С 1 апреля 2025 года вступают в силу поправки в Федеральный закон N 38-ФЗ «О рекламе», которые обязывают рекламораспространителей и операторов рекламных систем уплачивать новые отчисления в размере 3% от дохода, полученного от распространения интернет-рекламы. Это нововведение затронет многих участников рекламного рынка, включая агентства, фрилансеров и маркетологов.

В этой статье мы разберем, что изменится, кто должен платить новые отчисления, как он будет рассчитываться, и ответим на наиболее важные вопросы, которые могут возникнуть у клиентов click.ru.

Текст статьи обновлен с учетом опубликованного 26 марта 2025 года проекта Постановления Правительства «Об утверждении особенностей исчисления и уплаты обязательных отчислений, предусмотренных частью 1 статьи 182 Федерального закона «О рекламе», и порядка осуществления мониторинга за полнотой и своевременностью уплаты таких отчислений». Пока он находится в стадии публичного обсуждения, поэтому его содержание к моменту публикации окончательной версии может измениться. Мы будем следить за ситуацией и оперативно обновлять материал.

Что изменится с 1 апреля 2025 года?

Федеральный закон от 26 декабря 2024 г. № 479-ФЗ вносит изменения в Закон о рекламе, добавляя новую статью 18.2 «Обязательные отчисления за распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»».

Основные изменения:

  1. Вводится обязательное отчисление в размере 3% от квартального дохода, полученного от распространения интернет-рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей в России;
  2. Отчисление будет перечисляться в федеральный бюджет;
  3. За расчет отчисления и контроль его уплаты отвечает Роскомнадзор.

Если вы хотите разобраться во всех деталях нового закона, на конкретных примерах увидеть, как будет начисляться и уплачиваться сбор, узнать, как адаптировать свой бизнес к изменениям, регистрируйтесь на наш бесплатный вебинар, который пройдет 23 апреля в 15:00 по Москве. За регистрацию вы получите подробный план по подготовке к изменениям и другие полезные бонусы.

Кто обязан платить новые отчисления?

Согласно закону, обязательные отчисления должны производить:

  • Рекламораспространители. Площадки, размещающие рекламу;
  • Операторы рекламных систем. Сервисы, обеспечивающие показ рекламы;
  • Лица, действующие в интересах рекламодателя и/или рекламораспространителя. Включая рекламные агентства и фрилансеров, оказывающих услуги по распространению рекламы.

В части 10 статьи 18.2 также указано, что обязанности по уплате отчислений также распространяются на лиц, «осуществляющих действия в целях распространения рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по поручению и за счет рекламодателя и (или) рекламораспространителя или оказывающих услуги по распространению рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в интересах таких рекламодателя и (или) рекламораспространителя».

Это означает, что рекламные агентства, фрилансеры и маркетологи, оказывающие услуги по размещению рекламы в интернете, также попадают под действие закона.

Важный момент: если сбор уплачивается в полном размере (3%) первым звеном цепочки, получившим деньги от рекламодателя (рекламораспространителем, оператором рекламной сети или посредником), то другие участники цепочки повторно его не уплачивают. Но агенты имеют право оплатить только 3% от полученного ими вознаграждения, а не ото всей суммы рекламного бюджета. В этом случае 3% от дохода от рекламы обязан оплатить другой участник цепочки, обычно оператор размещения рекламных материалов.

Механика расчета и уплаты отчислений

База для расчета

Важно: как следует из проекта Постановления Правительства, официальное название нового платежа — «отчисление с дохода от распространения рекламы (ОРР)». Юридически это не классифицируется как налог или сбор в понимании Налогового кодекса, что имеет определенные правовые последствия.

Согласно части 6 статьи 18.2: «Исчисление обязательных отчислений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании информации, предоставленной в указанный федеральный орган исполнительной власти в соответствии со статьей 18.1 настоящего Федерального закона».

Таким образом, расчет будет осуществлять Роскомнадзор на основе информации о рекламе, которая передается в ведомство в соответствии с системой учета (маркировки) интернет-рекламы, предусмотренной статьей 18.1.

Доход

Ключевое понятие для расчета отчислений — это доход, полученный от деятельности, связанной с размещением интернет-рекламы.

Для агентств и посредников база расчета определяется частью 11 статьи 18.2:

«Базой расчета обязательных отчислений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, для лиц, указанных в части 10 настоящей статьи, является доход, полученный в течение квартала такими лицами от осуществления действий в целях распространения рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по поручению и за счет рекламодателя и (или) рекламораспространителя или от оказания услуг по распространению рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в интересах таких рекламодателя и (или) рекламораспространителя».

В пункте 3 проекта Постановления понятие дохода уточняется. К нему относят:

  • доходы от услуг по распространению рекламы, которые получают рекламораспространители, операторы рекламных систем или посредники, то есть сам рекламный бюджет;
  • доходы от действий по размещению рекламы, то есть агентские вознаграждения.

НДС

Закон не уточняет, должно ли отчисление рассчитываться с суммы до или после вычета НДС. По предположению экспертов click.ru, НДС будет исключен из базы расчета, поскольку ОРД изменили форму подачи данных и внедрили ставку НДС. Тем не менее, риск, что расчет будет происходить расчет с полной суммы с учетом НДС, все-таки есть.

Проблема двойных отчислений

Когда только появилась информация о новом сборе, многие заговорили о проблеме двойных и тройных отчислений, когда 3% от рекламного бюджета будут платить все участники цепочки, например оператор размещения рекламы и рекламное агентство.

Но проект Постановления решил эту проблему. В нем указан главный принцип сбора — один плательщик в цепочке оказания услуг. Сбор уплачивает тот, кто первым получил от рекламодателя деньги за размещение рекламы, остальные участники цепочки сбор не платят.

Но если в цепочке участвует агент, то он имеет право по договоренности заплатить 3% с оборота, однако обязан платить 3% только от своего вознаграждения. В этом случае за оператором сохраняется обязанность оплаты 3% от дохода, полученного за размещение рекламы.

Сроки и порядок уплаты

Сбор уплачивается по кварталам. Не позднее 15 числа второго месяца квартала, следующего за отчетным периодом, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присылает в личный кабинет плательщика расчет сбора. Оплатить его нужно до 5 числа третьего месяца квартала, следующего за отчетным периодом. Уточненные сведения можно предоставить в течение 10 дней с момента формирования расчета.

Ответственность и штрафы

Часть 13 статьи 18.2 устанавливает: «Рекламораспространители, операторы рекламных систем, рекламодатели, а также лица, указанные в части 10 настоящей статьи, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за полноту и своевременность уплаты обязательных отчислений в федеральный бюджет».

Хотя конкретные меры ответственности не прописаны в данном законе, они описаны в Федеральном законе N 38-ФЗ «О рекламе» (за каждый случай нарушения):

  • для физических лиц: 2000 — 2500 ₽;
  • для должностных лиц и ИП: 4000 — 20 000 ₽;
  • для юридических лиц: 100 000 — 500 000 ₽.

Освобождение от уплаты отчислений

Закон предусматривает случаи, когда отчисления не уплачиваются. В частности, освобождаются:

  1. Вещатели телеканалов и радиоканалов (при размещении рекламы на их сайтах);
  2. Информационные агентства (при размещении рекламы на их сайтах);
  3. Зарегистрированные сетевые издания, соответствующие определенным критериям (учреждены госорганами, получают бюджетные ассигнования или имеют значительные тиражи печатных изданий);
  4. Обязательные общедоступные телеканалы при распространении через определенные информационные ресурсы.

Маркетплейсы и разные типы продвижения

Согласно позиции некоторых законодателей, маркетплейсы (такие как Озон, Wildberries, Авито) могут не подпадать под действие закона, поскольку они не «распространяют рекламу», а делают «продвижение». Например, продвижение и оформление карточек в Авито сейчас не маркируется, а значит, не подпадает под действие закона.

Подобная логика может применяться и к другим видам интернет-маркетинга:

  • SEO-продвижение может не рассматриваться как реклама, поскольку не соответствует классическому определению рекламы;
  • SMM-продвижение также находится в «серой зоне», особенно если оно не включает явные рекламные публикации;
  • контент-маркетинг, создание информационных материалов и другие непрямые методы продвижения могут не подпадать под действие закона.

Однако до появления официальных разъяснений регуляторов следует с осторожностью интерпретировать эти положения.

Рекомендации и стратегии адаптации

Общие рекомендации

  1. Выделение рекламного бюджета и услуг в отдельные договоры.
  2. Документооборот: обратите внимание на корректное оформление договоров и актов счетов фактур на услуги по размещению рекламы.
  3. Маркировка рекламы: убедитесь, что данные в маркировке и разалокации совпадают с финансово-юридической схемой.

Варианты для агентств

На основе экспертных оценок можно рассмотреть следующие стратегии адаптации к новым отчислениям.

  1. ПРОСТО: увеличить цену для рекламодателя
    Заключить с клиентом договор услуг, в сумму которого входят и стоимость рекламы, и сумма сбора.
  2. СРЕДНЯЯ СЛОЖНОСТЬ: сократить цепочку
    Запускать рекламные кампании непосредственно из рекламных кабинетов клиентов, в которые платит сам клиент. Оказывать услуги по настройке и сопровождению кампаний, а не по распространению рекламы. При таком подходе именно клиент является рекламодателем, а вы оказываете консультационные услуги и не участвуете в цепочке движения денег, а значит и в маркировке.
  3. ВЫСОКАЯ СЛОЖНОСТЬ: агентский договор
    Структурировать отношения с клиентами через агентский договор, где вы выступаете посредником, а не прямым исполнителем услуг по распространению рекламы. В этом случае базой для расчета отчислений будет только агентское вознаграждение (например, 5% от рекламного бюджета), а не весь рекламный бюджет.

Сравнение вариантов

Рассмотрим пример расчета для цепочки Рекламодатель → Агентство → Рекламная площадка и рекламного бюджета в 120 000 рублей с НДС при каждой схеме работы, предполагая, что все дополнительные расходы будут переложены на конечного рекламодателя.

ПараметрДоговор услугАккаунт клиентаАгентский договор
Бюджет без НДС100 000 ₽100 000 ₽100 000 ₽
Отчисления рекламной площадки0 ₽3000 ₽
(3% от 100 тыс)
3000 ₽
(3% от 100 тыс)
Отчисления агентства3000 ₽
(3% от 100 тыс)
0 ₽150 ₽ (3% от 5 тыс)
(3% от 5 тыс)
Общая сумма отчислений3000 ₽3000 ₽3150 ₽
Итоговая стоимость для клиента103 000 ₽103 000 ₽103 150 ₽
Изменение стоимости+3%+3%+3,15%
Агентская комиссия8000 ₽0 ₽8000 ₽
Прибыль агентства5000 ₽0 ₽8000 ₽

Мы предполагаем:

  1. НДС не включается в базу для расчета отчислений;
  2. Доход агентства формируется за счет ретробонусов от рекламных платформ или/и в рамках отдельного договора услуг, который не участвует в маркировке, которые (в нашем предположении) не входят в базу для расчета отчислений.

Особенности для пользователей click.ru

На наш запрос в РКН регулятор ответил, что необходимо дождаться подзаконных актов, в которых будут определены механики расчета и уплаты отчислений.

До тех пор мы, как ответственный участник рынка, гарантируем, что не будем взимать дополнительных отчислений с рекламодателей и постараемся создать максимально комфортные условия для наших клиентов, своевременно информируя о любых изменениях в ситуации.

Как изменится рынок интернет-рекламы?

По нашему мнению, введение 3% отчисления существенно изменит структуру рынка интернет-рекламы. Мы ожидаем следующие изменения.

  1. Упрощение рекламных цепочек. Длинные цепочки посредников станут экономически невыгодными из-за многократного применения отчислений. Рекламодатели будут стремиться работать с площадками напрямую или через минимальное количество посредников.
  2. Переход на агентские схемы. Многие рекламные агентства пересмотрят свою работу, перейдя с модели перепродажи на агентскую модель, где базой для расчета отчислений будет только их комиссия, а не весь рекламный бюджет.
  3. Изменение ценовой политики. Неизбежно произойдет увеличение цен на рекламные услуги — за все заплатит рекламодатель.
  4. Рост «серых» схем. Возможно увеличение количества разнообразных «схем», направленных на избежание нового отчисления, например в сегменте работы с небольшими блогерами.

Заключение

Введение нового 3% отчисления — значительное изменение для рекламной отрасли. Хотя многие детали механизма еще предстоит уточнить в подзаконных актах, всем участникам рынка интернет-рекламы необходимо подготовиться к новым требованиям.

Ситуация осложняется неопределенностью по многим вопросам, включая взаимодействие отчислений с НДС, применимость к различным видам интернет-маркетинга, и пр.

Мы же, со своей стороны, будем следить за развитием ситуации и информировать вас о разъяснениях регуляторов и подзаконных актах, которые определят конкретный порядок расчета и уплаты нового отчисления. Следить за актуальными новостями можно в нашем Telegram-канале click.ru.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 18% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации