Франшиза – это вид отношений между рыночными субъектами, форма лицензионного партнерства, при которой одна сторона (франчайзер или франчайзор) предоставляет другой (франчайзи) право использовать свой бренд, продукт, концепцию бизнеса, ноу-хау и другие активы за определенную плату для ведения бизнеса.

Франчайзинг – это бизнес-модель, основанная на продаже и покупке франшиз.

Паушальный взнос – единоразовая выплата франчайзеру при покупке франшизы. 

Роялти – постоянные выплаты за пользование франшизой или процент от выручки. Не всегда предусмотрены в договоре.

Договор франшизы – это юридический документ, который регулирует отношения между франчайзером и франчайзи.

Как работает франшиза

Преимущества и недостатки бизнеса по франшизе

Виды франшиз

Вопросы-ответы

Как работает франшиза

Опишем систему работы франчайзинга.

  1. Франчайзер разрабатывает бизнес-модель и маркетинговую стратегию, создает бренд, регистрирует товарный знак, а затем продает франшизу франчайзи.
  2. Франчайзи выплачивает первоначальный паушальный взнос за право использовать бренд, товары или услуги, технологии и систему ведения бизнеса.
  3. Франчайзер предоставляет франчайзи операционное руководство и обучает его персонал стандартам бизнеса.
  4. Франчайзи арендует или покупает помещение и оборудование согласно требованиям франчайзера, а затем запускает бизнес под его брендом на закрепленной за ним территории.
  5. Франчайзер осуществляет контроль качества, обучение, маркетинговую поддержку и развитие франшизы.
  6. Франчайзи ведет бизнес по правилам и стандартам франчайзера согласно договору франшизы.

Преимущества и недостатки бизнеса по франшизе

Плюсы бизнеса по франшизе для франчайзи включают:

  • готовую бизнес-модель. Он получает доступ к проверенной бизнес-модели, что снижает риски и увеличивает шансы на успех;
  • помощь франчайзера. Маркетинговая, операционная и техническая поддержка;
  • использование известного бренда. Это помогает быстрее привлечь клиентов;
  • снижение рисков. Франчайзинг менее рискованный, чем создание бизнеса с нуля;
  • экономия на разработке и закупках. Франчайзи не нужно разрабатывать продукт, бренд, систему с нуля. Кроме того, он получает выгоду от объединенных закупок, снижая издержки.

Для франчайзера преимущества такой модели заключаются в:

  • расширении сети без значительных инвестиций. Можно быстро расширить свою сеть без необходимости вкладывать большие средства в открытие новых точек;
  • получении роялти. Это может стать существенным источником дохода;
  • повышение узнаваемости бренда. Франчайзинг помогает повысить узнаваемость бренда и лояльность клиентов.

Среди минусов бизнеса по франшизе для франчайзи отметим:

  • высокие начальные расходы. Паушальный взнос и роялти – существенные траты;
  • ограничение свободы. Необходимость следовать стандартам и правилам франчайзера;
  • территориальные ограничения. Зона действия франшизы может быть небольшой;
  • потенциальные конфликты. Возможны споры и разногласия с франчайзером;
  • зависимость от репутации бренда. Потеря его имиджа скажется на бизнесе франчайзи;
  • высокая конкуренция. Можно столкнуться с конкуренцией со стороны других франчайзи, а также компаний, предлагающих аналогичные товары или услуги.

Для франчайзера недостатками этой модели могут стать:

  • потеря контроля над качеством. Он не всегда может следить за качеством производимых франчайзи товаров или предоставляемых услуг;
  • риск недобросовестного поведения франчайзи. Это может нанести ущерб бренду франчайзера.

Виды франшиз

Вот главные типы франшиз:

  • товарная. Франчайзи продает товары известной торговой марки. Например, магазины одежды (Zara, H&M), парфюмерии (Л’Этуаль), обуви (Centro);
  • сервисная. Передача прав на ведение бизнеса по оказанию услуг. К примеру, клининговые компании (Чистов+), нотариальные конторы, агентства недвижимости, салоны красоты;
  • производственная. Франчайзи получает право производить продукцию под брендом франчайзера по его технологиям. Например, Coca-Cola, кондитерские франшизы (Cinnabon, Dunkin’ Donuts);
  • деловая (бизнес-франшиза). Передача полной системы ведения бизнеса с товарами, технологиями, маркетингом. Примеры: рестораны (Starbucks), гостиницы, прокат автомобилей;
  • мастер-франшиза. Франчайзи получает право открывать собственные франшизы в определенном регионе. К примеру, франчайзер KFC продает мастер-франшизы партнерам в различных странах;
  • социальная. Некоммерческий франчайзинг для развития социальных, образовательных и благотворительных проектов, таких как детские центры и приюты для животных.

Вопросы-ответы

Как выбрать франшизу?

Определиться с тематикой бизнеса и бюджетом, изучить рынок, выбрать франчайзера, изучить договор франшизы, проконсультироваться с юристом.

Какой налоговый статус нужно иметь для ведения бизнеса по франшизе?

ИП и юрлицо.

Какой срок действия франшизы?

Он не превышает срок действия товарного знака – 10 лет с возможностью продления.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 16% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации