PageRank – это поисковый алгоритм Google, который используется для ранжирования веб-страниц в результатах выдачи. Он определяет их важность и авторитетность по количеству и качеству ссылок, ведущих на них с других сайтов.
Как работает алгоритм PageRank
История Google PageRank
Отметим главные моменты в истории PageRank:
- 1997. Идея алгоритма была разработана Ларри Пейджем и Сергеем Брином, студентами-аспирантами Стэнфордского университета и основателями Google;
- 1988. PageRank был использован в первой версии поисковика Google. Благодаря PR браузер смог обеспечить намного более релевантные и качественные результаты поиска по сравнению с конкурентами;
- 2000. Google выпустил панель инструментов PageRank с десятибалльной шкалой, позволившую проверить PR любой ссылки;
- 2005. Google объединился с Yahoo и MSN и внедрил атрибут «nofollow» для борьбы со спамными ссылками. Это позволило перенаправлять PR на определенные страницы;
- 2009. Поисковик удалил функцию распределения PageRank из своих инструментов для веб-мастеров, чтобы SEO-специалисты не манипулировали им;
- 2013. Вышло последнее обновление PR;
- 2016. Тулбар PageRank был удален из общего доступа.
PageRank по-прежнему используется как важный фактор ранжирования, но его точный вес в алгоритме Google и изменения в принципах работы не разглашаются.
Как работает алгоритм PageRank
Каждая веб-страница представляется как вершина в огромном графе, который моделирует всю сеть интернета. Ссылки между ними – это ребра графа. Изначально всем страницам присваивается одинаковый базовый ранг. Затем для каждой из них рассчитывается ее ранг на основе количества и веса бэклинков. Чем больше авторитетных веб-ресурсов с высоким рангом ссылается на данную страницу, тем выше будет ее собственный PR.
Формула расчета PageRank выглядит следующим образом:
PR(A) = (1-d) + d * (PR(T1)/C(T1) + … + PR(Tn)/C(Tn)), где:
- PR(A) – PageRank страницы A;
- d – демпфирующий фактор, «коэффициент затухания» который обычно равен 0.85 имитирует вероятность того, что пользователь перейдет по ссылке во время просмотра страницы;
- T1…Tn – страницы, ссылающиеся на A;
- C(T1)…C(Tn) – количество ссылок со страниц T1…Tn;
- PR(T)/C(T) – PageRank, который может передать страница T с учетом всех исходящих с нее ссылок.
Таким образом, PageRank распространяется по графу, передаваясь от одних страниц к другим через ссылки. Чем больше качественных бэклинков ведет на веб-ресурс, тем выше его ранг. Процесс итерируется многократно, пока ранги всех страниц не сойдутся. Результаты используются поисковой системой для ранжирования результатов поиска.
Что влияет на PageRank
Помимо количества и качества внешних ссылок, на PageRank влияет ряд факторов:
- анкор-тексты. Текст, на котором размещена ссылка, должен быть релевантным содержанию страницы;
- тематическая близость ссылающихся страниц. Бэклинки с тематически близких страниц имеют больший вес, чем ссылки с нерелевантных сайтов;
- внутренние ссылки. PR анализирует весь сайт с помощью внутренней перелинковки, поэтому важно оптимизировать структуру веб-ресурса;
- вероятность нажатия на ссылку. Ценность ссылок зависит от их потенциальной кликабельности;
- размещение бэклинков. Ссылки, размещенные в основном контентеа страницы, имеют больший вес, чем бэклинки в футере или навигационном меню.
Вопросы-ответы
Нет. Ранее Яндекс использовал тИЦ – тематический индекс цитирования, а сейчас – комплексный показатель ИКС (индекс качества сайта).
Ссылок на битые или малополезные страницы, бэклинков с атрибутом «nofollow», а также избыточного количества ссылок, так как вес PR делится между всеми ними поровну.
Да, с помощью сервиса SiteAnalyzer. Кроме того, можно воспользоваться аналогами PageRank от ahrefs (UR – URL rating), Semrush (AS – Authority Score) и других систем веб-аналитики.