Франшиза – это вид отношений между рыночными субъектами, форма лицензионного партнерства, при которой одна сторона (франчайзер или франчайзор) предоставляет другой (франчайзи) право использовать свой бренд, продукт, концепцию бизнеса, ноу-хау и другие активы за определенную плату для ведения бизнеса.
Франчайзинг – это бизнес-модель, основанная на продаже и покупке франшиз.
Паушальный взнос – единоразовая выплата франчайзеру при покупке франшизы.
Роялти – постоянные выплаты за пользование франшизой или процент от выручки. Не всегда предусмотрены в договоре.
Договор франшизы – это юридический документ, который регулирует отношения между франчайзером и франчайзи.
Преимущества и недостатки бизнеса по франшизе
Как работает франшиза
Опишем систему работы франчайзинга.
- Франчайзер разрабатывает бизнес-модель и маркетинговую стратегию, создает бренд, регистрирует товарный знак, а затем продает франшизу франчайзи.
- Франчайзи выплачивает первоначальный паушальный взнос за право использовать бренд, товары или услуги, технологии и систему ведения бизнеса.
- Франчайзер предоставляет франчайзи операционное руководство и обучает его персонал стандартам бизнеса.
- Франчайзи арендует или покупает помещение и оборудование согласно требованиям франчайзера, а затем запускает бизнес под его брендом на закрепленной за ним территории.
- Франчайзер осуществляет контроль качества, обучение, маркетинговую поддержку и развитие франшизы.
- Франчайзи ведет бизнес по правилам и стандартам франчайзера согласно договору франшизы.
Преимущества и недостатки бизнеса по франшизе
Плюсы бизнеса по франшизе для франчайзи включают:
- готовую бизнес-модель. Он получает доступ к проверенной бизнес-модели, что снижает риски и увеличивает шансы на успех;
- помощь франчайзера. Маркетинговая, операционная и техническая поддержка;
- использование известного бренда. Это помогает быстрее привлечь клиентов;
- снижение рисков. Франчайзинг менее рискованный, чем создание бизнеса с нуля;
- экономия на разработке и закупках. Франчайзи не нужно разрабатывать продукт, бренд, систему с нуля. Кроме того, он получает выгоду от объединенных закупок, снижая издержки.
Для франчайзера преимущества такой модели заключаются в:
- расширении сети без значительных инвестиций. Можно быстро расширить свою сеть без необходимости вкладывать большие средства в открытие новых точек;
- получении роялти. Это может стать существенным источником дохода;
- повышение узнаваемости бренда. Франчайзинг помогает повысить узнаваемость бренда и лояльность клиентов.
Среди минусов бизнеса по франшизе для франчайзи отметим:
- высокие начальные расходы. Паушальный взнос и роялти – существенные траты;
- ограничение свободы. Необходимость следовать стандартам и правилам франчайзера;
- территориальные ограничения. Зона действия франшизы может быть небольшой;
- потенциальные конфликты. Возможны споры и разногласия с франчайзером;
- зависимость от репутации бренда. Потеря его имиджа скажется на бизнесе франчайзи;
- высокая конкуренция. Можно столкнуться с конкуренцией со стороны других франчайзи, а также компаний, предлагающих аналогичные товары или услуги.
Для франчайзера недостатками этой модели могут стать:
- потеря контроля над качеством. Он не всегда может следить за качеством производимых франчайзи товаров или предоставляемых услуг;
- риск недобросовестного поведения франчайзи. Это может нанести ущерб бренду франчайзера.
Виды франшиз
Вот главные типы франшиз:
- товарная. Франчайзи продает товары известной торговой марки. Например, магазины одежды (Zara, H&M), парфюмерии (Л’Этуаль), обуви (Centro);
- сервисная. Передача прав на ведение бизнеса по оказанию услуг. К примеру, клининговые компании (Чистов+), нотариальные конторы, агентства недвижимости, салоны красоты;
- производственная. Франчайзи получает право производить продукцию под брендом франчайзера по его технологиям. Например, Coca-Cola, кондитерские франшизы (Cinnabon, Dunkin’ Donuts);
- деловая (бизнес-франшиза). Передача полной системы ведения бизнеса с товарами, технологиями, маркетингом. Примеры: рестораны (Starbucks), гостиницы, прокат автомобилей;
- мастер-франшиза. Франчайзи получает право открывать собственные франшизы в определенном регионе. К примеру, франчайзер KFC продает мастер-франшизы партнерам в различных странах;
- социальная. Некоммерческий франчайзинг для развития социальных, образовательных и благотворительных проектов, таких как детские центры и приюты для животных.
Вопросы-ответы
Определиться с тематикой бизнеса и бюджетом, изучить рынок, выбрать франчайзера, изучить договор франшизы, проконсультироваться с юристом.
ИП и юрлицо.
Он не превышает срок действия товарного знака – 10 лет с возможностью продления.