XYZ-анализ – это метод классификации товаров по уровню спроса на них и его колебаниям. Он применяется в различных областях, таких как управление запасами, маркетинг и производство.
Для чего XYZ-анализ используют в бизнесе
Как проводится XYZ-анализ
Опишем главные этапы XYZ-анализа.
1. Определение объектов анализа. В зависимости от цели это могут быть товары, клиенты, поставщики, сотрудники и другие.
2. Сбор данных. Сбор информации о спросе на каждый объект за определенный период времени. Например, для товаров это могут быть данные о продажах, для клиентов – о заказах, для сотрудников – о выполнении задач.
3. Расчет коэффициента вариации. Для каждого объекта рассчитывается коэффициент вариации, который показывает степень колебания спроса:
Формула расчета коэффициента вариации
4. Классификация объектов. Объекты делятся на три группы по коэффициенту вариации:
- группа X. Товары с коэффициентом вариации 0-10%. Спрос на них стабилен и хорошо предсказуем;
- группа Y. Объекты с коэффициентом вариации 10-25%, спрос на которые имеет некоторую вариативность, но все же предсказуем;
- группа Z. Товары с коэффициентом вариации 25% и выше. Спрос на них непредсказуем.
Комбинируя эти критерии, можно разделить объекты на 9 групп:
Группы объектов по уровню и колебаниям спроса
5. Интерпретация результатов:
- для объектов группы X рекомендуется поддерживать минимальный уровень запасов, так как спрос на них стабилен. Они не требуют пристального внимания со стороны менеджмента;
- для группы Y следует отслеживать спрос и корректировать уровень запасов по мере необходимости;
- для объектов группы Z рекомендуется тщательно анализировать спрос и разрабатывать индивидуальные стратегии управления запасами.
Пример результатов XYZ-анализа
Для чего XYZ-анализ используют в бизнесе
XYZ-анализ используется в следующих целях:
- оптимизация складских запасов. Позволяет сосредоточить ресурсы на наиболее востребованных товарах и сократить запасы менее востребованных;
- управление политикой закупок. Помогает разрабатывать различные политики закупок для разных категорий товаров: более частые закупки для X и редкие для Y и Z;
- прогнозирование спроса. Облегчает прогнозирование и планирование запасов для категорий X и Y;
- повышение рентабельности инвестиций (ROI). Дает возможность сфокусировать маркетинговые усилия на наиболее прибыльных товарах, услугах и клиентах;
- сокращение расходов и распределение ресурсов. Снижает затраты на закупку, хранение и обслуживание товаров или услуг с низким спросом. Ресурсы и внимание концентрируются на категории Х, представляющей наибольшую ценность для бизнеса;
- улучшение качества обслуживания клиентов. Обеспечивает более высокий уровень обслуживания для наиболее важных клиентов;
- принятие более обоснованных бизнес-решений. Позволяет получить более полное представление о том, какие товары, клиенты или поставщики приносят наибольшую прибыль.
Плюсы и минусы XYZ-анализа
К преимуществам XYZ-анализа относятся:
- простота и доступность. Данный метод прост в понимании и использовании. XYZ-анализ можно проводить без использования сложных программных инструментов;
- скорость. Его можно провести достаточно быстро;
- наглядность. Результаты XYZ-анализа легко представить в виде таблиц или диаграмм;
- универсальность. Его можно применять в различных сферах бизнеса;
- надежность. Несложный автоматический расчет снижает вероятность ошибок.
Среди минусов XYZ-анализа отметим:
- ограниченность. Учитывает только спрос, игнорируя прибыльность, маржинальность, потенциал роста и другие важные факторы;
- риск неточных результатов при анализе краткосрочного периода. Необходимо иметь продолжительную статистику;
- влияние сезонности. Нужно проводить анализ отдельно для высокого и низкого сезона, иначе коэффициент вариативности у перспективных товаров будет сильно завышен.
Вопросы-ответы
Розничная и оптовая торговля, интернет-магазины, производственные предприятия.
Классификацию желательно пересматривать не реже двух раз в год, чтобы учитывать сезонность. Новый анализ также проводят при существенных изменениях ассортимента.
ABC-, VEN-анализ, матрица BCG, метод EOQ и другие.