От злоумышленников, тратящих бюджет контекстной рекламы на «пустые» клики, не застрахован никто. Разбираем основные признаки скликивания, которые обязательно должны вас насторожить. Выясняем, стоит ли с ним бороться, и как это эффективнее всего делать.
Как не позволить обманщикам впустую потратить свой рекламный бюджет
От скликивания бюджета не застрахован никто. Этот вид мошенничества еще называется кликфрод (click fraud). Вы запускаете контекстную рекламу, она показывает хорошие результаты, и в какой-то момент число кликов по объявлениям взлетает вверх. Но ожидаемого роста продаж за этим не следует, только пустая трата бюджета. Похоже, поработали злоумышленники.
Опасения, что пострадать может именно ваша рекламная кампания, вполне оправданны. Эксперты предрекали потери от скликивания в прошлом году в размере более 16 млрд. долларов США. Постараемся сделать все возможное, чтобы не стать жертвой мошенников.
Признаки скликивания
Для начала определим, действительно ли мы имеем дело с кликфродом. Иногда в числе признаков обмана называют высокий CTR при низком коэффициенте конверсий. Однако часто это просто значит, что реклама, посадочная страница или сам продукт недостаточно привлекательны для пользователей. А вот если вы заметите один из следующих сигналов, будьте осторожны – скорее всего, вы столкнулись со скликиванием.
«Скачок» кликов без видимых причин
Любая динамика числа кликов должна иметь логичное объяснение. Особенно если изменение было резким и необычным. Быстрый рост может произойти из-за сезонности – например, близкого наступления какого-либо праздника. Он бывает результатом успешной оптимизации кампании или введения нового эффективного объявления. Но если «скачок» возникает внезапно, и вы не видите для него оснований, это повод насторожиться.
Слишком высокий CTR в контекстно-медийных сетях
Дисплейная реклама – не поиск, по ней не кликают слишком часто. Поэтому CTR в РСЯ и КМС Google, который в несколько раз превышает привычное вам значение – тревожный знак. В особенности, если он оказывается выше, чем CTR у объявлений на поиске. Безусловно, определенный рост может вызвать свежий рекламный креатив, но тогда показатель все равно останется в разумных пределах.
Будьте внимательны: проще столкнуться с кликфродом именно в контекстно-медийных сетях. Здесь могут скликивать не только ваши конкуренты, но и владельцы площадок-партнеров, желая искусственно увеличить свой доход.
Много одинаковых IP-адресов
Запросите логи сервера своего рекламодателя у его хоста или системного администратора. Изучите в них IP-адреса посетителей: не переходят ли по вашей рекламе пользователи с одними и теми же IP. Обычному пользователю незачем много раз кликать по одному объявлению – это верный признак мошенника. Тем не менее, даже если вы увидели слишком много одинаковых IP, не спешите паниковать.
Проверьте их принадлежность в одном из сервисов вроде www.whatismyipaddress.com, www.whatismyip.com или www.ip2location.com. Это могут оказаться адреса прокси-серверов публичных сетей: например, открытых Wi-Fi в кафе или в аэропорту. Если это не так, и в источнике трафика уверенности нет, можно подозревать кликфрод.
Сходство других параметров
Пользователи с одинаковыми поведенческими характеристиками, кликающие по вашим объявлениям в одно и то же время суток и из одного и того же браузера – скорее всего, не пользователи, а боты мошенников. Не забывайте следить за аналитикой, такие моменты проще отметить в рабочем режиме, не выгружая данные сервера.
Малое время на сайте – никакой активности
Сам по себе данный факт – это еще не показатель: возможно, людям просто не нравится сайт. Но если раньше посетители часто взаимодействовали с контентом, а теперь приходят и уходят, не посмотрев ни одной страницы – это тревожный сигнал. Изучите продолжительность визитов и активность пользователей в Яндекс.Метрике или Google Analytics. Обращайте внимание на достижение поставленных вами целей: злоумышленники вряд ли бы до них добрались.
Местоположение пользователей не совпадает с геотаргетингом
Характерная черта автоматического скликивания. Если клики приходят из региона, который вы не отмечали в настройках таргетинга, с большой вероятностью они исходят от вредоносных ботов.
Как бороться со скликиванием
Первое, что следует сделать, когда вы обнаружите признаки кликфрода, – немедленно остановить кампанию, подверженную «атаке» мошенников. Далее можно предпринять следующие шаги.
Запретить показы на IP злоумышленников
Яндекс.Директ и Google AdWords позволяют перечислить IP-адреcа пользователей, которым не нужно показывать рекламу. В Директе «черный список» злоумышленников составляется в блоке «Специальные настройки» на странице параметров кампании. Он может включать до 25 IP-адресов.
Добавьте в него подозрительные IP, обнаруженные вами в логах сервера. AdWords расширяет этот список до 500 адресов на одну кампанию. Чтобы создать его, выберите «Исключение IP-адресов» в «Расширенных настройках» нужной кампании и нажмите «Изменить».
Подать жалобу в службу поддержки
Яндекс и Google отмечают, что помогают рекламодателям бороться с кликфродом. В Директе и AdWords есть встроенные алгоритмы, способные выявить клики злоумышленников – плата за них не взимается. Однако не стоит полагаться только на искусственный интеллект: если признаки скликивания налицо, лучше обратиться напрямую в службу поддержки.
Подробное объяснение того, как это сделать в Яндексе, читайте здесь, в Google – здесь. Чтобы подать жалобу, приготовьте список IP «подозреваемых» и список площадок, с которых приходили их клики. Реальные случаи подтверждают: бюджет полностью или частично удается вернуть.
Отключить некачественные площадки в контекстно-медийных сетях
В поисковиках ваш бюджет могут скликивать только ваши конкуренты. РСЯ и КМС Google в этом плане опаснее: владельцы площадок, входящих в эти сети, могут сами заниматься кликфродом.
Если вы заметили, что всплеск «пустых» кликов произошел только на отдельных конкретных сайтах – это достаточный повод, чтобы больше не размещать там свою рекламу. Отключите их в настройках Директа или AdWords, как мы описывали в статье "Как получить больше от РСЯ и КМС Google".
Сосредоточиться на ремаркетинге
Еще один способ защититься от скликивания со стороны площадок – использовать контекстно-медийные сети только для ремаркетинга. Баннеры будут показываться только пользователям, посещавшим сайт рекламодателя и продемонстрировавшим заинтересованность в продукте. Таким образом, недобросовестные владельцы сайтов их просто не увидят.
Главная опасность скликивания заключается в том, что можно стать его жертвой и не заметить этого. Обращайте внимание на необычную динамику любых показателей аналитики и постарайтесь обязательно выяснить ее причину.
Получайте логи сервера на хостинге сайта и храните их для защиты от мошенников. А если признаки кликфрода уже наблюдаются, обратитесь в поддержку и не затягивайте с принятием мер.