Агентский договор: что это такое и в чем особенности

Агентский договор: что это такое и в чем особенности

Если нужно поручить часть работы другим специалистам, можно заключить агентский договор. Эксперты click.ru разобрали, что он собой представляет, чем отличается от других видов договоров и что в нем должно быть.

Оглавление

Агентский договор — вид посреднического договора

Согласно статье 1005 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), агентский договор — это посредническая сделка, по которой одна сторона (агент) совершает за плату юридические и другие действия в интересах и по поручению другой стороны (принципал/заказчик): реализует услуги, продает товары, рекламирует заказчика или делает что-то еще за определенную плату.

Участники агентского договора:

  • агент — сторона, выполняющая обязанности по договору: действует в интересах принципала и заключает сделки, направленные на достижение согласованного результата;
  • принципал (заказчик) — лицо, которое поручает агенту совершать определенные действия за плату.

Заключать агентский договор на оказание услуг могут как юридические лица и ИП, так и физические лица, кроме самозанятых. Самозанятые не могут быть стороной агентского договора (пп. 5 п. 2 ст. 4 закона № 422-ФЗ от 27.11.2018).

Агентский договор в смысле ст. 1005 ГК РФ — наиболее универсальное решение, когда от агента требуется широкий спектр действий, как юридических, так и не юридических.

В зависимости от условий договора правоотношения сторон могут регулироваться другими правилами и нормами законодательства.

1. Агент действует от имени и за счет заказчика

В этом случае агент — только представитель и отвечает за процесс, а вся ответственность за результат по сделкам ложится на заказчика. Такие отношения регулируются как договор поручения (глава 49 ГК РФ). То есть по договору поручения есть ограничение — только юридические действия и сделки.

2. Агент действует от своего имени, но за счет заказчика

Здесь агент формально выступает стороной сделки, сам подписывает документы, несет ответственность перед покупателем. Но все расходы покрываются заказчиком. Такие схемы подпадают под правила договора комиссии (глава 51 ГК РФ).

Более подробно об отличиях агентского договора от других «похожих» договоров расскажем далее.

Возможность агента привлекать третьих лиц

Если в агентском договоре нет запрета на субподряд (субагентирование), агент может передавать часть работы другим. Уведомлять заказчика об этом он не обязан. Однако за результат работы субагента отвечает именно агент.

Иногда агентский договор прямо обязывает агента привлекать субагентов. В таком случае прописываются условия: какую часть обязательств можно передавать и как. Обычно субагенты не имеют права действовать от имени заказчика, но могут работать от имени агента.

В агентском договоре могут быть пункты об ограничении прав сторон: например, что заказчик не должен работать на определенной территории с другими агентами.

Примеры образцов агентских договоров можно найти:

Шаблон агентского договора в сфере рекламы доступен по ссылке.

Новое отчисление с дохода от интернет-рекламы: что нужно знать?

Чем агентский договор отличается от других видов договоров

Агентский договор часто путают с другими формами сотрудничества — договором оказания услуг, комиссии и поручения. Однако между ними есть важные различия.

Отличие от договора оказания услуг

В договоре оказания услуг участвуют только две стороны: заказчик и исполнитель. Агентский договор предполагает, что исполнитель действует как посредник и взаимодействует с третьими лицами от имени заказчика или от своего имени.

Например, если компания нанимает самозанятого для ведения рекламной кампании, достаточно заключить договор оказания услуг. Но если компания не хочет заниматься организацией процесса самостоятельно и привлекает посредника, который будет подбирать и нанимать самозанятых, уместнее заключить агентский договор.

По агентскому договору исполнитель (агент) действует от имени заказчика (принципала) как посредник: ведет переговоры с другими людьми или компаниями, может представлять интересы в суде, подавать документы в госорганы и выполнять другие юридические действия.

Отличие от договора комиссии

По договору комиссии исполнитель (агент) может заключать только сделки, то есть юридически значимые действия, направленные на установление, изменение или прекращение прав или обязательств (например, купля-продажа). Исполнитель всегда совершает сделки от своего имени — заключает договор, самостоятельно несет ответственность.

Агентский договор позволяет совершать не только сделки, но и другие юридические и неюридические действия: представлять интересы, подавать документы, принимать оплату, вести переговоры, проводить исследования рынка и прочее в интересах принципала. Кроме того, агент может действовать как от своего имени, так и от имени заказчика — в зависимости от условий.

Отличие от договора поручения

По договору поручения исполнитель может выполнять только юридические действия, включая заключение сделок. Исполнитель действует от имени и за счет заказчика и всегда по доверенности. Он отвечает только за то, как выполняет поручение, а не за результат.

Агентский договор охватывает более широкий круг задач: наряду с юридическими действиями он позволяет выполнять неюридические задачи, такие как поиск клиентов, проведение переговоров, анализ рынка. Возможность выполнять оба типа задач делает его более гибким.

Таким образом, агентский договор объединяет в себе возможности договоров поручения и комиссии, то есть имеет более широкий охват в части прав и обязательств агента.

Обязательные положения агентского договора

Согласно Гражданскому кодексу, для любого договора обязательны три типа условий:

  • предмет договора (конкретное описание задачи, которую должен выполнить агент) и права и обязанности сторон (то есть, что именно обязуются делать стороны);
  • условия, признанные обязательными для конкретного типа договора по закону или иным нормативным актам;
  • условия, по которым хотя бы одна из сторон требует достичь согласия (п. 1 ст. 432 ГК РФ, п. 1–2 Постановления Пленума ВС от 25.12.2018 № 49).

Для агентского договора в заголовке желательно указать, что он относится к посредническим — это может быть прямо слово «агентский» или более общее «посреднический». Обязательно нужно зафиксировать дату и место подписания договора. В тексте указываются участники сделки, их роли (агент и принципал), права и обязательства, порядок расчета и уплаты вознаграждения, правила представления отчетов агента, ответственность и пр. Стороны вправе предъявлять друг к другу дополнительные требования и устанавливать ограничения, отличные от «стандартных». Например, установить условия эксклюзивности (обязательство принципала не заключать аналогичные договоры с другими агентами на определенной территории или обязательство агента не заключать аналогичных договоров с другими принципалами).

Особенности оформления агентских договоров можно рассмотреть на примере договора на продажу товара. При его составлении важно:

  • указать, от чьего имени агент осуществляет действия — от своего или от имени принципала;
  • уточнить, принимает ли агент участие в расчетах;
  • зафиксировать порядок расчета вознаграждения и распределения дополнительной прибыли (если она будет получена);
  • определить, какие расходы подлежат компенсации со стороны принципала;
  • если договором предусмотрено предоставление скидок покупателю — указать, за счет агента или принципала они предоставляются;
  • прописать порядок возврата товара и пересчета агентского вознаграждения при возврате;
  • конкретизировать порядок расчетов:
  • обозначить сроки перечисления агентом средств, полученных от покупателей, в адрес принципала;
  • указать, удерживает ли агент вознаграждение из этих сумм или получает его отдельно от принципала;
  • определить регламент документооборота:
  • какими документами оформляется передача товара от принципала и его передача покупателю;
  • согласовать форму, содержание и периодичность отчетов агента;
  • указать, какие документы должны прилагаться к отчету агента (если применимо).

Агент работает за плату, но размер вознаграждения не считается обязательным условием договора. Если сумма в договоре не указана и нельзя понять, как ее рассчитать, она определяется по нормам ГК РФ — по тем ставкам, которые обычно платят агентам в похожих ситуациях (п. 3 ст. 424, ст. 1006 ГК РФ). Тем не менее, во избежание спорных ситуаций, порядок и размер оплаты вознаграждения агента важно зафиксировать в договоре. Чем более подробно будут указаны все условия взаимодействия сторон в договоре, тем ниже риск спорных ситуаций и доведения этих споров до суда. Поэтому любые важные условия стоит зафиксировать/согласовать в договоре, в том числе по определению имущества сторон (если применимо), а также условия о конфиденциальности, ответственности, порядке расторжения договора и форс-мажоре. Кроме того, в зависимости от особенностей отрасли бизнеса, можно зафиксировать/согласовать в договоре любые дополнительные условия, например, в сфере интернет-рекламы, — порядок маркировки и передачи отчетности.

Если агент действует от имени принципала, принципал должен выдать доверенность.

Преимущества и риски агентского договора для обеих сторон

Агентский договор может быть выгоден как принципалу, так и агенту, но при этом для каждого участника есть не только свои плюсы, но и риски.

Что получает принципал?

  • Возможность расширить клиентскую базу и географию продаж, при этом заранее понимать сумму вознаграждения агента.
  • Возможность передать агенту часть задач вместе с ответственностью за результат (особенно в случаях, когда у принципала нет нужных компетенций).
  • Возможность учитывать агентское вознаграждение в расходах, что снижает налоговую базу (по налогу на прибыль или УСН при объекте «доходы минус расходы»).
  • Отсутствие необходимости платить налоги сразу после сделки — сначала агент отчитывается, а потом данные попадают в учет (срок сдачи отчетов фиксируется в договоре), что важно при необходимости направить больше средств на срочные задачи.

Что получает агент?

  • Возможность работать с крупными суммами или активами, не покупая их за свой счет — не нужно брать кредит или замораживать деньги.
  • Издержки, которые возникают в процессе работы, могут быть компенсированы (если это прописано в договоре).
  • Вознаграждение рассчитывается исходя из условий договора, а не от общего оборота, как при собственных продажах.

Главный риск для обеих сторон — если схема будет больше похожа на способ сэкономить на налогах, чем на реальную деловую модель, могут возникнуть вопросы со стороны контролирующих органов.

При проверках налоговая может подумать, что посреднические схемы используются не для достижения целей бизнеса, а ради налоговой выгоды. Чтобы избежать претензий, важно документально подтверждать реальность агентских отношений.

Агенту важно:

  • иметь несколько заказчиков, а не одного;
  • иметь собственные ресурсы — сотрудников, имущество — причем не оформленных разово, а присутствующих в течение длительного времени;
  • действительно проводить операции по договору — не на бумаге, а в реальной хозяйственной деятельности — и представлять принципалу отчеты;
  • чтобы в тексте договора не было условий, которые противоречат сути агентских отношений — иначе его могут переквалифицировать, например, в договор подряда (см. Приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

Принципалу важно:

  • четко понимать и уметь объяснять, зачем нужен агент, иметь подтверждения;
  • проводить анализ агентской схемы, например, выросли ли доходы, налоги, обороты, и иметь расчеты под рукой;
  • учитывать не только стоимость услуг агента, но и нематериальные выгоды: экономию времени, доступ к дополнительным гарантиям, отсрочку оплаты.

Виды агентских договоров

Агентские договоры могут различаться в зависимости от сферы деятельности. Некоторые из них дополнительно регулируются отдельными законами (помимо общих обязательных положений ГК РФ). Например:

Наиболее популярные виды агентских договоров:

  • на рекламу;
  • продажу товаров или услуг;
  • покупку от имени заказчика;
  • дополнительные услуги;
  • поиск клиентов или выход на новые рынки и другие похожие договоры.

Агентский договор — эффективный инструмент для развития бизнеса. Важно действовать в рамках закона и тщательно прописывать условия, учитывая особенности конкретной сферы деятельности (бизнеса), в рамках которой заключается договор. Правильно составленный агентский договор защищает интересы обеих сторон и способствует эффективному и взаимовыгодному сотрудничеству принципала с агентом.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 18% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации