Неценовая конкуренция – это метод рыночной борьбы, при котором компании фокусируются не на стоимости товаров и услуг, а на других факторах, чтобы привлечь и удержать клиентов. Главными инструментами этой стратегии являются:
- повышение качества товаров и услуг. Улучшение дизайна, функциональности, долговечности, послепродажного обслуживания и т. д.;
- расширение ассортимента. Предложение более широкого выбора продукции, чтобы удовлетворить потребности разных групп покупателей;
- улучшение клиентского сервиса. Предоставление более быстрого и эффективного обслуживания клиентов;
- создание сильного бренда. Разработка узнаваемого бренда с позитивной репутацией;
- совершенствование методов продвижения товаров. Рекламы и маркетинга, программ лояльности для клиентов и других;
- совершенствование методов распределения товаров. Например, открытие новых торговых точек, улучшение логистики;
- предоставление дополнительных услуг и льгот покупателям. кредитование, гарантии, обучение;
- использование инноваций. Внедрение новых технологий и бизнес-моделей.
Когда применяется неценовая конкуренция
Неценовая конкуренция используется:
- на рынках с низкой эластичностью спроса по цене. Если спрос на товар мало реагирует на изменение цены, компаниям выгоднее конкурировать за счет неценовых факторов;
- на рынках дифференцированных товаров. Чем больше товары отличаются друг от друга по качеству, дизайну, упаковке, бренду и другим параметрам, тем больше возможностей для неценовой конкуренции;
- при высокой маржинальности. Если компания имеет высокую маржу при продаже товаров или услуг, она может позволить себе не снижать цены, а вместо этого инвестировать в другие аспекты бизнеса;
- при наличии высоких барьеров для входа на рынок. Если существуют большие затраты на присоединение к нему, новым компаниям сложно конкурировать с помощью цен и лучше использовать неценовые методы;
- в условиях государственного регулирования. На многих рынках цены не могут свободно меняться из-за госрегулирования, поэтому конкуренция идет в неценовой плоскости;
- при высокой степени концентрации рынка. На олигополистических рынках доминирующие фирмы избегают ценовой конкуренции, чтобы не спровоцировать ценовую войну;
- при насыщении рынка. Когда он уже поделен между крупными компаниями, необходимо уделять больше внимания неценовой конкуренции за удержание существующих клиентов.
Вопросы-ответы
Продуктовая (повышение ассортимента), функциональная (добавление новых функций), сервисная (улучшение уровня работы с покупателями), инновационная (внедрение новых технологий), коммуникативная (повышение качества взаимодействия с клиентами), маркетинговая (повышение эффективности рекламных кампаний), дифференцированная (разработка уникальных товаров и услуг с особыми свойствами).
Плюсы: увеличение прибыли, повышение лояльности клиентов, гибкость в выборе инструментов, возможность выделиться на фоне конкурентов.
Минусы: потеря клиентов, для которых важна стоимость, необходимость привлечения специалистов для ведения неценовой политики, использование дополнительных ресурсов.
Для этого используются такие показатели, как доля рынка, известность бренда, уровень лояльности потребителей, объемы продаж, величина прибыли и рентабельность инвестиций в маркетинг (ROI).