ABC-анализ (анализ Парето) – это метод категоризации объектов по степени их важности и управления ресурсами, позволяющий эффективно распределять усилия для контроля за различными их группами в зависимости от их ценности. Он основан на принципе Парето, согласно которому 20% усилий дают 80% результата. В контексте ABC-анализа это означает, что 20% объектов, например товаров, клиентов, поставщиков, будут приносить 80% прибыли.

Товары классифицируются на три категории на основе их годового потребления в денежном или количественном выражении:

  • A. Наиболее ценные. Составляют около 20% от общего количества, но 80% от общей стоимости годового потребления;
  • B. Товары промежуточной ценности. Примерно 30% от общего количества и 15% стоимости;
  • C. Наименее ценные. Около 50% от общего количества, но только 5% от стоимости.

Цель ABC-анализа – сосредоточить управленческие усилия на самой ценной категории (А), так как она имеет наибольшее влияние на общие затраты. Для этой группы применяются более жесткие процедуры контроля и частый мониторинг уровней. Для категорий B и C методы упрощаются в соответствии с их ценностью.

Где применяют ABC-анализ

Преимущества и недостатки ABC-анализа

Пример ABC-анализа

Вопросы-ответы

Где применяют ABC-анализ

ABC-метод применяется в различных сферах, но чаще всего его используют в следующих областях:

  • маркетинг. Анализ ассортимента товаров, сегментация клиентов по степени их ценности для компании, разработка дифференцированных маркетинговых стратегий для каждой группы покупателей, оценка эффективности рекламных кампаний;
  • управление запасами. Оптимизация складских запасов, управление их оборачиваемостью;
  • производство. Анализ затрат, ресурсов, планирование производственных заказов;
  • финансы. Контроль за дебиторской и кредиторной задолженностями;
  • логистика. Анализ маршрутов доставки, поставщиков, контроль за качеством продукции и сроками поставки;
  • персонал. Оценка сотрудников, планирование кадровых ресурсов.

Преимущества и недостатки ABC-анализа

ABC-метод имеет ряд плюсов:

  • простота использования. Не требует специальных знаний или навыков. Расчеты можно выполнить вручную или с помощью простых инструментов;
  • наглядность. Результаты легко представить в виде таблиц, диаграмм или графиков;
  • эффективность. Позволяет сосредоточить внимание на самых важных объектах и оптимизировать ресурсы;
  • универсальность. Можно использовать в различных сферах деятельности.

Среди минусов ABC-анализа отметим:

  • одномерность. Он не учитывает все факторы, например дополнительные издержки, сезонность, заменяемость, конкурентов. Основан на одном критерии оценки;
  • необходимость обновления данных. ABC-анализ необходимо периодически проводить заново, т. к. со временем важность объектов может меняться;
  • нерелевантность для некоторых задач. Не учитывает убыточные позиции, качественные характеристики, не подходит для решения сложных задач, которые требуют многофакторного анализа.

Пример ABC-анализа

Вот пример проведения ABC-анализа на складе с десятью наименованиями товаров:

Таблица с результатами ABC-анализаТаблица с результатами ABC-анализа

Опишем его основные этапы.

  1. Товары ранжируются по убыванию годовой стоимости потребления.
  2. Рассчитывается доля от общей стоимости для каждого товара.
  3. Товары объединяются в категории A, B, C:
  • A (80% стоимости) – товары А, Б, В;
  • B (15% стоимости) – товары Г, Д, Е;
  • C (5% стоимости) – товары Ж, З, И, К.

Результаты:

  • категория A (20% ассортимента) составляет 66% от общей стоимости;
  • категория B (30%) составляет 24%;
  • категория C (50%) – только 10% стоимости.

На основе этого анализа компания может сфокусировать управленческие усилия на категории А, применяя для нее строгий контроль запасов и максимизируя доступность. Для В можно использовать более простые процедуры, а для С – минимальный уровень контроля.

Вопросы-ответы

Как провести ABC-анализ?

Определить критерий оценки, собрать данные, рассчитать вклад каждого объекта, отсортировать объекты по убыванию вклада, разделить их на группы A, B и C, визуализировать результаты.

Как часто следует проводить ABC-анализ?

Это зависит от динамики ассортимента и потребления. Обычно рекомендуется выполнять его раз в год. Но при существенных изменениях (новые товары, большие колебания спроса) ABC-анализ может потребоваться чаще.

С какими методами можно комбинировать ABC-анализ?

XYZ-, VEN-, FMR-анализ, метод EOQ и другие. Это позволяет повысить эффективность управления при учете специфики товаров и бизнес-процессов.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 16% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации