Геймификация – это использование игровых элементов и механик в неигровых контекстах для повышения мотивации, вовлеченности, продуктивности и достижения целей.

Виды и инструменты геймификации

Преимущества и недостатки геймификации

Сферы применения и примеры использования геймификации

Виды и инструменты геймификации

В зависимости от типа участников и целей геймификация бывает:

  • внешней. Направлена на клиентов или пользователей;
  • внутренней. Используется для сотрудников компании;
  • поведенческой. Для любых участников, нацелена на изменение поведения.

По количеству участников она делится на:

  • индивидуальную. Применяется к одному человеку;
  • групповую. Применяется к группе людей.

В зависимости от степени погружения в игровую среду геймификация может быть:

  • частичной. К примеру, введение одного игрового персонажа или другого элемента;
  • полной. Полное погружение в игровую реальность. 

Инструменты геймификации включают:

  • сторителлинг;
  • использование очков, баллов и рейтингов, виртуальной валюты;
  • создание системы рангов, уровней, миссий и достижений;
  • внедрение соревновательных элементов;
  • предоставление обратной связи в реальном времени и визуализация результатов;
  • использование сюжетных линий или тематического оформления;
  • мотивацию участников с помощью вознаграждений;
  • характерных персонажей или маскотов;
  • временные ограничения;
  • элементы для взаимодействия игроков друг с другом.

Преимущества и недостатки геймификации

К плюсам геймификации относятся:

  • повышение мотивации и преодоление прокрастинации. Делает задачи более привлекательными и побуждает людей к действию, создает чувство прогресса и достижения;
  • повышение вовлеченности и производительности. Фокусируется на том, чтобы люди были сосредоточены на задаче и доводили ее до конца;
  • улучшение усвоения знаний и навыков. Информация лучше воспринимается игровой форме;
  • повышение лояльности к бренду или продукту. Вызывает у клиентов интерес к компании и ее продукции, способствует увеличению конверсии и продаж; 
  • поднятие командного духа. Улучшает командную работу и коммуникацию между сотрудниками или клиентами;
  • эффективное решение проблем. Игровые механики помогают быстрее решить сложные задачи;
  • сбор данных и обратной связи. Предоставляет информацию о поведении пользователей, их потребностях и предпочтениях для персонализации их опыта взаимодействия с брендом или продуктом;
  • снижение напряжения. Такой формат позволяет расслабиться;
  • универсальность. Может применяться в любых сферах.

Среди минусов данного метода отметим:

  • несерьезность. Риск поверхностного подхода к серьезным задачам, игры ради игры;
  • трудозатратность. Сложность в разработке и внедрении эффективной системы геймификации;
  • высокая стоимость. Для реализации потребуются дополнительные ресурсы;
  • снижение самостоятельности. Возможность манипуляции поведением участников;
  • риск отрицательного результата. Например, может возникнуть нездоровая конкуренция;
  • необходимость частого обновления. Чтобы участники не потеряли интерес, нужно постоянно разрабатывать новые игровые элементы.

Сферы применения и примеры использования геймификации

Геймификация применяется во многих сферах, включая:

  • бизнес и маркетинг. Повышение лояльности клиентов, увеличение вовлеченности пользователей, стимулирование продаж, улучшение узнаваемости бренда. Например, Red Quest от МТС, «Квест на миллион» от Тинькофф Банка, программа лояльности Starbucks Rewards от Starbucks, Salesforce;
  • образование. Повышение мотивации учащихся, улучшение усвоения материала, развитие навыков решения проблем. К примеру, Duolingo, Kahoot!, Quizlet;
  • управление персоналом. Повышение производительности труда, улучшение командной работы, стимулирование инноваций, облегчение адаптации новых сотрудников. Deloitte Leadership Academy – использование значков и лидербордов для обучения сотрудников, Domino’s Pizza Hero – игра для обучения и найма новых сотрудников;
  • финансы. Qapital – приложение для сбережений, где пользователи устанавливают финансовые цели как игровые квесты, Mint – приложение для управления финансами с элементами достижений и визуализации прогресса;
  • здоровье и фитнес. Мотивация к здоровому образу жизни, улучшение соблюдения медицинских рекомендаций. Шаги ВКонтакте, Fitocracy, Mango Health, Zombies, Run!;
  • экология и социальные проекты. Повышение гражданской активности, стимулирование экологического поведения, поощрение благотворительности. Бонусы за сдачу пластиковых крышек от «ВкусВилл», RecycleBank – программа, вознаграждающая людей за переработку отходов;
  • туризм. TripAdvisor – система значков и уровней для поощрения пользователей, оставляющих отзывы;
  • производство. Siemens – использование виртуальной реальности и игровых элементов для обучения сотрудников работе со сложным оборудованием;
  • наука. FoldIt – игра, в которой пользователи решают научные головоломки, связанные со структурой белков.

Вопросы-ответы

Каковы главные принципы геймификации?

Непринужденное участие, регламентированные правила, альтернативная реальность, этапы развития, социальный мир и динамика.

Какие навыки необходимы для внедрения геймификации?

Требуются навыки в области дизайна игр, психологии мотивации, анализа данных и понимание специфики области применения.

Какие есть книги про геймификацию?

«Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса» Кевина Вербаха и Дэна Хантера, «Ход слоном. Игровой помощник в достижении целей» Татьяны Задорожней, «Геймификация в бизнесе. Как пробиться сквозь шум и завладеть вниманием сотрудников и клиентов» Гейба Зикерманна и Джоселин Линдер, SuperBetter Джейн Макгонигал.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 18% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации