Голосовой поиск – это технология, которая позволяет пользователю искать и получать информацию с помощью голосовых команд и запросов вместо ввода текста. Она включает в себя распознавание и интерпретацию речи, обработку естественного языка и его конвертирование в текст. В ответ на голосовой запрос система выдает результаты в браузере, озвучивает их в виде синтезированной речи или выполняет соответствующее действие, такое как набор сообщения или построение маршрута. Голосовой поиск активно развивается и интегрируется в различные устройства, включая смартфоны, планшеты, умные колонки и автомобили.

Особенности голосового поиска в Яндексе

Особенности голосового поиска в Google

Кому нужна голосовая оптимизация сайта

Как провести голосовую оптимизацию сайта

Технические требования для сайтов при голосовой оптимизации

Вопросы-ответы

Особенности голосового поиска в Яндексе

Чтобы произнести голосовой запрос в Яндексе, нужно нажать на значок микрофона в правой части поисковой строки:

Кнопка для активации голосового поиска в ЯндексеКнопка для активации голосового поиска в Яндексе

Кроме того, можно установить Яндекс Строку – многофункциональный голосовой помощник. Он активируется командой «Слушай, Яндекс». 

Вот преимущества этого сервиса:

  • бесплатный;
  • работает на любых устройствах;
  • не привязан к Яндекс Браузеру;
  • выполняет дополнительные функции, такие как управление компьютером с помощью голосовых команд, поиск файлов на диске и другие.

Также голосовой ввод поддерживает Алиса – виртуальный помощник Яндекса, встроенный в браузер. На данный момент она хорошо распознает только русскую речь и отвечает на русском языке. Алиса поддерживается на компьютерах и мобильных устройствах, а также на смарт-колонке Яндекс Станция.

Кнопка для активации голосового ввода через АлисуКнопка для активации голосового ввода через Алису

Голосовой поиск интегрирован с другими сервисами Яндекса, такими как Карты, Навигатор и Музыка.

Особенности голосового поиска в Google

Голосовой поиск в Google Chrome осуществляется аналогично с Яндекс Браузером:

Кнопка для активации голосового поиска в Google ChromeКнопка для активации голосового поиска в Google Chrome

На Android Google установлен по умолчанию и голосовой поиск активируется командой «Окей Google» или кликом по значку микрофона.

На iOS нужно скачать приложение Google и активировать голосовой поиск самостоятельно.

У Google также есть помощник Google Assistant, поддерживающий голосовой ввод на разных языках, включая русский. 

Голосовой поиск интегрирован с другими сервисами Google, например Maps, Calendar, Gmail.

И Яндекс, и Google постоянно совершенствуют алгоритмы распознавания речи на основе искусственного интеллекта.

Кому нужна голосовая оптимизация сайта

Голосовая оптимизация сайта будет особенно полезна следующим типам веб-ресурсов:

  • маркетплейсы и интернет-магазины. Ускорение поиска товаров и увеличение продаж;
  • информационные и новостные сайты и блоги. Голосовой поиск удобен для быстрого получения актуальных новостей и данных;
  • сервисы заказа еды, такси, доставки товаров. Пользователи смогут искать и заказывать товары и услуги голосом «на ходу»;
  • сервисы для автомобилистов. Удобно делать запросы во время вождения;
  • сайты, ориентированные на мобильную аудиторию. Голосовой поиск особенно удобен на смартфонах.

В целом, голосовая оптимизация может быть полезной для любого сайта, так как она повышает удобство его использования и улучшает пользовательский опыт, способствуя росту конверсии.

Как провести голосовую оптимизацию сайта

Вот основные рекомендации по голосовой оптимизации сайта:

  • проанализируйте семантическое ядро и добавьте в него ключевые слова из голосовых запросов, по которым вас могут искать. Учтите, что в голосовом поиске часто используются более простые разговорные выражения;
  • оптимизируйте заголовки H1-H2 под голосовые формулировки запросов, размещая ключевые слова в начале предложений;
  • структурируйте данные с помощью схем и микроразметки Schema.org, чтобы голосовые помощники могли их правильно обрабатывать;
  • оптимизируйте сайт для мобильных устройств. Голосовой поиск чаще используется на смартфонах и планшетах;
  • используйте синонимы и контекстные вопросы для расширения охвата;
  • создайте FAQ-страницу с часто задаваемыми вопросами и ответами, чтобы помочь голосовым помощникам лучше понять основные запросы пользователей;
  • оптимизируйте скорость загрузки и UX сайта для быстрого получения результатов голосовыми помощниками. Сжимайте изображения, удаляйте ненужные плагины, используйте кэширование и другие методы;
  • регулярно проверяйте корректность распознавания контента;
  • создавайте отдельные голосовые интерфейсы для смарт-колонок и голосовых помощников.

Технические требования для сайтов при голосовой оптимизации

Чтобы быть на высоких позициях в результатах голосового поиска, веб-ресурс должен соответствовать этим требованиям:

  • иметь высокую скорость загрузки страниц (до 3 секунд);
  • поддерживать протокол передачи данных HTTPS и SSL-шифрование для безопасного соединения;
  • иметь чистый и понятный интерфейс;
  • корректно отображаться на разных экранах и устройствах, а также в различных браузерах;
  • иметь высокий авторитет домена.

Вопросы-ответы

Каковы главные преимущества голосового поиска?

Он быстрее, удобнее (например в дороге), подходит для слабовидящих

Какие есть API для внедрения голосового поиска на сайт?

К примеру, Web Speech API, Yandex Speech Kit, Microsoft Azure Speech, Tinkoff Voicekit, Dragon Mobile SDK, CMUSphinx и другие.

Почему может не работать голосовой поиск?

Из-за антивируса или блокировщика рекламы, сбоев в работе микрофона, а также если голосовые команды заблокированы в настройках браузера или устройства.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 16% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации