Воронка продаж (конверсионная воронка) – это модель, описывающая путь, который проходит потенциальный клиент от первого знакомства с продуктом или услугой до момента покупки. Визуально ее изображают в таком виде:

Воронка продаж, источникВоронка продаж, источник

В верхней части находится широкая аудитория, которая может быть заинтересована в предложении. По мере продвижения по воронке количество лидов сокращается, так как не все проходят через каждый этап. В конце остаются только те, кто совершил покупку.

Воронки продаж позволяют:

  • понять, как клиенты взаимодействуют с продуктом или услугой, узнать об их потребностях;
  • определить, на каких этапах теряется больше всего лидов;
  • разработать стратегии для улучшения конверсии на каждом этапе;
  • повысить удовлетворенность клиентов, создавая более персонализированные предложения;
  • измерить эффективность рекламных кампаний;
  • повысить рентабельность инвестиций (ROI) и продажи.

Какие данные показывает воронка продаж

Виды воронок продаж

Как построить воронку продаж

Вопросы-ответы

Какие данные показывает воронка продаж

Воронка продаж предоставляет компании следующую информацию:

  • источники трафика и лидов. Показывает, откуда приходят потенциальные клиенты, например из поисковых систем, социальных сетей и других каналов;
  • количество лидов на каждом этапе. На верхних этапах воронки видно общее количество потенциальных клиентов, на последующих – число оставшихся покупателей;
  • коэффициенты конверсии по этапам. Воронка наглядно демонстрирует, какая доля лидов конвертируется из одного этапа в другой. Это позволяет выявить места с низкой конверсией;
  • длительность цикла продаж. Показывает, сколько времени в среднем требуется для того, чтобы потенциальный клиент стал покупателем;
  • стоимость привлечения клиента. Совокупные данные по расходам на маркетинг, привлечение трафика и продажи относительно числа завершенных сделок;
  • средняя стоимость сделки. Показывает, сколько компания зарабатывает на каждой продаже.

Виды воронок продаж

Отметим главные типы воронок продаж:

  • классическая. Основана на модели AIDA (Attention, Interest, Desire, Action), описывающей четыре этапа, через которые проходит потенциальный клиент перед покупкой: привлечение внимания к товару или услуге, возникновение интереса, осознание потребности в продукте и желание его приобрести, совершение покупки. Такая воронка применима для реализации товаров и услуг с невысокой стоимостью и коротким циклом продаж;

Модель AIDAМодель AIDA

  • маркетинговая. Акцент в ней делается на повышении осведомленности о бренде и вовлечении целевой аудитории на верхних этапах. Широко используется в электронной коммерции. Включает контент-маркетинг, email-маркетинг, ретаргетинг и другие инструменты;
  • воронка продаж с несколькими касаниями (омникальная). Подразумевает многоканальное взаимодействие с клиентом через различные точки контакта перед тем, как он совершит покупку. Это может быть серия электронных писем, рекламных объявлений или контентных предложений. Данный вид используется для продажи товаров и услуг с более высокой стоимостью и длинным циклом продаж;
  • воронка продаж на основе контента. Фокусируется на создании ценного контента, который привлекает и удерживает потенциальных клиентов. Применяется для продажи сложных товаров, например компьютеров или автомобилей, и услуг, таких как медицинские или туристические, при выборе которых потенциальным клиентам нужно время на изучение и сравнение разных вариантов;
  • SaaS-воронка. Оптимизирована для продажи SaaS-продуктов и подписочных моделей. Включает бесплатные пробные версии, самостоятельную регистрацию пользователей. Фокусируется на активации, удержании и продлении подписки.

Как построить воронку продаж

Чтобы построить воронку продаж, выполните эти шаги:

1. Определите целевую аудиторию и каналы привлечения трафика. Составьте портрет своего идеального клиента: где он ищет информацию, какие каналы предпочитает;

2. Создайте контент и оферты для каждого этапа воронки:

  • этап осведомленности – контент для привлечения внимания (статьи, видео, посты в соцсетях);
  • этап интереса – более детальная информация о продукте (вебинары, чек-листы);
  • этап оценки – акцент на конкурентных преимуществах, отзывы, пробные версии;
  • этап намерения – спецпредложения, скидки, личные консультации.

3. Выберите каналы маркетинга. Определите, какими способами вы будете доносить предложение до целевой аудитории;

4. Создайте лид-магниты. Это могут быть чек-листы, вебинары, скидки или бесплатные пробные версии;

5. Создайте посадочные страницы. Целевые страницы для направления трафика из рекламных кампаний. Они будут подталкивать посетителей к совершению желаемого действия;

6. Оптимизируйте продающие страницы под каждый этап. Используйте цепляющие заголовки, UX-дизайн, отзывы и другие методы;

7. Отслеживайте результаты. Настройте аналитику для отслеживания KPI и определения проблемных мест на каждом этапе воронки;

8. Анализируйте и оптимизируйте. Регулярно мониторьте результаты и вносите изменения в воронку продаж для максимальной конверсии на каждом этапе.

Вопросы-ответы

Какие инструменты можно использовать при работе с воронкой продаж?

CRM; системы веб-аналитики, такие как Яндекс Метрика и Google Analytics; сервисы для автоматизации маркетинга: HubSpot, Marketo, Salesforce Marketing Cloud и другие.

Какие метрики учитывать при оценке эффективности воронки?

Количество лидов, коэффициенты конверсии между этапами, средний цикл продаж, стоимость привлечения клиента. Также стоит отслеживать показатели отказов, возвратов, повторных покупок.

Как повысить эффективность воронки продаж?

Использовать призыв к действию (CTA) на каждом этапе воронки; сделать процесс покупки максимально простым; обеспечить послепродажное обслуживание клиентов; применять программы лояльности, обновления, кросс-продажи; собирать обратную связь.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 18% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации