Дистрибуция в маркетинге и логистике – это комплекс мероприятий по планированию, практической реализации и контролю за физическим перемещением товаров от производителя до конечного потребителя в целях удовлетворения потребностей клиентов и получения прибыли. Он включает в себя:

  • выбор каналов сбыта. Оптовая и розничная торговля, интернет-магазины, дистрибьюторы, дилеры и другие;
  • управление складом. Хранение, упаковка, транспортировка;
  • мерчандайзинг. Выкладка товара на полках, оформление витрин, рекламные материалы;
  • ценообразование. Установление цены с учетом конкуренции, спроса и предложения;
  • продвижение. Реклама, стимулирование сбыта, PR.

Виды дистрибуции

В зависимости от наличия посредников дистрибуция бывает:

  • прямой. Производитель напрямую продает товар конечному потребителю без участия посредников. Например, фирменные магазины, интернет-магазин;
  • косвенной. Продажа через посредников, таких как оптовики, розничные торговцы, дистрибьюторы.

По степени охвата рынка она делится на:

  • массовую (интенсивную). Производитель стремится максимально охватить рынок, используя все доступные каналы сбыта. К примеру, товары массового потребления (FMCG);
  • селективную. Ограничение числа посредников с учетом ниши. Например, спортивные товары, украшения;
  • эксклюзивную. Один или несколько дистрибьюторов, которые имеют право продавать товар на определенной территории. Например, автомобили, высокотехнологичное оборудование.

По географическому признаку дистрибуция может быть:

  • международной. Продажа товаров на международных рынках;
  • национальной. Сбыт на территории одной страны;
  • региональной (местной). На территории одного региона.

В зависимости от целевого рынка она бывает:

  • для потребительского рынка. Продажа товаров конечным потребителям;
  • для B2B. Сбыт другим компаниям.

В зависимости от задач дистрибуции она делится на;

  • количественную. Цель – распространение продукции среди максимально широкой аудитории и в различных местах;
  • качественную. Направлена на целевую аудиторию. Продажа товаров в специализированных магазинах;
  • капельную (точечную). Выбор наиболее подходящих торговых площадок.

Вопросы-ответы

Для чего нужна дистрибуция?

Она позволяет:

  • увеличить продажи. Сделать товар доступным для большего числа покупателей;
  • повысить узнаваемость бренда. Сделать его более заметным на рынке;
  • улучшить имидж компании. Создать положительный образ бренда в глазах потребителей;
  • снизить расходы. Оптимизировать логистические процессы.
Как выбрать тип дистрибуции?

Его выбор зависит от:

  • специфики товара. Например, скоропортящиеся, с высоким уровнем сервиса, с низким уровнем маржинальности;
  • целевого рынка. Розничные, оптовые покупатели, государственные учреждения и т. д.;
  • финансовых возможностей компании. Наличие собственных складов, магазинов, дистрибьюторской сети.
Чем занимаются посредники в дистрибуции?

Транспортировкой товара, дроблением партий, хранением, коммуникацией, сервисом.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 16% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации