Первые упоминания названия Clubhouse прозвучали в сети весной 2020. Тогда новую голосовую соцсеть активно обсуждали инвесторы, и мнения разделились: одни называли ее серьезным конкурентом лидерам рынка, другие считали, что у проекта «для элиты» нет шансов превратиться в массовый успешный продукт.

Сооснователь венчурной компании Freestyle Джош Фелсер тогда сказал: «К июлю этот проект либо умрет, либо станет чем-то большим».

Clubhouse не только пережил июль 2020, но и поднял волну хайпа в феврале 2021. Разбираемся, что это за приложение и почему все так упорно ищут инвайты.

Что такое Clubhouse и откуда он взялся

Как попасть в Clubhouse

Что происходит внутри

Он действительно так хорош

Что дальше

Что такое Clubhouse и откуда он взялся

Вряд ли кто-то еще не в курсе, но на всякий случай, Clubhouse — это новая социальная сеть, которая буквально взорвала интернет-сообщество. Принципиально новый формат, ограниченный доступ и репутация «соцсети для избранных» сделали свое дело — по официальной информации в Clubhouse зарегистрированы уже более 2 млн человек, по данным РБК — более 5 млн.

Clubhouse — это исключительно живое голосовое общение, никаких фото, видео, текстов и даже записанных подкастов.

Создатели соцсети — Пол Дэвисон и Роган Сэт, бывшие разработчики Google. Первый экспериментирует с проектами соцсетей с 2012 года. Правда, его предыдущие разработки, Highlight и Shorts, не возымели успеха. А вот у Clubhouse есть все шансы: аудитория восприняла идею общаться голосом на разные темы с совершенно незнакомыми людьми с воодушевлением.

Первая версия приложения появилась еще весной 2020, однако тогда им пользовались только некоторые друзья разработчиков — чтобы помочь тестировать и допиливать функционал. Потом к сообществу присоединились инвесторы, которые сразу высоко оценили потенциал проекта, и звезды шоу-бизнеса. Однако серьезный поток новых пользователей в Clubhouse хлынул в конце января 2021 года, когда на площадке выступили Илон Маск и Марк Цукерберг. Громкие имена и анонсы в других соцсетях привели к неожиданно колоссальному результату.

Онлайн в Clubhouse Маска могли послушать только 5000 человек, на YouTube послушали уже почти 270 000.Онлайн в Clubhouse Маска могли послушать только 5000 человек, на YouTube послушали уже почти 270 000.

По подсчетам РБК, русскоязычная аудитория Clubhouse насчитывает около 10 тыс. человек. Запустить волну роста количества пользователей из России могут выступления известных предпринимателей, экспертов, медийных лиц.

Как попасть в Clubhouse

Свободного доступа для всех в соцсеть пока нет. В блоге Clubhouse разработчики объясняют это тем, что планируют развиваться постепенно, чтобы обеспечить надежность функционала и качественную техподдержку. Поэтому просто скачать приложение, зарегистрироваться и начать пользоваться не получится. Создать аккаунт в соцсети могут только те, у кого есть приглашение от уже зарегистрированных пользователей.

Попасть в Clubhouse сейчас можно несколькими способами:

  1. Попросить инвайт у друзей и знакомых, которые уже зарегистрированы в соцсети;
  2. Купить инвайт через Twitter, eBay и Craigslist;
  3. Поискать специальные телеграм-чаты, в которых обмениваются инвайтами по цепочке: человек регистрируется по расшаренному приглашению, а в замен передает свои приглашения следующим участникам чата;
  4. Зарегистрироваться и посмотреть, есть ли в списке контактов действующие пользователи соцсети, которые могут пригласить.

Так выглядит один из телеграм-чатов для поиска инвайтов.Так выглядит один из телеграм-чатов для поиска инвайтов.

Есть и еще одно ограничение: Clubhouse доступен пока только владельцам iPhone. Над приложением для Android разработчики уже трудятся, но пока неизвестно, когда оно будет доступно для скачивания.

Что происходит внутри

Clubhouse состоит из «комнат» — голосовых чатов, в которых люди общаются на определенные темы. Обычно в каждой «комнате» есть один или несколько спикеров, которые выступают, и слушатели. Любой участник чата может тапом по иконке «поднять руку», чтобы высказаться или задать вопрос. Слово участникам предоставляет создатель комнаты.

Так выглядит экран комнаты в интерфейсе. Максимальное количество участников одного чата — 5000 человек.Так выглядит экран комнаты в интерфейсе. Максимальное количество участников одного чата — 5000 человек.

Создать комнату может любой пользователь. После появления нового чата приглашения присоединиться получают подписчики создателя, затем подписчики тех, кто присоединился к диалогу. Помимо общедоступных можно создавать приватные и так называемые «клубные» комнаты — те, доступ к которым есть только у участников конкретного клуба. Возможность создавать клубы появляется у пользователя после того, как он откроет несколько «комнат».

После регистрации новый пользователь заполняет профиль, подписывается на друзей, знакомых и интересных личностей, а также выбирает категории интересов. На основании этой информации соцсеть формирует персонализированную ленту «комнат». Она будет регулярно обновляться, ориентируясь на чаты, которые могут быть потенциально интересны пользователю.

Особенность Clubhouse в том, что все разговоры и выступления происходят здесь только в режиме реального времени. Записывать разговоры запрещено правилами приложения. Если, находясь в Clubhouse, включить программу записи, появится уведомление и соцсеть закроется. Правда, в сети периодически всплывают записи и инструкции по обходу ограничения. Самый известный случай — выступление Илона Маска, которое хотело послушать такое количество людей, что пришлось сделать исключение.

Тем не менее создателям сервиса придется решать проблему с появлением записей, если вместе с увеличивающейся аудиторией они хотят сохранить атмосферу камерности и приватности.

А он действительно так хорош

Clubhouse появился очень вовремя — в разгар пандемии, когда многим не хватало живого общения. Возможность восполнить этот недостаток в мобильном приложении, не нарушая изоляцию, люди восприняли с воодушевлением.

Кроме того, пользователей привлекает то, что Clubhouse:

  • убирает стену между говорящим и слушающим, в отличие от подкастов;
  • позволяет отдохнуть от визуала, который уже немного утомил активных пользователей в других соцсетях;
  • дает возможность пообщаться или хотя бы послушать знаменитостей;
  • создает более интимную и близкую атмосферу, чем истории в инстаграм и ролики в TikTok, настраивая на искренние разговоры. Высказаться в чате и написать пост в публичном пространстве Facebook — это все-таки разные вещи;
  • позволяет не беспокоиться о том, как ты выглядишь, и сконцентрироваться на общении;
  • дает возможность в непринужденной обстановке практиковать английский — в приложении пока немного русскоязычных чатов.

В целом, Clubhouse может стать платформой, где люди будут открыто и искренне говорить друг с другом на интересные темы.

Стоимость инвайтов в Clubhouse на eBay крутится в районе 2000–3000 руб., но встречаются предложения и за 30 000 руб.Стоимость инвайтов в Clubhouse на eBay крутится в районе 2000–3000 руб., но встречаются предложения и за 30 000 руб.

Есть у новой соцсети и свои недостатки:

  • неочевидные правила, по крайней мере для русскоязычного сообщества;
  • не до конца продуманный интерфейс, в котором не получится разобраться сходу;
  • дефицит русскоязычного контента. Для одних это повод прокачать английский, для других — серьезное ограничение;
  • отсутствие версии для Android;
  • непонятно, как использовать для монетизации, маркетинга, бизнеса — по крайней мере, пока что.

Недостатков и непоняток хватает, но это неудивительно для стартапа, который растет быстрее, чем планировал. К тому же, все они решаемы, и в целом пользователи воспринимают приложение позитивно.

Что дальше

Проект пока не монетизируется, но активно привлекает инвестиции. Еще в мае прошлого года, когда в приложении было всего 1500 пользователей, инвесторы оценивали его в 100 млн долларов.

Инструментов для рекламы или заработка, кроме донатов администраторам «комнат», в Clubhouse пока нет. Однако можно предположить, что со временем, когда аудитория соцсети сильно вырастет, изменится модель взаимодействия между пользователями, а вслед за этим появится какой-то аналог таргетированной рекламы или другой маркетинговый инструмент. Просто потому, что стартап, который на конец января 2021 года оценивают уже в 1 млрд долларов, должен зарабатывать, а все логичные для соцсети модели монетизации связаны с рекламой, маркетингом, платным контентом.

Сейчас сложно прогнозировать, как это будет выглядеть: будет ли это рекламная платформа вроде Spotify Ads или какая-то другая вариация на тему таргетированной рекламы. Нам остается только наблюдать за развитием событий.

Пока маркетинговая ценность Clubhouse непонятна, но SMM-продвижение в других соцсетях никто не отменял. А чтобы увеличить доход от каждого клиента, таргетологи могут присоединиться к партнерской программе Click.ru и получать до 18 % от клиентских расходов на рекламу.