Поисковый запрос – это отдельное слово или сочетание из нескольких слов, введенных в поисковую строку. Пользователи Яндекса и Google ежедневно ищут миллиарды различных вещей с помощью поисковых запросов, многие из которых полностью идентичны или очень похожи друг на друга. Таким образом они получают необходимую информацию, находят товары и решают множество других задач.
Если максимально упростить определение, поисковой запрос – основной способ взаимодействия между человеком и поисковой машиной.
Существует ли разница между поисковым запросом и ключевой фразой
Основные виды поисковых запросов в зависимости от критерия
Подбор поисковых фраз для оптимизации сайта
Связанные запросы Яндекса и Google
Существует ли разница между поисковым запросом и ключевой фразой
Термины «ключевая фраза» и «поисковый запрос» полностью идентичны с точки зрения русского языка, смысл у них очень похож. Но в профессиональной среде принято разделять эти понятия.
Поисковой запрос – текст, который пользователь вводит в поисковую строку, чтобы увидеть выдачу. Это частное, очень узкое понятие, которое, например, не включает в себя SEO-продвижение.
Ключевая фраза – подобранное специалистом сочетание слов, которое затем используется для оптимизации сайта. Например, из ключевых фраз составляют семантику, которая потом служит для создания структуры сайта. Копирайтер пишет текст с использованием тематических ключевых фраз, их также добавляют в метатеги и пр. Все это называется поисковой оптимизацией.
Основные виды поисковых запросов в зависимости от критерия
Разберемся, какими бывают поисковые запросы. Они делятся на 5 больших групп в зависимости от основного дифференцирующего фактора: намерения пользователя, геозависимости, частотности, конкуренции, сезонности.
Интент (намерение)
Это потребность пользователя, который вводит запрос, его ожидания от результата. Например, человек хочет почитать новости или узнать о каком-либо явлении. В этом случае он вводит информационный запрос. А если ему нужно что-то приобрести, он ищет это по коммерческим запросам. Сам пользователь об этом не задумывается, но разделение по различным типам нужно для работы seo-специалиста.
Общие. Представляют собой поисковые запросы в Яндексе или Google, состоящие всего из 1 слова. Их отличие от всех остальных перечисленных здесь вариантов в том, что иногда общие запросы не несут никакого смысла. Например, по слову «солома» или «мебель» невозможно понять, что хочет человек: прочитать определение, посмотреть разновидности или купить предмет своего интереса. Другие короткие запросы вроде NVIDIA или Click.ru дают понимание, на какой сайт хотел попасть пользователь. Общие запросы – самая популярная категория с очень высоким спросом, продвигаться по ней, как правило, дорого и малоэффективно. Это могут позволить себе только очень крупные компании, чтобы повысить видимость бренда.
Некоммерческие. Также их называют «информационными». Например, это может быть фраза «рецепт французского пирога», «как собрать шкаф» или «блог сlick.ru статьи о продвижении». Пользователь хочет найти конкретную информацию, инструкцию или другие материалы, не несущие коммерческой функции, то есть не продающие товаров и услуг.
Коммерческие. Любые поисковые фразы со словами, несущими связанную с транзакциями смысловую нагрузку. Например, это «купить», «приобрести», «заказать». В некоторых случаях даже «скачать» становится коммерческим запросом (когда речь идет о платных загрузках ПО). Обычно именно такие запросы становятся целью для продвижения.
Навигационные. Иногда пользователю нужно найти конкретный сайт, чтобы прочитать на нем информацию или купить товары. Например, «найти магазин на Яндекс картах» или «купить свитер на Lamoda». Любые другие варианты в выдаче не будут интересовать этого человека, потому что ему нужны определенные веб-ресурсы.
Мультимедийные. С помощью таких фраз люди ищут цифровой контент. Практически всегда в них присутствуют слова «фото», «видео», «сериал», «музыка», «фильм» и пр.
Геозависимость
Это характеристика, которая предполагает изменение результатов поисковой выдачи в зависимости от того, где находится человек. Например, можно ввести в строку Яндекса «купить детскую коляску» и получить совершенно не совпадающие друг с другом ссылки в Ярославле и Пензе. Это и есть геозависимый запрос – тот, для которого нужно подбирать результаты, привязанные к местоположению пользователя.
Геозависимые запросы. Поисковая выдача для человека из Тулы будет выглядеть так, как показано на скриншоте.
Обратите внимание на то, что в самом запросе нет упоминания региона. Поисковая машина ориентировалась на дополнительные показатели, чтобы сформировать ответ (например, адрес провайдера). Приведем другие примеры: «купить зимние шины», «где пройти ТО», «цены на недвижимость». Пользователь хочет найти в интернете по поисковому запросу то, что требуется ему именно в регионе его пребывания, поэтому и выдача подстраивается соответствующим обращом. Поэтому приоритет при ранжировании в выдаче всегда будет отдаваться местным заведениям, компаниям, коммерческим предложениям. Если человек захочет узнать цену недвижимости в Краснодаре, находясь в Орле, он уточнит это в тексте запроса.
Если компания хочет фигурировать в выдаче по геозависимым запросам, она должна предоставить о себе как можно больше информации:
- прописать геолокацию в Вебмастере;
- при SEO-оптимизации использовать название своего региона вместе с коммерческими ключевыми фразами;
- прописать на сайте и в Яндекс Справочнике всю контактную информацию: адрес, номера телефонов, email и пр.;
- добавить на страницы сайта соответствующие местоположению топонимы (даже вне ключевых фраз). Это могут быть названия улиц, районов, городов и пр.
Геонезависимые запросы. Такие фразы не нуждаются в корректировке выдачи под регион, где находится пользователь. Чаще всего это информационные или мультимедийные запросы. Например, «как приготовить салат цезарь» или «биография Гоголя». Пользователь не собирается покупать салат, а хочет только получить рецепт, при этом неважно, где именно человек находится.
Важно помнить, что любые запросы типа «купить сковороду в Рязани», «заказать шерстяной свитер в Красноярске» будут считаться геонезависимыми – поисковая система не предпринимает никаких дополнительных действий по подбору региональной выдачи. В этом случае она следует за тем текстом, который ввел пользователь вне зависимости от его местоположения (быть в Рязани или Красноярске не обязательно).
Продвижение по геонезависимым запросам – дорогой и трудозатратный процесс. Обычно выдачу по ним занимают крупные информационные ресурсы, которые будет сложно подвинуть с позиций в топ-10.
Частотность
Эта характеристика представляет собой количество поисковых запросов за 1 месяц. При отслеживании частотности в Яндекс Wordstat можно выставить другой временной промежуток. Рассмотрим все вводимые пользователями запросы по расширенной классификации с пятью группами.
Сверхчастотные. Частотность более 100 000 в месяц. Это самые востребованные запросы, в которых пользователи заинтересованы больше всего. Контекстная реклама и SEO-продвижение по таким фразам подходят не всем, потому что они связаны с высокой конкуренцией, требуют больших денежных вложений и приносят мало целевого трафика. Обычно позволить себе работу со сверхчастотными запросами могут только очень крупные компании.
Высокочастотные. В зависимости интента запроса порог частотности будет разным.
- При продвижении некоммерческих ресурсов принято считать, что высокочастотным будет запрос с количеством поисков от 10 000 раз в месяц.
- В коммерческой нише планка в 10 раз ниже – частотность от 1000.
В обоих случаях конкуренция и затраты на продвижение будут высокими.
Среднечастотные. В этом случае точно так же разграничиваются некоммерческие (от 1000 до 10 000) и коммерческие (100-1000) запросы. Эта ниша комфортнее для продвижения, потому что приводит больше целевого трафика по сравнению с двумя предыдущими.
Низкочастотные. Низкочастотными считаются коммерческие фразы, у которых меньше 100 поисков в месяц. Планка для информационных запросов – менее 1000 запросов. Поисковое продвижение и контекстная реклама в случае с низкочастотными фразами требуют сравнительно небольшого количества денег и дают хорошие результаты, потому что приводят людей, готовых к покупкам и заказам услуг. Если пользователь ввел такой непопулярный запрос, значит, продукт ему действительно нужен.
Микрочастотные. У них менее 50 показов в месяц. Если продвигаться по таким запросам, можно вообще не столкнуться с конкуренцией.
Конкуренция
Этот параметр напрямую привязан к предполагаемым тратам на контекстную рекламу и SEO-продвижение. Например, анализируя запросы и других игроков рынка в выбранной нише, можно приблизительно представить, какой бюджет понадобится для попадания в топ-5 Яндекса. Фразы по этому показателю делятся на 3 вида:
- высококонкурентные;
- конкурентные;
- низкоконкурентные.
Чем выше конкуренция, тем больше будут затраты на продвижение.
Сезонность
Этот параметр отражает, как меняется количество коммерческих поисковых запросов в зависимости от времени года.
Сезонные. Например, запросы «купить доску для сноубординга» или «заказать тяпку для грядок» будут популярны только в определенное время. Пики активности отчетливо видны на графике из Wordstat.
Несезонные. У таких фраз частотность сохраняется примерно на одном уровне в течение всего года. Например, практически не подвержены сезонным колебаниям сфера доставки готовых блюд и покупка крупной бытовой техники.
Подбор поисковых фраз для оптимизации сайта
Подбирать семантику вручную неудобно, поэтому специалисты используют специальные сервисы.
«Яндекс Вордстат»
Этот сервис долгое время накапливает информацию о поисковых запросах и позволяет отследить динамику изменения частотности за последние 2 года. Достаточно зайти в Yandex Wordstat и ввести интересующую фразу. Инструмент выдаст список того, что искали вместе с ней. А в колонке справа отобразятся похожие запросы. Они помогут понять семантическое окружение и интересы пользователей.
Подсказки Яндекса и Google
Когда пользователь начинает вводить свой запрос в строку, он видит фразы, которые начинаются также и были популярны в последнее время, – это подсказки поисковика. Они могут помочь специалисту создать более полную и качественную базу ключевых фраз. Главное преимущество подсказок по сравнению с данными Вордстата – актуальность, ведь они обновляются в режиме реального времени. Можно проверить и сравнить данные с собранной до этого семантикой.
Связанные запросы Яндекса и Google
Когда заканчивается страница с поисковой выдачей, под последней ссылкой появляется блок «Люди ищут». В нем содержатся похожие запросы, но с различными географическими уточнениями, другими ключевыми словами, фразами и пр. Все они способны пополнить семантическое ядро при оптимизации сайта.
«Топвизор»
Платная программа, которая помогает быстро собрать релевантную семантику из разных источников. Проверка первых 200 запросов будет бесплатной, затем нужно будет купить подписку, которая стоит от 999 руб./месяц.
Keys.so
Платный сервис аналитики для сбора собственного семантического ядра и анализа конкурентов. В течение короткого периода мощности Keys.so можно опробовать бесплатно, затем стоимость месячной подписки составит от 4 900 руб.
Click.ru
Пользователи платформы получают возможность использовать целый набор инструментов для создания качественного семантического ядра и сбора статистики. Например, парсер Wordstat, сборщик поисковых подсказок и фраз-ассоциаций, нормализатор слов, кластеризатор запросов. Аналитика поисковых запросов благодаря всем этим сервисам становится намного проще.