Для написания этой статьи мы опросили экспертов, которые работают в сфере организации и проведения тимбилдингов. Суммарно они провели более сотни игр для компаний разного масштаба, разных отраслей.

Грамотно организованный тимбилдинг — это мощный инструмент для повышения эффективности команды. Однако вокруг темы до сих пор существует множество заблуждений, которые мешают компаниям в полной мере использовать потенциал командообразующих мероприятий. Цель статьи — разрушить эти мифы.

Миф 1: Тимбилдинг — это всегда спорт и беготня

Миф 2: В тимбилдинге все должны быть одинаковыми

Миф 3: Тимбилдинг — это навязывание командного духа под страхом унижения

Миф 4: На тимбилдинге коллег заставляют стать друзьями

Миф 5: Достаточно провести тимбилдинг один раз, чтобы сплотить команду

Коротко о главном

Чем более осознанно, профессионально вы подходите к играм на командообразование, тем выше будет отдача. Не бойтесь экспериментировать, привлекайте профессионалов и, главное, слушайте свою команду. И не забывайте об опасных мифах, которые могут свести все усилия на нет.

Миф 1: Тимбилдинг — это всегда спорт и беготня

Это, пожалуй, самое распространенное заблуждение. Многие HR искренне считают, что тимбилдинг — это обязательно канаты, пейнтбол или эстафеты. На самом деле, физическая активность — лишь один из возможных форматов, и далеко не всегда самый эффективный.

На самом деле. Тимбилдинг должен быть, что профессионалы называют, tailored — адаптированный под конкретную команду, под ее цели. Например, для творческого отдела рекламного агентства более полезным может оказаться совместное создание арт-объекта, чем футбол. А для команды аналитиков отлично подойдет интеллектуальный квест. Для топ-менеджмента — стратегическая бизнес-игра.И далее по аналогии.

Главная цель тимбилдинга — это не физическая нагрузка, а создание условий для проявления командных компетенций: коммуникации, принятия решений, распределения ролей. И эти условия можно создать в самых разных форматах.

Из практики экспертов. Не так давно эксперты проводили тимбилдинг для IT-компании в формате хакатона. Команды разрабатывали прототипы продуктов, которые потом действительно были запущены в работу. Этот опыт оказался более ценным для сплочения и развития команды, чем любые спортивные активности типа лазертага.

Тимбилдинг — это прежде всего психологическая работа с командой, направленная на повышение взаимопонимания, доверия и эффективности взаимодействия. Да, быть физически активными тоже полезно, но гораздо важнее задействовать интеллектуальные, эмоциональные аспекты.

Миф 2: В тимбилдинге все должны быть одинаковыми

Переходим ко второму заблуждению. Даже опытные HR-специалисты ошибочно считают: для успешного тимбилдинга нужно уравнять всех участников. Это одинаковая форма, одинаковые задания, одинаковые роли. Однако это может привести лишь к обратному эффекту.

На самом деле. Эффективная команда — это не группа одинаковых людей, а система, где каждый участник может проявить свои уникальные сильные стороны. Задача тимбилдинга — не нивелировать различия, а научить команду использовать разнообразие как преимущество.

Ключевой момент здесь — правильный сценарий игр. Активности должны быть многозадачными, чтобы каждый участник мог найти роль, соответствующую его сильным сторонам. При этом важно создавать ситуации, где люди с разными компетенциями должны взаимодействовать для достижения общей цели.

Из практики экспертов. Эксперты работали с фармацевтической компанией: они создали симуляцию запуска нового препарата. В команде были «ученые», «маркетологи», «финансисты» — каждый со своей зоной ответственности. Успех зависел от того, насколько эффективно они смогут интегрировать свои различные экспертизы.

На самом деле именно разнообразие мнений, стилей поведения и подходов в команде является ее силой. Задача крутого тимбилдинга — научить коллег ценить индивидуальность друг друга, эффективно взаимодействовать, используя уникальный потенциал каждого участника коллектива.

Важно: единственное, что должно объединять команду — общие цели, общая миссия организации.

Миф 3: Тимбилдинг — это навязывание командного духа под страхом унижения

Это, пожалуй, самый вредный миф. И тем опаснее, что его культивируют в корпоративной среде очень активно. Многие организаторы искренне пытаются «сплотить» команду через публичное унижение, принуждение к иным некомфортным для многих участников действиям. Такой подход не только неэффективен, но и опасен для психологического климата в коллективе.

На самом деле. Настоящий тимбилдинг основан на добровольности, на создании безопасной среды для экспериментов. Его цель: помочь членам коллектива раскрыться, проявить себя с новой стороны (но не через ощущение стыда).

Ключевые принципы здесь:

  • добровольность участия в каждой игре;
  • наличие альтернативных ролей (например, наблюдатель или координатор);
  • фокус на позитивной обратной связи;
  • отсутствие «публичных наказаний» за ошибки.

Из практики экспертов. В одном из тимбилдингов наши эксперты использовали формат Escape Room (побег из комнаты). Участники могли выбирать роли: от активного тащера до наблюдателя. Каждый внес свой вклад, остался доволен своим участием.

Любой тимбилдинг должен строиться на добровольном участии, полном доверии. Важно использовать только те методики, которые не унижают достоинство, не ставят кого-то в неловкое положение. Цель — повысить мотивацию сотрудников через позитивный опыт сотрудничества, а не через страх или принуждение.

Миф 4: На тимбилдинге коллег заставляют стать друзьями

Многие руководители ожидают, что после тимбилдинга все сотрудники станут лучшими друзьями, будут проводить вместе выходные. Но это нереалистичное и потенциально вредное ожидание.

На самом деле. Цель тимбилдинга не создание дружбы между каждым участником коллектива, цель — формирование эффективных рабочих отношений. Важно научить людей продуктивно взаимодействовать и доверять друг другу в профессиональном контексте, независимо от личных симпатий.

Ключевые фокусы:

  • развитие навыков профессиональной коммуникации;
  • понимание сильных сторон и стилей работы друг друга;
  • формирование общего видения целей, ценностей компании;
  • выработка эффективных моделей совместного решения задач

Из практики экспертов. Для команды топ-менеджеров крупного банка наши эксперты проводили двухдневный тимбилдинг, где основной фокус был на стратегическом планировании, умении принять важное решение в нестандартной ситуации. Участники, конечно, не стали закадычными друзьями впоследствии, но зато они научились эффективно использовать экспертизу друг друга, стали принимать совместные решения.

Рабочая команда и дружеский круг — понятия разные. Реальная цель тимбилдинга — научить коллег эффективно взаимодействовать для достижения общих целей, а не стать близкими друзьями. И помните: в процессе игр делается акцент на выработке взаимного уважения, доверия. Но никак не на дружбе в бытовом смысле.

Миф 5: Достаточно провести тимбилдинг один раз, чтобы сплотить команду

Многие компании проводят тимбилдинг раз в год или даже реже, ожидая долгосрочного эффекта. К сожалению, это так не работает.

На самом деле. Тимбилдинг — это не разовое мероприятие, а непрерывный процесс развития команды. Однократное мероприятие может дать кратковременный эффект, но для достижения устойчивых результатов необходим системный подход.

Эффективная стратегия командообразования состоит из нескольких элементов. Это:

  • регулярные тимбилдинг-сессии (минимум раз в квартал);
  • интеграция элементов тимбилдинга в повседневную работу;
  • постоянный мониторинг, анализ командной динамики;
  • гибкая адаптация форматов под меняющиеся потребности команды.

Каждый тимбилдинг должен быть частью более широкой стратегии развития команды. Он должен решать конкретные задачи, актуальные на данном этапе, и органично вписываться в общий контекст работы коллектива.

Из практики экспертов. Для одной технологической компании эксперты разработали годовую программу — для комплексного развития команды. Она состояла из игр разной периодичности. А именно:

  • ежеквартальные однодневные тимбилдинги, каждый из которых фокусировался на определенной компетенции (коммуникация, инновационное мышление, управление конфликтами, принятие решений);
  • ежемесячные микро-тимбилдинги (2-3 часовые сессии) для закрепления навыков;
  • онлайн-платформа для постоянного обмена идеями между сотрудниками;
  • система KPI, учитывающую командные достижения каждого и общие результаты.

Такой комплексный подход позволил достичь устойчивого повышения эффективности команды на 27% по ключевым показателям за год.

Важно: тимбилдинг не одноразовое мероприятие, а постоянный процесс. Взаимоотношения в команде меняются, появляются новые люди и задачи. Поэтому нужно предусматривать регулярные короткие тимбилдинги, чтобы поддерживать дух единства.

Коротко о главном

Разрушение мифов о тимбилдинге — это первый шаг к его эффективному использованию. Важно раз и навсегда запомнить: настоящий тимбилдинг — это не просто развлекательное мероприятие, а мощный инструмент организационного развития. Когда он применяется грамотно, с учетом специфики конкретной команды и бизнес-задач, результаты могут быть действительно впечатляющими.

Подытожим 5 ключевых принципов эффективного тимбилдинга:

  1. Индивидуальный подход. Каждый тимбилдинг должен быть разработан с учетом специфики конкретной команды, ее целей и текущих челленджей;
  2. Фокус на реальных бизнес-задачах. Игры должны моделировать реальные рабочие ситуации, развивать релевантные навыки, а не просто умение спасаться в лесу без ножа в кармане;
  3. Безопасная среда для экспериментов. Все участники должны чувствовать себя комфортно, чтобы пробовать новые роли без чувства стыда;
  4. Системность и регулярность. Тимбилдинг должен быть частью постоянного процесса развития команды.
  5. Наконец, важна измеримость результатов — важно определить конкретные KPI и отслеживать прогресс команды во времени.

Послесловие

В практике экспертов, которые помогали в написании этой статьи для блога click.ru, мы неоднократно замечали: правильно организованный тимбилдинг реально помогал преодолевать кризисы, запускать инновационные проекты и достигать прорывных результатов. Но это возможно только при условии, что мы отходим от устаревших представлений. Простыми словами, начинаем воспринимать тимбилдинг как серьезный инструмент. А не как разовое развлечение.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 16% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации