PageRank – это поисковый алгоритм Google, который используется для ранжирования веб-страниц в результатах выдачи. Он определяет их важность и авторитетность по количеству и качеству ссылок, ведущих на них с других сайтов.

История Google PageRank

Как работает алгоритм PageRank

Что влияет на PageRank

История Google PageRank

Отметим главные моменты в истории PageRank:

  • 1997. Идея алгоритма была разработана Ларри Пейджем и Сергеем Брином, студентами-аспирантами Стэнфордского университета и основателями Google;
  • 1988. PageRank был использован в первой версии поисковика Google. Благодаря PR браузер смог обеспечить намного более релевантные и качественные результаты поиска по сравнению с конкурентами;
  • 2000. Google выпустил панель инструментов PageRank с десятибалльной шкалой, позволившую проверить PR любой ссылки;
  • 2005. Google объединился с Yahoo и MSN и внедрил атрибут «nofollow» для борьбы со спамными ссылками. Это позволило перенаправлять PR на определенные страницы;
  • 2009. Поисковик удалил функцию распределения PageRank из своих инструментов для веб-мастеров, чтобы SEO-специалисты не манипулировали им;
  • 2013. Вышло последнее обновление PR;
  • 2016. Тулбар PageRank был удален из общего доступа.

PageRank по-прежнему используется как важный фактор ранжирования, но его точный вес в алгоритме Google и изменения в принципах работы не разглашаются.

Как работает алгоритм PageRank

Каждая веб-страница представляется как вершина в огромном графе, который моделирует всю сеть интернета. Ссылки между ними – это ребра графа. Изначально всем страницам присваивается одинаковый базовый ранг. Затем для каждой из них рассчитывается ее ранг на основе количества и веса бэклинков. Чем больше авторитетных веб-ресурсов с высоким рангом ссылается на данную страницу, тем выше будет ее собственный PR.

Формула расчета PageRank выглядит следующим образом:

PR(A) = (1-d) + d * (PR(T1)/C(T1) + … + PR(Tn)/C(Tn)), где:

  • PR(A) – PageRank страницы A;
  • d – демпфирующий фактор, «коэффициент затухания» который обычно равен 0.85 имитирует вероятность того, что пользователь перейдет по ссылке во время просмотра страницы;
  • T1…Tn – страницы, ссылающиеся на A;
  • C(T1)…C(Tn) – количество ссылок со страниц T1…Tn;
  • PR(T)/C(T) – PageRank, который может передать страница T с учетом всех исходящих с нее ссылок.

Таким образом, PageRank распространяется по графу, передаваясь от одних страниц к другим через ссылки. Чем больше качественных бэклинков ведет на веб-ресурс, тем выше его ранг. Процесс итерируется многократно, пока ранги всех страниц не сойдутся. Результаты используются поисковой системой для ранжирования результатов поиска.

Что влияет на PageRank

Помимо количества и качества внешних ссылок, на PageRank влияет ряд факторов:

  • анкор-тексты. Текст, на котором размещена ссылка, должен быть релевантным содержанию страницы;
  • тематическая близость ссылающихся страниц. Бэклинки с тематически близких страниц имеют больший вес, чем ссылки с нерелевантных сайтов;
  • внутренние ссылки. PR анализирует весь сайт с помощью внутренней перелинковки, поэтому важно оптимизировать структуру веб-ресурса;
  • вероятность нажатия на ссылку. Ценность ссылок зависит от их потенциальной кликабельности;
  • размещение бэклинков. Ссылки, размещенные в основном контентеа страницы, имеют больший вес, чем бэклинки в футере или навигационном меню.

Вопросы-ответы

Учитывается ли PageRank Яндексом?

Нет. Ранее Яндекс использовал тИЦ – тематический индекс цитирования, а сейчас – комплексный показатель ИКС (индекс качества сайта).

Чего стоит избегать при работе с PR?

Ссылок на битые или малополезные страницы, бэклинков с атрибутом «nofollow», а также избыточного количества ссылок, так как вес PR делится между всеми ними поровну.

Можно ли узнать PageRank страниц своего сайта?

Да, с помощью сервиса SiteAnalyzer. Кроме того, можно воспользоваться аналогами PageRank от ahrefs (UR – URL rating), Semrush (AS – Authority Score) и других систем веб-аналитики.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 18% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации