Инструменты для анализа ЦА – подборка

Анализ целевой аудитории – обязательный этап любой маркетинговой кампании. Рассказываем, как и с помощью каких инструментов его проводить.
Почему важно анализировать целевую аудиторию
ВКонтакте «Статистика страницы»
Инструменты click.ru для работы с ЦА
Рекомендации по использованию инструментов для анализа ЦА
Почему важно анализировать целевую аудиторию
Целевая аудитория – потенциальные потребители услуг или покупатели товара. Зная свою ЦА, можно направлять рекламу именно на заинтересованных в продукте людей, что повышает эффективность маркетинга и снижает расходы.
Выявлять и анализировать ЦА важно как на стадии запуска, так и на протяжении всего жизненного цикла продукта. Это позволяет решать целый ряд задач:
- выстраивать более эффективную коммуникацию с потенциальными потребителями – говорить на их языке;
- направлять усилия и бюджет на наиболее заинтересованные в продукте группы людей;
- адаптировать продукт под пожелания и предпочтения аудитории;
- выделять свой продукт на рынке и отстраиваться от конкурентов.
Бизнес без анализа ЦА всегда безадресный. Компания не знает, для кого работает, а ее потенциальные клиенты не понимают, зачем им нужны рекламируемые товары или услуги.
Инструменты для анализа ЦА
Чтобы изучение ЦА было более глубоким и объективным, важно подключать аналитические данные, которые можно получить с помощью различных сервисов. Предлагаем познакомиться с подборкой популярных ресурсов.
Google Analytics
Классический инструмент для анализа аудитории сайта, которым пользуются больше половины сайтов в интернете. Он позволяет получить данные о количестве посетителей, страницах, которые они посмотрели, продолжительности пребывания на сайте и т. д.
В Google Analytics можно получить данные о географии, возрасте, интересах, активности пользователей, увидеть карту их поведения на сайте. Система показывает характеристики пользователей, которые пришли с рекламы. Это позволяет лучше понять свою ЦА и адаптировать сайт под ее потребности.
Яндекс Метрика
Это система является аналогом Google Analytics от российского поисковика Яндекс. После установки на сайт счетчика Метрики можно получать всю основную информацию о посетителях ресурса. Особый интерес представляют следующие функции:
- вебвизор – записывает экран пользователя во время визита на сайт;
- тепловые карты скроллинга и кликов – показывают зоны страниц, где задерживается внимание пользователей, кнопки, на которые они кликают;
- целевые действия – позволяют понять, выполняют ли пользователи нужные действия: кликают по кнопкам, открывают страницы и т. д.
Система дает возможность формировать и выгружать отчеты, в том числе с сегментацией пользователей и анализом поведения каждой группы.
Liveinternet
Еще один сервис веб-аналитики для отслеживания аудитории сайта. Отличается очень простым и лаконичным интерфейсом. После установки счетчика можно получать самые разные данные о ЦА: размер аудитории за сутки, неделю, месяц, количество новых и постоянных посетителей, количество сессий на посетителя и их среднюю длительность, возвраты на сайт, просмотры на посетителя, географию посещений, демографию пользователей и т. д.
Каких-то современных интересных функций в Liveinternet нет, но его вполне можно использовать для получения основной информации о ЦА. Особенно удобно выгружать отчеты за месяц в формате PDF – в них вся аналитическая информация представлена в виде графиков и таблиц.
SimilarWeb
С помощью этого сервиса для анализа сайтов и мобильных приложений можно узнать все основные сведения о целевой аудитории компании. В их перечень входят география, половозрастные данные, интересы, используемые соцсети, пути попадания на сайт, среднее время сессии, посещенные страницы, возвраты и т. д. Через SimilarWeb можно также получать аналитические данные о сайтах-конкурентах.
Сервис платный, месяц использования стоит от 125 USD. Есть пробный период, позволяющий оценить все возможности системы до покупки тарифа.
Facebook* Audience Insights
Это бесплатный инструмент от Facebook*. Он дает подробные аналитические данные для анализа целевой аудитории при размещении рекламы в социальной сети. Facebook* Audience Insights открывает доступ к информации о географии, демографии, поведении, интересах пользователей, типах устройств, с которых они посещают соцсеть и т. д.
Instagram* Insights
Инструмент рассчитан на тех, у кого есть аккаунт в Instagram*. С помощью него можно получать аналитические данные по профилю и сообщениям, чтобы составить портрет своей целевой аудитории. Сервис показывает не только основные данные по ЦА (пол, возраст, географию, количество подписчиков), но и информацию по ее вовлеченности и взаимодействию с контентом (лайкам, комментариям, сохранениям и перепостам записей).
ВКонтакте «Статистика страницы»
Этот инструмент позволяет определять и анализировать аудиторию личной страницы, группы или сообщества во ВКонтакте.
На личных аккаунтах доступна сокращенная версия статистики, которая включает данные об охвате аудитории (посещениях страницы, просмотре постов, фото и видео), посещаемости и активности.
Владельцы сообществ могут пользоваться расширенной аналитической информацией, которая включает, например, данные о вовлеченности аудитории. Это особенно важно при использовании таргетированной рекламы.
Telemetr
Учитывая тот факт, что ежемесячная активная аудитория Telegram превышает 800 000 пользователей, нельзя обойти вниманием и инструменты для поиска и аналитики целевой аудитории в этом мессенджере.
Telemetr предназначен для анализа Telegram-каналов. В нем есть и данные об аудитории. Можно получить сведения о распределении подписчиков и посетителей по полу, региону проживания, языку, о показателе ER (вовлеченности).
CleverTarget
Это платный сервис, который позволяет получать данные о целевой аудитории с глубокой сегментацией. Доступны такие инструменты, как поведенческий и психографический анализ.
Интересно, что отбор и фильтрация ЦА осуществляются с использованием методов искусственного интеллекта. Отчеты можно хранить в облаке или скачивать на свой компьютер в разных форматах.
Стоимость использования инструментов для аналитики составляет от 10 рублей в минуту.
Keyhole
Сервис Keyhole предназначен для получения аналитических данных для профилей в соцсетях в режиме реального времени. Он анализирует ЦА страниц в Instagram*, X.com, Facebook*, TikTok, YouTube.
Также с помощью инструмента можно изучать социальные тенденции и тренды, отслеживать упоминания бренда в интернете, измерять охват рекламных кампаний и проводить другие операции. Сервис платный (от 89 USD в месяц), но есть пробный период.
Unisender
Этот сервис используется для автоматизации почтового маркетинга и позволяет составлять портрет ЦА для рассылок (email, чат-ботов, SMS) и анализировать ее. Доступны все базовые показатели: открытия, клики, доставляемость, отписки и жалобы, статистика устройств, география подписчиков, открываемость писем по времени. Система может интегрироваться с с Google Analytics или Яндекс Метрикой.
В сервисе есть бесплатный тариф с ограниченными возможностями, а пакеты для полноценной работы стоят от 588 рублей в месяц.
Яндекс Взгляд
Этот сервис позволяет создавать опросы и тесты, чтобы лучше узнать свою целевую аудиторию. Например, можно спросить у клиентов, насколько они удовлетворены продуктом и что хотели бы в нем поменять. Респонденты подбираются в Рекламной сети Яндекс по заданным пользователем параметрам.
Сервис платный, есть разные тарифы – от простого опроса до UX-тестирования или теста бордоматиков или рекламных роликов. Доступны различные виды таргетингов. Отчеты можно просматривать в личном кабинете или получать в виде Excel-файлов.
Инструменты click.ru для работы с ЦА
Дополнительно к указанным сервисам для сбора и анализа целевой аудитории можно применять инструменты click.ru, которые доступны всем пользователям нашей экосистемы.
«Парсер сообществ ВКонтакте» и «Парсер пользователей ВКонтакте» ищут сообщества с нужной ЦА и активных пользователей. С их помощью можно без трудозатратных рутинных операций собирать базу для проведения рекламных кампаний и расширять ЦА своего бренда или продукта.
Рекомендации по использованию инструментов для анализа ЦА
Для максимально полного анализа целевой аудитории желательно использовать сразу несколько инструментов, так как у каждого из них есть свои преимущества и уникальные функции. Не стоит игнорировать бесплатные сервисы, которые собирают общедоступную информацию, например отчеты Росстата, Wordstat, Google trends.
Всю полученную информацию желательно собирать в специальные файлы или использовать для составления интеллект-карт ЦА – схем, которые визуально отображают и систематизируют сегменты ЦА. Такие карты можно создавать вручную или в специальных сервисах: Mindmeister, WiseMapping, Mind42 и других.
Важно проводить анализ ЦА не только в момент запуска бренда или продукта, но и в дальнейшем. Это обусловлено рядом причин:
- меняется сама аудитория. Например, продукт выводится на рынок с прицелом на молодежь. Через несколько лет его ЦА переходит в новую возрастную категорию, но продолжает пользоваться продуктом. Соответственно, в товар или услугу должны быть внесены изменения;
- меняются внешние обстоятельства: появляются конкуренты, возникают новые потребности и отпадают старые, изменяется покупательская способность и т. д.;
- появляются новые инструменты и площадки для продвижения бренда или продукта.
Постоянный анализ целевой аудитории и применение его результатов для выстраивания и коррекции маркетинговой стратегии – важное условие успешного существования бизнеса. Только тот, кто хорошо знает своего потенциального клиента, его потребности, боли, возможности, может выпустить действительно нужный и популярный продукт. Надеемся, наша подборка сервисов для анализа ЦА поможет вам в знакомстве с вашей целевой аудиторией.
*Социальные сети Instagram и Facebook запрещены в РФ. Решением суда от 21.03.2022 компания Meta признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации.