Бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных действий или задач, которые выполняются для достижения определенной цели компании. Проще говоря, это алгоритм, по которому происходит работа в организации, начиная от создания продукта или услуги и заканчивая их доставкой до конечного потребителя. Бизнес-процессы могут быть как простыми, например оформление заказа, так и сложными, например разработка нового продукта.

Зачем нужны бизнес-процессы

Виды бизнес-процессов

Структура бизнес-процесса

Зачем нужны бизнес-процессы

Бизнес-процессы используются в следующих целях:

  • повышение эффективности. Помогают выявлять дублирующиеся действия, оптимизировать ресурсы и устранять ненужные шаги. Это сокращает время на выполнение задач и снижает затраты;
  • контроль и прозрачность. Позволяют управлять деятельностью сотрудников и подразделений, создавая четкие рамки для выполнения задач, что облегчает контроль качества и соблюдение сроков;
  • снижение риска ошибок. Хорошо выстроенные бизнес-процессы помогают минимизировать человеческие ошибки, поскольку каждый этап работы прописан и понятен всем участникам;
  • рост и масштабирование. При расширении компании или запуске новых проектов они служат основой для упрощения адаптации новых сотрудников и внедрения технологий;
  • адаптация и повышение конкурентоспособности. Компании, которые правильно выстраивают свои процессы, могут быстрее адаптироваться к изменениям на рынке и быть более конкурентоспособными.

Виды бизнес-процессов

По содержанию бизнес-процессы бывают:

  • основными. Напрямую связаны с созданием продукта или услуги и их доставкой клиенту. Например, производство, продажи, маркетинг, логистика. Эти процессы создают добавленную стоимость и приносят компании доход;
  • сопутствующими. Не являются ключевыми для получения прибыли, но составляют часть деятельности компании. К примеру, ремонт техники для магазина электроники;
  • вспомогательными. Поддерживают основные, но не создают непосредственной добавленной стоимости. Например, это может быть ИТ-поддержка или юридическое сопровождение. Они обеспечивают работу компании, но напрямую не влияют на получение прибыли;
  • обеспечивающими. Направлены на поддержку ресурсов и работников, обеспечивающих функционирование компании. К примеру, финансовое обеспечение или управление персоналом;
  • управляющими. Отвечают за контроль и координацию деятельности, мониторинг и оценку эффективности. К таким процессам можно отнести управление финансами, оценку рисков, стратегическое планирование и аудит;
  • процессами развития. Направлены на повышение эффективности компании. Например, модернизация оборудования или опросы сотрудников о качестве рабочего процесса.

По форме они делятся на:

  • внешние. Включают взаимодействие компании с клиентами и внешним рынком, например переговоры с покупателями или рекламные кампании;
  • внутренние. Ориентированы на решение задач внутри компании, таких как бухгалтерия, кадровое управление, обеспечение безопасности труда и других.

По функции бизнес-процессы могут быть:

  • функциональными. Сосредоточены на выполнении конкретных задач, таких как производство товара, поиск клиентов или продвижение продуктов;
  • структурными. Поддерживают и оптимизируют бизнес-деятельность. К примеру, управление информацией, подбор персонала, контроль финансов.

Структура бизнес-процесса

Бизнес-процесс состоит из следующих элементов:

  • входы и ресурсы. Это то, с чего начинается процесс: данные, материалы, информация или ресурсы, которые необходимы для начала работы. Например, для процесса продажи входом могут быть запросы клиентов или маркетинговые лиды;
  • действия (операции). Это непосредственно те задачи или действия, которые выполняются для достижения конечной цели. Они могут включать множество этапов: от получения информации до выполнения конкретной задачи, такой как обработка заказа или доставка товара;
  • ответственные лица. Каждое действие в бизнес-процессе совершается конкретными сотрудниками или подразделениями. Эти люди или группы несут ответственность за его выполнение;
  • выходы. Результат, к которому стремится процесс. Выходом может быть готовый продукт, услуга, отчет или данные, которые передаются на следующий этап или к клиенту;
  • контроль и обратная связь. На каждом этапе процесса важно контролировать его выполнение, чтобы вовремя корректировать возможные отклонения. Обратная связь помогает анализировать и улучшать процесс для повышения его эффективности.

Вопросы-ответы

Чем бизнес-процесс отличается от технологического процесса?

Бизнес-процесс связан с управлением всей деятельностью компании, тогда как технологический процесс описывает именно производственные аспекты, такие как использование технологий, ресурсов и материалов для создания конечного продукта. Технологический процесс обычно является частью бизнес-процесса и направлен на реализацию технических задач.

Какие есть методы управления бизнес-процессами?

Автоматизация, оптимизация, моделирование, создание карты бизнес-процессов, Канбан, использование CRM-систем и другие.

Как правильно описать бизнес-процесс?

Задать его границы, определить главные элементы процесса, разбить его на основные этапы, добавить развилки и другие события, обозначить роли участников.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 18% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации