Цена на один и тот же товар иногда может отличаться на сотни рублей. Много кому хочется сэкономить. И вот в Яндекс или Google летит запрос, например: «купить пеленки для щенка». На каком сайте нужный товар будет по выгодной цене, тому и уйдет заказ. Но сначала пользователь просмотрит 5–10 страниц выдачи и, возможно, сделает выбор не в сторону стоимости, а в сторону удобства доставки или расположения пункта самовывоза.

Если SEO-специалист продвигает интернет-магазин для животных и любой другой сайт, знание о спросе поможет ему спрогнозировать трафик и привлечь как можно больше людей. А маркетолог уже конвертирует их в покупателей через юзабилити и выгодные предложения. И одному, и другому для достижения цели важно знать частоту запроса – то, сколько раз пользователи вводили определенные фразы за конкретный промежуток времени.

Частота запроса: почему без нее не стоит планировать рекламную кампанию

Как знание частоты запроса помогает на практике

Какой бывает частота запросов

Высокой (ВЧ), ≥100 000 показов/мес.

Средней (СЧ), 100–1000 показов/мес.

Низкой (НЧ), ≤ 100 показов/мес.

По каким запросам лучше всего продвигаться

Что влияет на частотность запросов

Сезон

Социальные события

География

Какими сервисами пользоваться для определения частоты запросов

По поисковой системе

Дополнительные сервисы

Ограничения операторов

Минус слово – плюс точность

Значение частотности в SEO-продвижении

Значение частотности для контекстной рекламы

Вывод

Как знание частоты запроса помогает на практике

SEO-специалист использует статистику по частности для выстраивания стратегии продвижения сайта. Это помогает:

  • узнать потребности пользователей;
  • определить, по каким запросам продвигать сайт (ищут ли люди это предложение, будет ли оно востребовано);
  • решить, под какие услуги делать страницы на сайте (будет ли на них спрос и, соответственно, посещаемость);
  • составить актуальное семантическое ядро и исключить нецелевые запросы на старте работ;
  • спланировать прирост посещаемости.

Какой бывает частота запросов

Частота запросов делится на виды в зависимости от количества показов в месяц.

Высокая частота запросов (ВЧ)

Высокая частота запросов – от 1000 показов в месяц. Как правило, это запросы из одного или нескольких слов. Они очень широкие: по запросу «домашние растения» непонятно, что хочет пользователь: найти фото, узнать особенности ухода, купить цветок и др. Такие запросы могут вводить люди, которые только начали изучать интересующий предмет. Если сайт из выдачи не попадет в потребности посетителя, его релевантность будет низкой. В обратной ситуации, напротив, странице будут обеспечены верхние строчки в поиске и прирост трафика. Но на продвижение только лишь по ВЧ-запросам может понадобиться большое количество денег и времени. Обычно они нужны для создания имиджа компании и ее товаров/услуг и не подходят для сайтов моложе года.

 Частота запроса: почему без нее не стоит планировать рекламную кампанию

Средняя частота запросов (СЧ)

Средняя частота запросов – 100–1000 показов в месяц. Эти запросы состоят из нескольких слов, сужающих их значение. Например, «домашние растения для детской» или «неприхотливые домашние растения». Среднечастотные запросы используются для продвижения сайтов независимо от их возраста, а также хорошо подходят интернет-магазинам, поскольку пользователи знают, за каким конкретно товаром они пришли и что именно нужно ввести в поиске.

Частота запроса: почему без нее не стоит планировать рекламную кампанию

Низкая частота запросов (НЧ)

Низкая частота запросов – менее 100 показов в месяц. Это узкие запросы, в которых заключается сформированная потребность посетителя. Как правило, они состоят из трех и более слов – высокочастотного и нескольких ему сопутствующих и добавляющих конкретики (модель, размер, тип и пр.). Низкочастотные запросы показывают наибольшую конверсию, так как их вводят люди, точно знающие, что им нужно. Конкуренция в продвижении по НЧ-запросам низкая, это выгодно и подходит для сайтов на любом этапе развития.

Частота запроса: почему без нее не стоит планировать рекламную кампанию

По каким запросам лучше всего продвигаться

Может показаться, что чем выше частотность ключей, тем больше потенциал у продвижения. Но ВЧ-запросы имеют высокую конкуренцию, поэтому продвигать новые сайты по ним трудно. В топе выдачи уже находятся мастодонты, потеснить которых будет сложно.

Для SEO-оптимизации важно уделить внимание запросам СЧ и НЧ:

  • они более ценные для коммерческих сайтов, так как такой запрос вводит потенциальный покупатель;
  • более узкий запрос позволяет разместить на сайте релевантный контент. Пользователь задержится на странице, и это улучшит ранжирование.

Стратегия продвижения также будет зависеть от целей:

  • если необходимо развитие в сфере в целом, то подойдут высокочастотные запросы;
  • если нужны визиты ради конкретной услуги или товара, лучше использовать среднечастотные запросы;
  • если цель – высокая конверсия и рост продаж, подойдет продвижение по низкочастотным запросам.

Также на позиции в выдаче влияет проработка сайта:

  • если ранее страницы не оптимизировались, работа начинается с НЧ-запросов, а далее подключаются СЧ и ВЧ;
  • если сайт уже оптимизирован под средне- и низкочастотные запросы, можно переходить к высокочастотным.

Что влияет на частотность запросов

Сезон

Всплеск активности в бизнесе часто зависит от времени года. Например, шиномонтажные мастерские и магазины верхней одежды ждут наплыв покупателей в межсезонье. На поговорку «Готовь сани летом» лучше не полагаться: на примере в скрине коньки люди ищут с ноября по март. SEO-специалисту важно учитывать эту специфику в работе и предупредить владельца сайта о том, что трафик будет сезонным.

Частота запроса: почему без нее не стоит планировать рекламную кампанию

Социальные события

Событийность может влиять на частоту запросов. Олимпиада, мировые чемпионаты, нашумевшие события или крупные праздники – SEO-специалисту нужно учитывать это в работе. Повышение частоты запросов можно спрогнозировать и заработать на событии, вовремя оптимизировав нужные страницы. Например, символом года начинают интересоваться к ноябрю-декабрю – если в продаже есть товары с кроликами и котами, самое время вывести их в топ.

Частота запроса: почему без нее не стоит планировать рекламную кампанию

География

Поисковики учитывают локацию пользователя и предлагают в выдаче организации из его региона. Поэтому в оценке частотности запросов важно обращать внимание на города.

Частота запроса: почему без нее не стоит планировать рекламную кампанию

Какими сервисами пользоваться для определения частоты запросов

По поисковой системе

  • ya.ru – wordstat.yandex.ru. Собирает статистику по всем введенным в Яндексе запросам. Здесь можно подобрать ключи с учетом частотности, посмотреть их словоформы и похожие запросы, выбрать устройство, с которого заходят пользователи, и регион. Сервис хранит историю по запросам и отражает динамику за 2 года.
  • google.com – ads.google.com. Анализирует указанные слова и синонимы. Дает возможность выбора сайтов с ограничением по возрасту (18+) и географии (по региону, стране или в мире), а также по языку.

Дополнительные сервисы

Поскольку использование Яндекс Wordstat или Google ADS подразумевает ручной ввод, сбор семантического ядра может затянуться. Оптимизировать процесс можно с помощью специальных сервисов, которые работают на основе статистики поисковиков.

  • Парсер от click.ru. Инструмент помогает автоматизировать работу с сервисом Яндекс Wordstat. За несколько минут можно собрать частотность тысяч и даже десятков тысяч ключевых слов в нужных регионах. Бесплатно для изучения работы можно спарсить 50 запросов. Также сервис предлагает другие автоматизированные инструменты: для сбора и фильтрации семантического ядра, оптимизации и анализа рекламных кампаний, работы с объявлениями и т. д. При этом все кампании можно вести в одном окне.
  • Key Collector. Дает инструменты для подбора релевантных вхождений и составления древовидной структуры ядра. Есть средства для ручной, полуавтоматической и автоматической группировки.  Выгруженные данные можно дополнять, редактировать и расшаривать. Инструмент платный.
  • Словоёб. Бесплатная версия Key Collector. Помогает подобрать подходящие ключи, оценить их по конкуренции и другим параметрам, оптимизировать расходы на продвижение.
  • Be1.ru. Бесплатная версия позволяет определить частотность для 100 запросов в широкой, точной и уточненной версии в выбранном регионе и показывает их эффективность.
  • WordKeeper. Сервис собирает ядро за считанные минуты, помогает убрать из него мусор, дает инструменты для анализа и сравнения выдачи топ-10 по фразам и регионам. Есть возможность выгрузки в Excel и Key Collector. Тариф определяется лимитом запросов.
  • Букварикс. Позволяет подобрать ключи и синонимы, узнать, по каким запросам выходят в топ поисковиков конкуренты, и  собрать по ним список общих ключей. Есть бесплатный и платный вариант.

Посмотрите, по каким словам показывали рекламу и объявления ваши конкуренты.

Виды частоты запросов по ограничениям операторов

На частотность оказывает влияние точность введения запросов в поиске. От этого зависит принцип построения семантического ядра.

Базовая. Запрос вводится в строку поиска без каких-либо ограничений. Результат в этом случае самый неточный, поскольку в нем будут содержаться данные по всем запросам, включающим указанные слова. То есть пример со скриншота по запросу «ламинат» показывает только данные охвата по теме и не дает возможности оценить, сколько людей вводят запрос именно по одиночному слову.

Частота запроса: почему без нее не стоит планировать рекламную кампанию

Частота запроса: почему без нее не стоит планировать рекламную кампанию

Уточненная. Оператор – кавычки. Так можно увидеть, как часто использовалась фраза с учетом изменения по падежам, дополнения предлогами или перестановки слов.

Частота запроса: почему без нее не стоит планировать рекламную кампанию

Частота запроса: почему без нее не стоит планировать рекламную кампанию

Точная. Оператор – восклицательный знак. Порядок слов учитываться не будет, а словоформа зафиксируется.

Частота запроса: почему без нее не стоит планировать рекламную кампанию

Частота запроса: почему без нее не стоит планировать рекламную кампанию

Самая точная. Оператор – восклицательный знак в квадратных скобках. Фиксируются и словоформа, и порядок слов, и их количество – то есть такой оператор позволяет узнать, как именно пользователи вводят запрос в поисковик. Это поможет сформировать наиболее точные title и description.

Частота запроса: почему без нее не стоит планировать рекламную кампанию

Частота запроса: почему без нее не стоит планировать рекламную кампанию

Минус слово – плюс точность

Чтобы отфильтровать нецелевые запросы, можно исключить нерелевантные для вашей услуги/товара слова. Это позволит оценить чистый спрос. Например, вы продаете напольные покрытия и планируете запустить рекламную кампанию для ламината. Его ищут около 200 000 раз в месяц.

Частота запроса: почему без нее не стоит планировать рекламную кампанию

При этом запросы с этой фразой иногда содержат слово «Леруа». Если вы не хотите ориентироваться на целевую аудиторию этого магазина, такой запрос станет неактуальным. Его легко исключить из статистики с помощью минус-слов – их можно добавить к запросу несколько. Это позволит получить точные данные по релевантным запросам и сделать более качественную оценку спроса.

Частота запроса: почему без нее не стоит планировать рекламную кампанию

Минус-словами могут стать:

  • информационные маркеры: как, какой, почему, зачем;
  • вторичные маркеры: б/у, подержанные, секонд;
  • халявные маркеры: бесплатно, в дар;
  • DIY-слова: своими руками, самому, сделать.
  • нерелевантные характеристики. Например, если сайт продает одежду для подростков, из статистики нужно исключить слова «для младенцев», «для новорожденных», «дошкольникам».

О том, как работать с минус-словами в контекстной рекламе, читайте в нашем подробном гайде.

Значение частотности в SEO-продвижении

Может показаться, что высокочастотные запросы приведут на сайт больше посетителей, которые могут конвертироваться в потенциальных покупателей. Однако не стоит делать на них все ставки по этим трем причинам:

  • часто ВЧ-запросы являются высококонкурентными, то есть по ним в выдаче присутствует очень много сайтов. Выходить в топ-10 придется дорого и долго, особенно если сайт работает меньше года;
  • чем выше частота запроса, тем ниже его специфика. Это влияет на качество аудитории, а от него зависят поведенческие факторы. Если посетители будут быстро уходить со страницы, поисковик сочтет качество сайта недостаточным и снизит его позиции в выдаче;
  • около 70% целевого трафика приходит с НЧ-запросов, так как по ним на сайт приходят теплые клиенты, т. е. с уже сформированной потребностью. Зачастую низкочастотные запросы имеют низкую конкуренцию, за счет чего по ним быстрее и дешевле попасть в топ выдачи.

Совет: не игнорируйте запросы с нулевой частотностью, особенно если ваша рекламная кампания нацелена на новую тему. В статистике могут быть погрешности, из-за которых нулевой спрос не всегда оказывается таким в реальности. Чем более точными по смыслу и разнообразными будут подобранные ключевые вхождения, тем проще обеспечить релевантный трафик – в этом заключается принцип продвижения по шлейфу.

Значение частотности для контекстной рекламы

Чем выше частота запроса, тем дороже объявление по нему. При этом трафик может быть некачественным – причины те же, что и в SEO-продвижении. Получается, что дорогая контекстная реклама не сможет обеспечить высокий уровень продаж.

Напротив, если в рекламную кампанию заложить низкочастотные запросы, из-за низкой стоимости ее бюджет останется в приемлемых рамках, а трафик будет специфичным, что положительно повлияет на продажи. В отличие от SEO, оптимизация запросов в объявлениях контекстной рекламы может повысить их эффективность всего за несколько дней.

Вывод

Работа с семантическим ядром – одна из основ успешного продвижения сайта или объявлений контекстной рекламы. При этом ориентация на частотность – только один из инструментов. С помощью  нормализатора click.ru можно удалить дубли, инструменты сбора поисковых подсказок и фраз-ассоциаций помогут расширить ядро, а кластеризатор запросов – разделить его на кластеры.

К тому же, работая с click.ru, вы можете принять участие в партнерской программе и вернуть до 15% от расходов в таргетированной и контекстной рекламе.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 16% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации