С 1 апреля 2025 года в России действует новый сбор — 3% за размещение рекламы. Разбираемся, нужно ли платить его блогерам и владельцам личных брендов, которые размещают рекламу на своих сайтах, аккаунтах VK, каналах в Дзене и Telegram и на других площадках.
Оглавление
Кем в цепочке распространения рекламы выступает блогер
Если блогер или инфлюенсер размещает на своем сайте, в своих аккаунтах в соцсетях и на других площадках рекламу, то он выступает как рекламораспространитель. Согласно обновленной версии ФЗ «О рекламе», рекламораспространители должны платить сбор 3% с доходов от рекламы.
Но здесь есть важный нюанс — если в цепочке распространения рекламы участвуют не только рекламодатель и рекламораспространитель, но и агенты или посредники, которые принимают деньги от рекламодателя, то во избежание двойного обложения сбор платится только один раз. Эксперты click.ru расскажут, как это реализуется на практике.
Ситуация 1 — блогер сам получает деньги от рекламодателя, размещает и маркирует рекламу
В этой ситуации цепочка распространения рекламы короткая — рекламодатель и рекламораспространитель. Соответственно, обязанность уплачивать сбор можно возложить только на рекламораспространителя, то есть блогера.
Сбор уплачивается ежеквартально, в первый раз его нужно будет заплатить за 2-й квартал 2025 года. Роскомнадзор на основе данных, полученных из отчета для ЕРИР, рассчитывает сумму сбора и до 15-го числа второго месяца квартала, следующего за отчетным периодом, присылает уведомление об уплате в личный кабинет Единого реестра интернет-рекламы. В течение 10 дней с момента получения уведомления можно уточнить данные. Уплатить сбор нужно до 5-го числа третьего месяца следующего за отчетным периодом.
Пример: Блогер, зарегистрированный как ИП на упрощенной системе налогообложения, размещает рекламу в своем Telegram-канале и сам подает данные о ней в ЕРИР. Он получил от рекламодателя 100 000 рублей за размещение рекламного поста. С этой суммы ему нужно будет заплатить сбор 3% — 3000 рублей. Сбор не отменяет и уплату налога — в нашем примере 6000 рублей (6% от 100 000 рублей).
Ситуация 2 — блогер размещает рекламу через агентство
Если блогер сам не маркирует рекламу и не получает деньги от рекламодателя, а работает через агентство, то в большинстве случаев ему не нужно уплачивать сбор. За него это сделает агентство. Скорее всего, фактически оплачивать сбор будут рекламодатели — для них просто повысится стоимость услуг рекламных агентств.
Пример: Блогер, зарегистрированный как ИП на упрощенной системе налогообложения, размещает рекламу в своем Telegram-канале через рекламное агентство. Рекламодатель обратился к агентству, чтобы разместить рекламный пост. Агентство заключило с ним договор на 103 000 рублей — 100 000 рублей рекламного бюджета и 3000 рублей для компенсации уплаты сбора. Блогер получил 95 000 рублей, агентство — 5000 рублей комиссии за свои услуги и 3000 на уплату сбора. Блогер ничего дополнительно не платит.
Что будет, если не платить новый сбор
Ответственность за неуплату наступает через 10 дней с момента получения уведомления с расчетом суммы сбора. Если сбор не уплачен в установленный срок, он будет взыскиваться через суд.
Хотя пока официальных сведений на этот счет нет, не исключено, что за неуплату сбора также придется заплатить и общий штраф, который накладывается на нарушителей законодательства о рекламе (ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ):
- для физлиц — от 2000 до 2500 рублей;
- для должностных лиц — от 4000 до 20 000 рублей;
- для юрлиц — от 100 000 до 500 000 рублей.
Коротко о главном
- Блогеры и владельцы личных брендов должны платить сбор 3% от доходов за размещения рекламы, если работают с рекламодателями напрямую и сами передают данные в ЕРИР.
- Если блогер работает через рекламное агентство, то сбор уплачивает агентство.
- Сумму к уплате каждый квартал рассчитывает Роскомнадзор на основе данных, поступивших в ЕРИР.
- Если не заплатить сбор, его взыщут через суд, а возможно еще и наложат штраф за несоблюдение законодательства о рекламе.
Подробнее о новом сборе и связанных с ним изменениях в работе click.ru читайте в нашей подробной статье.