Комитет Госдумы по информационной политике одобрил поправки о сборе средств за рекламу в интернете. По данным Forbes, они могут вступить в силу с 25 апреля 2025 года. Рассказываем, кого затронут нововведения и как они будут работать.

Оглавление

Самое важное

Смысл законопроекта такой: компании будут платить часть доходов от интернет-рекламы в бюджет. Деньги помогут снизить зависимость от иностранных разработок, поддержат разработчиков российского программного обеспечения и баз данных, которые внесены единый реестр.

Кто должен платить

Платить придется:

  • рекламораспространителям. Площадкам и ресурсам, которые размещают рекламу;
  • операторам рекламных систем. Например, платформам контекстной или таргетированной рекламы.

Суммы выплат рассчитает Роскомнадзор (РКН), а правительство России установит, как и когда их надо перечислять. Цифры будут меняться и рассчитываться каждый квартал.

Как быть с зарубежными ресурсами

Если реклама размещается через зарубежные ресурсы, то российским компаниям и индивидуальным предпринимателям с договорами с иностранными площадками будет надо:

  • выступать налоговыми агентами;
  • удерживать 3% от суммы, выплачиваемой иностранной стороне, и перечислять эти деньги в российский бюджет.

Кому не надо платить налог

Вот основные категории участников рынка, которых изменения не коснутся:

  • владельцы сайтов — вещатели теле- и радиоканалов;
  • государственные и муниципальные информационные агентства и сетевые издания;
  • периодические издания (при соблюдении ряда условий);
  • обязательные общедоступные телеканалы.

Как изменения могут повлиять на рынок

У нового закона есть положительные стороны для рынка. В их числе:

  • поддержка отечественных IT-компаний. Финансовая поддержка поможет развивать российское ПО. Это очень важно в условиях санкций и импортозамещения;
  • контроль за иностранными платформами. Закон может сократить «утечку» средств за рубеж и повысить прозрачность финансовых потоков;
  • новые возможности для крупных игроков. Компании с достаточными ресурсами для адаптации к новым правилам смогут занять большую долю рынка из-за ухода или сокращения мелких конкурентов.

Несмотря на это, у законопроекта есть и минусы. Например:

  • увеличение финансовой нагрузки на бизнес. Новый сбор может увеличить цены на рекламу. А еще затруднить работу рекламодателей и уменьшить прибыль у компаний, которые не смогут переложить расходы на клиентов;
  • рост стоимости интернет-рекламы. Компании могут поднять цены, чтобы покрыть новые расходы. Реклама станет менее доступной для малого и среднего бизнеса;
  • уход на «серый рынок». Часть рекламодателей может попытаться обойти новые правила, поэтому контролировать интернет-рекламу станет сложнее;
  • неравные условия для участников рынка. Госучреждения и СМИ не будут платить сборы и получат преимущество перед частными компаниями, особенно в регионах;
  • рост бюрократической нагрузки. Рекламораспространителям и их партнерам придется больше времени тратить на расчеты, отчетность и работу с иностранными компаниями.

Что делать бизнесу

Чтобы было проще подготовиться к изменениям, дадим ряд советов.

  • Проведите аудит доходов. Оцените источники рекламного дохода и оцените возможные риски. Станет гораздо прозрачнее.
  • Изучите договоры с иностранными партнерами. Если есть соглашения с зарубежными платформами, нужно особенно внимательно следить за новыми налоговыми правилами.
  • Изучите разъяснения и инструкции. Роскомнадзор и Правительство России будут публиковать разъяснения и инструкции по новым правилам расчета и перечисления отчислений. Они помогут бизнесу понять, как правильно соблюдать новые требования. Надо внимательно отслеживать такие публикации и оперативно адаптироваться к изменениям.
  • Учтите дополнительные расходы в бюджетах. Заранее поймите, как новые отчисления повлияют на расходы, чтобы скорректировать бюджеты и спланировать финансы. Учтите возможное повышение налогов при формировании цен. Так вы сможете подготовиться к росту затрат на рекламу и другие услуги. Важно найти способы снизить затраты и не потерять конкурентоспособность.

Если хотите знать больше, изучите полный текст законопроекта.

Статья 18.2 в законе «О рекламе» — важный шаг, который принимает государство для контроля за цифровой рекламой в России. Стоит внимательно изучить закон, понять, как он повлияет на работу, и заранее подготовиться к новым правилам. Важно учесть новую реальность при планировании на 2025 год, чтобы не столкнуться с неприятными сюрпризами и соответствовать новым требованиям.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 18% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации