортировать результаты не только по релевантности, но и по количеству участников. Поэтому накрутка используется как для новых страниц, чтобы ускорить процесс набора аудитории, так и для действующих сообществ, чтобы показать успешность и постоянный приток пользователей.
Однако набранная таким образом аудитория не отличается качеством и тем более практически не влияет на вовлеченность. Накрученные подписчики часто являются ботами, неактивными или фейковыми аккаунтами, которые не взаимодействуют с контентом. Без качественного контента и активного взаимодействия с подписчиками трудно удержать внимание реальной аудитории и легко потерять ее доверие.
Привлечение рекламодателей. Чем больше подписчиков у сообщества, тем выше стоимость рекламных интеграций. Это связано с тем, что рекламодатели готовы хорошо платить за доступ к широкой и активной аудитории, которая заинтересована в их товарах и услугах. Блогеры и владельцы сообществ в ВК, понимая эту закономерность, стремятся увеличить число подписчиков, чтобы повысить стоимость рекламы и, соответственно, свои доходы.
Однако стоит отметить, что многие рекламодатели проверяют подлинность аудитории перед тем, как разместить рекламу. Они могут использовать специальные сервисы для анализа статистики страницы, чтобы убедиться, что большая часть подписчиков является реальными людьми, а не ботами или неактивными пользователями. Когда рекламодатель обнаружит признаки накрутки, он, скорее всего, просто откажется от сотрудничества.
Как ВКонтакте относится к накрутке подписчиков
Администрация ВКонтакте открыто заявляет, что выступает против таких способов продвижения, как накрутка чего бы то ни было — лайков или подписчиков:
При этом неважно, каким способом накручивать: ботами или через биржи. Использование этих методов грозит блокировкой аккаунта. Особенно бросаются в глаза неаккуратные массовые действия, когда на аккаунт резко подписывается большое число участников. Поэтому если и пользоваться услугами ботов, то лучше набраться терпения и набирать подписчиков понемногу и не спеша.
Нарушителей высматривают не только умные алгоритмы, но и сами пользователи. Они могут пожаловаться модераторам на сообщества, которые подозреваются в нечестных методах продвижения или предлагают пособничество в этом деле:
Чтобы попасть в бан, достаточно даже одной жалобы. А вот выйти из него не так просто — подробнее об этом рассказали в нашем материале «Как снять бан в Telegram и ВКонтакте».
Что думают о накрутке участники рынка SMM
Спросили у экспертов рынка, как они относятся к накрутке и был ли у них такой опыт.
Я уже более 10 лет работаю в сфере digital-маркетинга и могу с уверенностью сказать, что накрутка подписчиков — ловушка, которая дает краткосрочные положительные результаты, но наносит серьезный вред в долгосрочной перспективе.
В начале карьеры я сталкивалась с тем, что многие клиенты и бренды настаивали на быстром росте числа подписчиков. Казалось, что чем больше цифр на счетчике, тем успешнее выглядит сообщество. А значит, больше пользователей захотят подписаться, видя активную аудиторию. На самом деле все с точностью наоборот.
Накрутка ≠ реальная аудитория
Накрученные подписчики не настоящие люди. Это либо боты, либо пользователи, которые не заинтересованы в контенте. Они не будут взаимодействовать с постами, ставить лайки или оставлять комментарии. В результате активность останется на низком уровне, а это один из главных показателей успешности профиля.
Соцсети, такие как ВКонтакте, внимательно следят за вовлеченностью пользователей. Когда система замечает, что группа с большим количеством подписчиков имеет низкую активность, то понижает ее в выдаче. Таким образом, видимость группы для новых пользователей резко падает.
Негативные последствия накрутки
В одной из наших работ на начальном этапе создания агентства мы встретились с клиентом, который уже использовал накрутку для своей группы. Он столкнулся с тем, что реальная аудитория не росла, несмотря на вложенные деньги. Более того, рекламные кампании, которые он запускал, не приносили должных результатов. Алгоритмы соцсети блокировали контент, он не попадал в ленты пользователей.
Накрутка — быстрый путь к снижению доверия со стороны алгоритмов соцсетей и вашей реальной аудитории. Когда подписчики видят, что в группе 50 тыс. человек, а посты собирают по 5 лайков, то сразу понимают, что со страницей что-то не так.
Мы делаем акцент исключительно на качественном росте. Используем продвижение через reels/клипы, таргетированную рекламу во ВКонтакте, сотрудничество с микроинфлюенсерами и создаем интересный контент. Это позволяет привлекать людей, которые действительно заинтересованы в продукте или услуге, повышать вовлеченность и, как следствие, продажи.
Накрутка была актуальна пять лет назад, но сейчас алгоритмы любой социальной сети, включая ВКонтакте, стали работать по новым правилам. Определяет не количество подписчиков, а то, как аудитория реагирует на контент (новости, посты, видео, фото), который размещен в сообществе.
Алгоритмы работают с «живыми» реакциями. Например, если из 1000 подписчиков 100 реагируют на посты, это хорошая статистика (10%), и даже если реагируют всего 10 человек (1%), то статистика все еще нормальная. Низкой она считается тогда, когда количество реакций составляет менее чем 1%.
И если мы накрутим 10 000 человек, то есть к реально существующей тысяче подписчиков добавим 9000 «виртуальных», — число людей, вживую реагирующих на посты, останется прежним, а их процент, «с точки зрения» алгоритмов, опустится до сотых процента.
Поэтому сейчас нет смысла в накрутке: она сделает только хуже.
Накрутку используют только непрофессиональные SMM-специалисты, которым нужно отчитаться перед заказчиком о числе привлеченных подписчиков. Но при этом накрученные сообщества в долгосрочной перспективе попадают в теневые баны, перестают продвигаться, и даже реальные подписчики в итоге покидают их.
Накрутка существует не только во ВКонтакте, на самом деле это бич нашего времени. Накручивают подписчиков и просмотры, реакции на посты и комментарии к ним, накручивают отзывы на маркетплейсах и на сайтах отзовиков. Есть сервисы, сайты и боты, позволяющие любому человеку взять и что-то «накрутить».
Для меня накрутка в любом виде — это обман. В первую очередь самого себя.
Накручивая подписчиков ВКонтакте или комментарии под постами, автор блога или менеджер создает иллюзию, что его группа и материалы популярны и востребованы. Это создает и в голове у автора имитацию успеха, поэтому он не будет уделять должное внимание контенту. Позже может возникнуть ситуация, когда охваты и активность будут ниже, чем до использования сервисов накруток.
При применении простых аналитических навыков накрутку легко обнаружить. Это подрывает доверие потенциальных рекламодателей и реальных подписчиков. Группы не выдерживают конкуренции с сообществами с качественным и интересным контентом.
За семилетнюю практику работы в качестве маркетолога и эксперта по продвижению (начинала с SMM-специалиста) у меня было 2 негативных примера, связанных с накруткой.
Первый, когда клиент из бьюти-сферы решил использовать сервис для накрутки. Он накрутил подписчиков и лайки под постами во ВКонтакте и в запрещенной сети. Объяснил это тем, что «людям важна цифра, иначе на услуги не будут записываться». Тогда у меня не было доказательств, как это повлияет на продажи и в целом на блоги, поэтому не дала комментарий. Нужно ли говорить, что накрутки никак не повлияли на число заявок?
Второй, когда к нам обратился еще один клиент из индустрии красоты, который только приобрел бизнес и соцсети в придачу. Стояла задача переупаковать блоги и настроить все для приема заявок, ведь на аккаунты было подписано более 100 тыс. человек. Но после погружения в статистику выяснилось, что предыдущий владелец накручивал все, даже комментарии и отклики на услуги. Получается, клиент приобрел не «процветающий бизнес с регулярными продажами», а кота в мешке с накрученными ботами из стран ближней Азии. Ситуацию исправили с трудом, но тогда я решила раз и навсегда: прежде чем брать проекты для продвижения и создания системы продаж, смотреть на реальную статистику.
Какие есть альтернативы накрутки подписчиков
Вместо того чтобы рисковать блокировкой своего аккаунта и пытаться искусственно увеличить количество подписчиков, обратите внимание на более надежные и действенные способы привлечения аудитории.
- Создание качественного контента. Ваша страница должна быть интересной для пользователей. Регулярно публикуйте посты, фотографии, видео, которые будут актуальны для вашей целевой аудитории.
- Активность в соцсетях. Своевременное взаимодействие с аудиторией, ответы на комментарии и вопросы, а также создание диалога стимулируют интерес к контенту.
- Проведение конкурсов и розыгрышей. Организация конкурсов — один из самых эффективных способов увеличения активности и роста аудитории. Грамотно организованные конкурсы позволяют не только привлечь новых подписчиков, но и удержать уже существующих, обеспечивая вовлеченность и мотивацию для активного взаимодействия с контентом. Люди будут репостить ваши публикации и рекомендовать друзьям подписаться на вас — так вы можете получить активных, заинтересованных, настоящих новых подписчиков.
- Сотрудничество с другими блогерами и брендами. Это значительно расширит вашу аудиторию и привлечет новую, ведь по сути вы просто используете уже существующую базу подписчиков из других аккаунтов. А найти группы с похожей ЦА можно с помощью бесплатного инструмента от click.ru «Парсер сообществ ВК».
- Реклама. Солидный и действенный инструмент для набора подписчиков во ВКонтакте. Так ваши объявления будут показываться только определенной аудитории, которая с наибольшей вероятностью заинтересуется вашим предложением. Рекламироваться можно как внутри соцсети, так и на других площадках, где собирается потенциальная ЦА.
Безопасных и экологичных способов привлечь новую аудиторию много, и все они хорошо себя зарекомендовали. Поэтому вместо накрутки подписчиков попробуйте воспользоваться этими рекомендациями – и не придется переживать за последствия.
Коротко о главном
- Владельцы сообществ используют накрутку подписчиков ВК, так как считают, что это привлечет больше рекламодателей и пользователей. На деле же даже поверхностная аналитика аккаунта позволяет отличить реальную аудиторию от ботов.
- Накрутить подписчиков можно с помощью ботов (их закупают в специальных сервисах) или с помощью офферов реальным пользователям, например через биржи фриланса.
- Надо помнить, что ВКонтакте активно борется с накруткой и может заблокировать аккаунты за использование ботов.
- Вместо накрутки подписчиков рекомендуем сконцентрироваться на создании качественного контента, активнее взаимодействовать с аудиторией или запустить рекламу сообщества.