XYZ-анализ – это метод классификации товаров по уровню спроса на них и его колебаниям. Он применяется в различных областях, таких как управление запасами, маркетинг и производство.

Как проводится XYZ-анализ

Для чего XYZ-анализ используют в бизнесе

Плюсы и минусы XYZ-анализа

Как проводится XYZ-анализ

Опишем главные этапы XYZ-анализа.

1. Определение объектов анализа. В зависимости от цели это могут быть товары, клиенты, поставщики, сотрудники и другие.

2. Сбор данных. Сбор информации о спросе на каждый объект за определенный период времени. Например, для товаров это могут быть данные о продажах, для клиентов – о заказах, для сотрудников – о выполнении задач.

3. Расчет коэффициента вариации. Для каждого объекта рассчитывается коэффициент вариации, который показывает степень колебания спроса:

Формула расчета коэффициента вариацииФормула расчета коэффициента вариации

4. Классификация объектов. Объекты делятся на три группы по коэффициенту вариации:

  • группа X. Товары с коэффициентом вариации 0-10%. Спрос на них стабилен и хорошо предсказуем;
  • группа Y. Объекты с коэффициентом вариации 10-25%, спрос на которые имеет некоторую вариативность, но все же предсказуем;
  • группа Z. Товары с коэффициентом вариации 25% и выше. Спрос на них непредсказуем.

Комбинируя эти критерии, можно разделить объекты на 9 групп:

Группы объектов по уровню и колебаниям спросаГруппы объектов по уровню и колебаниям спроса

5. Интерпретация результатов:

  • для объектов группы X рекомендуется поддерживать минимальный уровень запасов, так как спрос на них стабилен. Они не требуют пристального внимания со стороны менеджмента;
  • для группы Y следует отслеживать спрос и корректировать уровень запасов по мере необходимости;
  • для объектов группы Z рекомендуется тщательно анализировать спрос и разрабатывать индивидуальные стратегии управления запасами.

Пример результатов XYZ-анализаПример результатов XYZ-анализа

Для чего XYZ-анализ используют в бизнесе

XYZ-анализ используется в следующих целях:

  • оптимизация складских запасов. Позволяет сосредоточить ресурсы на наиболее востребованных товарах и сократить запасы менее востребованных;
  • управление политикой закупок. Помогает разрабатывать различные политики закупок для разных категорий товаров: более частые закупки для X и редкие для Y и Z;
  • прогнозирование спроса. Облегчает прогнозирование и планирование запасов для категорий X и Y;
  • повышение рентабельности инвестиций (ROI). Дает возможность сфокусировать маркетинговые усилия на наиболее прибыльных товарах, услугах и клиентах;
  • сокращение расходов и распределение ресурсов. Снижает затраты на закупку, хранение и обслуживание товаров или услуг с низким спросом. Ресурсы и внимание концентрируются на категории Х, представляющей наибольшую ценность для бизнеса;
  • улучшение качества обслуживания клиентов. Обеспечивает более высокий уровень обслуживания для наиболее важных клиентов;
  • принятие более обоснованных бизнес-решений. Позволяет получить более полное представление о том, какие товары, клиенты или поставщики приносят наибольшую прибыль.

Плюсы и минусы XYZ-анализа

К преимуществам XYZ-анализа относятся:

  • простота и доступность. Данный метод прост в понимании и использовании. XYZ-анализ можно проводить без использования сложных программных инструментов;
  • скорость. Его можно провести достаточно быстро;
  • наглядность. Результаты XYZ-анализа легко представить в виде таблиц или диаграмм;
  • универсальность. Его можно применять в различных сферах бизнеса;
  • надежность. Несложный автоматический расчет снижает вероятность ошибок.

Среди минусов XYZ-анализа отметим:

  • ограниченность. Учитывает только спрос, игнорируя прибыльность, маржинальность, потенциал роста и другие важные факторы;
  • риск неточных результатов при анализе краткосрочного периода. Необходимо иметь продолжительную статистику;
  • влияние сезонности. Нужно проводить анализ отдельно для высокого и низкого сезона, иначе коэффициент вариативности у перспективных товаров будет сильно завышен. 

Вопросы-ответы

Для каких областей XYZ-анализ наиболее актуален?

Розничная и оптовая торговля, интернет-магазины, производственные предприятия.

Как часто нужно проводить XYZ-анализ?

Классификацию желательно пересматривать не реже двух раз в год, чтобы учитывать сезонность. Новый анализ также проводят при существенных изменениях ассортимента.

С какими методами можно комбинировать XYZ-анализ?

ABC-, VEN-анализ, матрица BCG, метод EOQ и другие.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 18% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации