Доменное имя – это уникальное название, адрес, который служит для идентификации сайта в интернете. Но это не просто слово – это целая система, в которой каждый элемент имеет значение. Домен оказывает большое влияние на продвижение ресурса и на узнаваемость бренда среди аудитории.

Из чего состоит доменное имя

Домен первого (верхнего) уровня

Домен второго уровня

Домен третьего уровня

Домены четвертого уровня и ниже

Какие функции выполняет домен

Как домен связан с IP-адресом сайта

Как выбрать доменное имя

Что нужно проверить перед покупкой домена

Как зарегистрировать домен

Из чего состоит доменное имя

Уровни домена – это его части, которые разделены точками. Они расположены так неслучайно: такая организация отражает иерархию доменной системы (Domain Name System – DNS), которая связывает домены с IP-адресами сайтов в интернете.

В адресе ресурса может быть несколько разделенных точками частей, или уровней. Все они имеют разное значение и функции.

Домен

Домен первого (верхнего) уровня

Это часть слова, расположенная справа. Она обозначает тип или регион сайта (так называемую доменную зону). Например, в URL asos.com домен верхнего уровня – это .com. Он указывает на коммерческий характер компании.

Этот элемент адреса может говорить о различных параметрах сайта или организации. Существуют следующие виды доменов верхнего уровня.

  • Общие. Они намекают на сферу деятельности или назначение сайта/компании. К примеру, .edu используют для учебных заведений, .info – для информационных ресурсов, а .gov – для официальных государственных структур.
  • Новые общие. Они были созданы в рамках программы ICANN по расширению пространства доменных имен. Эта программа позволяет любой компании подать заявку на создание собственного уникального домена верхнего уровня (например, .microsoft или .amazon). Кроме того, среди новых ДИ есть и тематические – .yoga, .fitness, .bike и др.
  • Национальные. Они говорят о стране регистрации бизнеса или его географическом охвате. Они соответствуют буквенным кодам стран. Например, для России это .ru, для Японии – .jp, а для Великобритании –.uk.

Домен второго уровня

Это следующая часть слова, если смотреть справа налево (с конца). Обычно она содержит название компании, сервиса или продукта. Например, в адресе lamoda.ru домен второго уровня совпадает с названием официально зарегистрированной торговой марки Lamoda, принадлежащей ООО «Купишуз». ДИ второго уровня может быть коротким или длинным, содержать буквы, цифры и дефисы. Однако он не может включать пробелы, прочие небуквенные знаки и несколько дефисов подряд.

Домен третьего уровня

Это часть слова, находящаяся левее от предыдущего элемента. Ее стандартное назначение – наименование поддомена. Поддомен – это отдельный сайт, а не страница на общем сайте. У него своя структура, оптимизация, ключевые слова и пр. Чаще всего поддомены создают для разных языков/регионов или для разных сервисов одной компании. Например, be.wikipedia.org – это белорусская версия «Википедии», а mail.google.com – это почтовый сервис в единой экосистеме Google.

Домены четвертого уровня и ниже

Это все остальные части адреса, расположенные еще левее и отделенные точками. Их используют намного реже, чем первые 3 уровня, ведь запомнить длинное слово людям сложнее. У них нет четкой функции, а их количество и длина ограничены допустимым числом символов во всем ДИ.

Какие функции выполняет домен

Со стороны имя сайта кажется простой вещью, однако она выполняет много важных и часто неожиданных функций.

  • Упрощает запоминаемость и поиск. URL заменяет сложный числовой IP-адрес сервера, на котором расположен сайт, на более простое и запоминающееся слово или словосочетание. Чуть подробнее об истории и механизме этой замены мы поговорим в статье ниже.
  • Является элементом брендинга. Правильно подобранный домен может подкрепить положительный имидж компании или продукта. Поскольку слова могут иметь сразу несколько смыслов, адрес ресурса способен рассказать о сфере деятельности, географии бизнеса и даже ценностях и миссии компании.
  • Влияет на SEO. Ключевые слова в доменном имени и выбор доменной зоны важны для его позиций в поисковой выдаче. Слова помогают поисковым системам понять, какие запросы аудитории может удовлетворить сайт, а доменная зона часто указывает на тип компании и географическую принадлежность (например, .org нередко выбирают для некоммерческих организаций, а .ru – это зона России).
  • Помогает создать корпоративную почту. С помощью ДИ компания может настроить собственный почтовый ящик с индивидуальным адресом, который будет выглядеть профессионально, к примеру, hello@click.ru.

Как домен связан с IP-адресом сайта

Они связаны с помощью системы DNS (Domain Name System). Она была разработана в 1980-х годах для упрощения доступа к интернет-ресурсам. До этого, чтобы перейти на тот или иной сайт, нужно было знать его числовой IP-адрес. К примеру, для click.ru это 217.197.112.91. Согласитесь, что запомнить это гораздо сложнее, чем простой домен из 7 букв и точки.

Когда человек вводит доменное имя в браузере, происходит обращение к серверу DNS. Тот ищет нужный IP-адрес и направляет юзера на соответствующий ему сайт. Для этого сервер проходит по всей структуре домена, от верхнего до самых нижних уровней, запрашивая информацию у каждого из них. Когда он доходит до конца, то наконец получает IP-адрес и открывает сайт.

Система DNS постоянно развивается и расширяется. В 1998 году была создана международная некоммерческая организация ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers), которая регулирует вопросы, связанные с ДИ.

Фрагмент инфографики с сайта ICANN о том, чем занимается организацияФрагмент инфографики с сайта ICANN о том, чем занимается организация

Как выбрать доменное имя

Вот 4 простых принципов подбор идеального имени.

  1. Краткость. Чем оно короче, тем быстрее его запомнит юзер. Кроме того, существует официальное ограничение на длину ДИ – 63 символа, в некоторых зонах – до 127 символов.
  2. Простота. Человек должен легко произносить адрес сайта. Лучше не включать в него сложные буквенные сочетания или бессмысленные повторения знаков и цифр.
  3. Тематичность. Имя должно отражать тематику сайта или сервиса, это важно для SEO. Кроме того, лучше включить в него наименование компании, торговой марки или продукта. Это улучшит запоминаемость и узнаваемость для пользователей.
  4. Уникальность. Придуманный вами домен не должен повторяться на других сайтах. Уникальность подтверждается с помощью Whois-проверки на специальных сайтах, например в этом разделе Рег.ру.

Что нужно проверить перед покупкой домена

Покупка (регистрация) домена – это приобретение временного права на использование определенного имени для своего сайта, то есть по факту аренда. Обычно его получают на несколько лет, а затем продлевают. Соответственно, на готовом домене, который вам приглянулся, когда-то раньше мог быть сайт, у которого есть определенный и не всегда хороший бэкграунд. Поэтому стоит проверить следующие моменты.

  • Тематика. Убедитесь, что тематика старого сайта совпадает с вашей, например, просмотрев старые архивы страниц на ресурсе Internet Archive. Резкая смена контента может негативно расцениваться поисковиками.

Пример домена, на котором были сайты с историей. Для них есть архивные страницы с 2013 годаПример домена, на котором были сайты с историей. Для них есть архивные страницы с 2013 года

  • История сайта. Купив домен с плохой историей (фильтрами, низким уровнем доверия ПС и пр.), вы можете получить серьезные проблемы с продвижением. Напротив, доменные имена, на которых были качественные ресурсы, помогут быстрее вывести сайты в топ.
  • Авторское право. Проверьте, не совпадает ли конкретное ДИ с чьим-нибудь товарным знаком. Если это так, то владелец может потребовать устранить совпадение. Выполнить такую проверку можно на целом ряде ресурсов, например BrandSearch или «Гардиум».

Пример найденных совпадений в наименовании марки: такие слова нельзя использоватьПример найденных совпадений в наименовании марки: такие слова нельзя использовать

Как зарегистрировать домен

Для этого нужно выполнить несколько шагов.

  1. Придумать имя. Придумайте уникальное, оригинальное название, учитывая допустимую длину, правила транслитерации и возможные смысловые искажения.
  2. Выбрать доменную зону. Ориентируйтесь на свою тематику, целевую аудиторию и географию бизнеса.
  3. Проверить доступность и качество ДИ. Убедитесь, что имя свободно для регистрации, проверьте историю сайтов на этом домене, чтобы убедиться, что он не использовался для мошенничества, спама, незаконной рекламы и пр.
  4. Выбрать регистратор. Это компания, которая предоставляет услуги по регистрации и поддержке доменных имен. Аккредитованных регистраторов можно найти на агрегаторах вроде «ТЦИ», Hostings.info и других.
  5. Оплата регистрации. На сайтах российских регистраторов можно без проблем купить ДИ онлайн. Для этого нужно указать данные о покупателе. Желательно вводить правдивую информацию, потому что в случае споров вы сможете защитить свое право на ресурс. Часто регистраторы предлагают дополнительные услуги – SSL-сертификат, оповещения, автоматическое продление регистрации и др.
  6. Выбрать и оплатить хостинг. Это услуга по предоставлению места на сервере для размещения файлов вашего сайта, для их защиты и стабильной работы интернет-ресурса. Выбирайте хостинг-провайдера по сочетанию оптимальных для вас условий: цена, скорость, безопасность, поддержка. Найти список популярных провайдеров можно на различных агрегаторах, например, Hosting101. А если вы не хотите тратить время на поиск, купите хостинг у сервиса-регистратора. Многие из них предлагают такую услугу.

Поздравляем! Теперь вы администратор своего домена и можете настроить его на свое усмотрение. Например, привязать его к сайту или запустить почтовые рассылки с адреса, включающего название ресурса. Как видите, процедура довольно проста, однако она требует времени на изучение истории и качества ДИ, а также внимательности для составления точного и правильного названия.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 16% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации