Ключевые слова, ключи (англ. keywords) – слова или словосочетания, соответствующие тематике страницы сайта. Следует различать понятия «ключевое слово» и «поисковый запрос». Запрос – то, что вводят пользователи в поисковой строке. Ключи – релевантные этим запросам слова или фразы.

На скриншоте ниже стрелка указывает на поисковый запрос, рамкой обведены ключевые слова на страницах сайтов в выдаче Яндекса:

Ключевые слова

Зачем добавлять ключевые слова в текст

Семантическое ядро

Релевантность ключевых слов

Виды ключевых слов

По частоте показов

По намерению (интенту) пользователя

По активности использования

Вариации использования ключевых слов в тексте

Прямое вхождение

Точное вхождение

Разбавленное вхождение

Синонимическое вхождение

Морфологическое вхождение

Плотность вхождений

Как подбирать ключевые слова

Вручную

Автоматизированно

Виды операторов ключевых слов

Как правильно добавлять ключевые слова в текст

5 рекомендаций по использованию ключевых слов в СЕО

Зачем добавлять ключевые слова в текст

Поисковые роботы в ответ на запрос пользователя выделяют часто используемые в тематике фразы – ключевые слова и словосочетания. Сканируя тексты различных сайтов, они определяют соответствие контента запросу и выдают страницы, которые помогут получить нужную информацию.

Вставляя определенные ключевые слова в тексты на страницах сайта, SEO-оптимизатор сообщает роботу поисковой системы, что контент соответствует запросу пользователя. Это повышает шансы попасть в верхние строки поисковой выдачи.

Семантическое ядро

Если правильно подобрать ключевые слова, поисковик покажет сайт заинтересованным в теме пользователям, которые могут стать потенциальными клиентами. Для этого SEO-специалисты собирают семантическое ядро (СЯ) – слова, словоформы и фразы, объединенные общей тематикой. Каждая страница сайта будет иметь свое СЯ. Под него оптимизируются старые разделы и создаются новые. Если подбор ключевых слов был сделан верно, можно создать контент, который привлечет органический трафик из выдачи.

Релевантность ключевых слов

Формируя выдачу в ответ на поисковый запрос, робот опирается не только на то, какие ключевые слова в тексте использовал автор, но и на статистику: длительность просмотра страницы, процент отказов и пр. Если ресторан узбекской кухни будет продвигаться по запросам «купить суши» и «заказать роллы», пользователи станут быстро уходить с его сайта, так как не найдут то, что искали. Процент отказов вырастет, и робот понизит позиции сайта ресторана в выдаче, так как сочтет результаты поиска по ключевым словам нерелевантными запросу. Поэтому перед тем, как собирать ключевые слова для SEO-оптимизации, важно оценить потребности, боли и проблемы целевой аудитории и создать соответствующий им контент.

Виды ключевых слов

По частоте показов

  • Высокочастотные (≈10 000* показов/мес.). Как правило, это отдельные общие слова или короткие фразы, по которым трудно понять, что хотел найти пользователь. Например, по запросу «Кино» можно искать определение ключевого слова, историю кинематографа, расписание кинотеатров и пр. Такие ключи приводят много трафика, но это не значит, что ключевые слова с высокой частотностью сразу выведут сайт в топ, поскольку они имеют высокую конкуренцию. Кроме того, есть риск, что трафик будет нерелевантным, а процент отказов – большим. Это важно учесть в работе и сочетать в СЯ разные виды ключей.

Ключевые слова

  • Среднечастотные (≈1000 показов/мес.). Такие запросы состоят из нескольких слов, которые сужают их тематику и отражают намерение пользователя.

Ключевые слова

  • Низкочастотные (≈100 показов/мес.). Это узкие фразы из нескольких слов, которые четко демонстрируют потребность пользователя. Конкуренция по таким ключам будет невысокой, большой объем трафика на сайт они вряд ли приведут, но посетители, которые попадут на страницу по низкочастотному ключу, будут по-настоящему заинтересованы в ее контенте.

Ключевые слова

Подробнее о частотности ключевых слов читайте в нашей статье «Частота запроса: почему без нее не стоит планировать рекламную кампанию».

По намерению (интенту) пользователя

  • Информационные. Такие запросы вводятся с целью знакомства с определенной темой. По информационным ключевым словам Яндекс и Google, как правило, не выдают компании, которые предлагают услуги. Если использовать такие ключи для продвижения в коммерческих целях, трафик может быть небольшим, так как пользователь еще не готов к покупке, не решил, нужно ему это или нет. Для увеличения конверсии на странице можно размещать лид-магнит – предложение получить полезную информацию в обмен на подписку или контакты.

Ключевые слова

  • Навигационные. Такие запросы направлены на поиск вариантов удовлетворения потребности. Пользователь на шаг ближе к тому, чтобы сделать заказ, но находится в стадии выбора. Как правило, он хочет посмотреть каталоги, почитать отзывы, увидеть образцы работ и пр. Чтобы повысить конверсию при продвижении по навигационным запросам, можно использовать вовлекающие механики. Например, сделать квиз, пройдя который пользователь может узнать стоимость ремонта и получить персональное предложение: скидку, бонус и пр.

О том, как работают квизы, читайте подробнее в статье «Ищем клиентов играючи: как увеличить конверсию через квиз».

Ключевые слова

  • Коммерческие. Эти запросы вводят пользователи, готовые к покупке. Они ищут, где лучше всего это сделать. В ответ пользователь ожидает получить предложение и прайс-лист. В выдаче по таким запросам большинство сайтов будут иметь коммерческую направленность, а конверсия по ним будет высокой, поэтому желательно использовать ключевые слова в объявлениях.

Ключевые слова

По активности использования

  • Временные. Эти ключевые слова приурочены к какому-либо событию: празднику, мероприятию и пр.

Ключевые слова

  • Сезонные. Этот тип ключевых слов пользуется популярностью в определенный период из года в год.

Ключевые слова

  • Постоянные. На такие ключи не влияют или почти не влияют внешние факторы.

Ключевые слова

Вариации использования ключевых слов в тексте

Прямое вхождение

Слова в ключевой фразе сохраняют исходную форму. Для удобства чтения их иногда разделяют знаками препинания. Прямые вхождения часто используют для высокочастотных ключевых слов и вставляют их в заголовки.

Ключевые слова

Точное вхождение

Это дублирующие поисковые запросы ключевые слова. Их употребляют в тексте в том же виде, в каком пользователи вводят запрос в поисковике. Это может не соответствовать нормам русского языка, и тогда такие ключевые слова в статье будут бросаться в глаза.

Ключевые слова

В этом образце в ключевых словах пожертвовали запятыми ради точного вхождения:

Ключевые слова

Сравните: здесь точное вхождение «оптом купить ламинат» интегрировано лучше и объединено с прямым вхождением «ламинат недорогой»:

Ключевые слова

Разбавленное вхождение

Этот тип ключевых слов в тексте допускает наличие дополнительных уточнений.

Ключевые слова

Синонимическое вхождение

Некоторые слова в ключевой фразе заменяют на синонимы, чтобы избежать переспама – чрезмерной плотности ключей. Также такой прием позволяет расширить семантическое ядро и использовать низкочастотные вхождения.

Ключевые слова

Морфологическое вхождение

В этом случае слова в ключевой фразе можно склонять, менять местами, разбавлять предлогами и союзами, знаками препинания.

Ключевые слова

Плотность вхождений

В текстах SEO ключевые слова используются плотностью 1,5–3% от общего объема. Если их будет меньше, робот может посчитать страницу нерелевантной запросу. Если больше – снизить позиции в выдаче. Плотность ключевых фраз (частоту, тошноту, переспам) можно проверить при помощи SEO-сервисов типа Copywritely и Advego.

Ключевые слова

Как подбирать ключевые слова

Вручную

Чтобы составить облако ключевых слов, нужно подумать, какие запросы вводят пользователи, если хотят воспользоваться определенными услугами и купить конкретные товары. Полезно изучить сайты конкурентов, чтобы понять, по каким запросам продвигаются они. Из подобранных вариантов ключевых слов можно составить список фраз, описывающих предложение каждой страницы сайта. Актуальность и частота запроса проверяется в сервисах подбора ключевых слов:

  • wordstat.yandex.ru. Показывает частотность, словоформы, синонимы, позволяет выбрать регион и устройство. История по запросам хранится 2 года и может быть показана в динамике;
  • ads.google.com. Анализирует ключевые слова, помогает подобрать подходящие варианты с фильтром по языку, географии и возрасту (18+). Показывает изменения поисковых запросов во времени.

Автоматизированно

И Яндекс Wordstat, и Google ADS подразумевают ручной ввод, что делает процесс составления семантического ядра долгим. Для оптимизации можно использовать сервисы, которые работают на основе собранной Вордстатом статистики по ключевым словам, например click.ru. У сервиса есть разные инструменты, в том числе парсер ключевых слов.

Виды операторов ключевых слов

Иногда реклама может показываться нецелевой аудитории, потому что ее запросы похожи на используемые в тексте ключи. Так, разница между «билет Москва-Петербург» и «билет Петербург-Москва» значительна для путешественника, но не учитывается поисковыми алгоритмами. Существуют 6 операторов-меток ключевых слов, которые повышают эффективность объявления.

! – фиксирует морфологию. Так, при запросе «купить вазу» объявление не будет показано тем, кто ищет автомобиль ВАЗ.

+ – учитывает служебные части речи (предлоги, союзы и пр.). Пользователь, который ищет обои с цветами, не будет видеть объявления по запросу «цвет обоев».

– – сужает целевую аудиторию, отсеивая показы рекламы по ключевым словам, нерелевантным бизнесу (б/у, детский и пр.).

« » – реклама не будет таргетироваться на тех, кто ввел расширенный запрос. Например, объявление будет показано по запросу «ламинат в Москве», «в Москве ламината» и не будет по «плинтус для ламината в Москве».

() и | – используются в паре и учитывают переменные (цвет, размер и пр.). Так, подбирая ключевые слова для Вайлдберис, можно задействовать в одной кампании сразу несколько вхождений: рубашка (42|44|46|48|50) размера.

[] – фиксирует порядок слов в ключевой фразе. Это важно в примере с покупкой билетов, приведенном выше.

Если вы запускаете контекстную и таргетированную рекламу на профессиональном уровне, воспользуйтесь сервисом click.ru. Вы сможете пользоваться инструментами для автоматизации рутинных процессов, а также возвращать до 15% от расходов на рекламу в рамках партнерской программы.

Как правильно добавлять ключевые слова в текст

В первую очередь контент создается для людей, а уже потом – для поисковых роботов. Важно не составить текст под ключевые слова, а написать его с учетом семантического ядра.

Прямые и точные вхождения попадают в поисковые запросы. Для удобства чтения можно использовать такие ключевые слов в тегах, заголовках, анкорах.

Разбавленные, морфологические, синонимические вхождения дают возможность интегрировать ключи естественно – это повышает удобство чтения и доверие к ресурсу, что положительно сказывается на ранжировании.

5 рекомендаций по использованию ключевых слов в СЕО

  1. Следить за переспамом. Оптимальная плотность – до 3% без учета заголовков.
  2. Вписывать ключи в заголовки, а также title и description. Первое поможет быстрее оценить соответствие сайта запросу пользователю, второе – поисковому роботу.
  3. Учитывать читабельность. Ориентироваться на ключевые слова в Adwords и Wordstat важно, но лучше, если вхождения не будут нарушать языковые нормы.
  4. Распределять ключи по тексту. Самые значимые вхождения важно использовать 1-2 раза в первых 100 словах текста. Далее ключи размещают по убыванию частоты спроса.
  5. Помнить о целях пользователя. Не все страницы должны продавать. Создавать контент и вставлять ключи важно в соответствии с интентом пользователя. С аудиторией можно делиться экспертизой, повышая доверие и подготавливая к выбору.

* Здесь и далее данные по показам будут усредненными. В одной нише, как на скриншоте ниже, высокочастотный запрос будет иметь миллионное значение, в другой и тысяча показов укажет на высокий спрос.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 16% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации