Технологии дополненной и виртуальной реальности все плотнее внедряются в нашу жизнь. Прикоснуться к ним может каждый: чтобы поиграть в Pokemon Go или надеть живую маску в мессенджере достаточно самого простого смартфона. Не удивительно, что маркетинг тоже стал использовать AR и VR для продвижения товаров и продуктов. Рассказываем, в чем особенности и отличия этих технологий, какие задачи они решают и как могут помочь бизнесу.

Что такое AR-маркетинг

В чем суть VR-маркетинга

Отличия AR- и VR-маркетинга

Кому стоит внедрять VR- и AR-технологии в маркетинговые мероприятия

Какие задачи решает AR- и VR-маркетинг

Оборудование для VR-маркетинга

Важные моменты использования VR в маркетинге

Как будет развиваться VR- и AR-маркетинг. Перспективы в России и в мире на 10-15 лет

Что такое AR-маркетинг

AR-технологии – это технологии дополненной реальности (Аugmented reality). Виртуальные объекты здесь накладываются на реальную среду. Pokemon Go и маски в соцсетях и мессенджерах, о которых мы сказали выше, – яркие примеры реализации AR. Мы видим на экране смартфона привычный мир, который дополняется виртуальными персонажами, рисунками, схемами, текстовыми подсказками.

Это интересно. AR-технологии были впервые реализованы еще в 1990-х годах прошлого века. Томас Коделл разработал нашлемную систему для военных летчиков, которая выводила в поле зрения человека подсказки по полету и местности. Решение получилось настолько удачным, что его стали использовать и специалисты строительной и промышленной сферы.

В AR виртуальные элементы являются дополнением к реальной среде, а не наоборот. Приведем примеры того, как используются AR-технологии в маркетинге.

  • IKEA еще в 2014 году разработала каталог мебели с AR. Благодаря этому решению пользователь может «примерить» любой предмет из ассортимента интернет-магазине к своему интерьеру.
  • В магазинах «Диски» после успешных кампаний с прилипалами и аналогичными игрушками запустили акцию с использованием AR-технологии. За покупку на определенную сумму покупатель получал альбом и наклейки. Если навести на наклейки камеру смартфона, на экране появляется 3D-динозавр.
  • В сеульском метро поставили витрину-экран с изображением продуктов. На каждый продукт нанесена QR-метка. Если навести на нее камеру смартфона, появляется полная информация о товаре: состав, цена, сроки годности и кнопка для заказа с доставкой на дом.

Продуктовый AR-магазин в сеульском метроПродуктовый AR-магазин в сеульском метро

  • Компания Nestle с помощью AR-технологии превратила коробки из-под сухих завтраков в увлекательную игру. Нужно просто поднести QR-код к веб-камере смартфона и управлять появившимся на экране миром, наклоняя упаковку в разные стороны. Отличный способ подольше задержать в доме покупателей брендированную коробку, которая раньше просто отправилась бы в мусорное ведро.

В чем суть VR-маркетинга

В основе VR-маркетинга лежит виртуальная реальность (Virtual reality). Пользователь получает эффект физического присутствия в реалистичном трехмерном мире, который полностью создан компьютером. Для этого используются специальная иммерсивная гарнитура.

Аудитория VR-маркетинга ограничена людьми, у которых есть оборудование для погружения в виртуальную реальность. Но их количество растет год от года – VR-шлемы сегодня есть уже у 37 млн человек на планете.

Многие крупные бренды активно внедряют виртуальную реальность в маркетинговые кампании. Вот несколько примеров.

  • Польское подразделение Coca-Cola перед Рождеством 2015 года порадовало фанатов, у которых есть шлемы Oculus Rift. Им предоставили уникальную возможность на несколько минут превратиться в Санта Клауса и покататься в оленьей упряжке.
  • Производитель обуви Merrel выпустил серию ботинок для туристов. На презентации компания организовала виртуальный поход в горы, чтобы потенциальные покупатели протестировали все возможности линейки.
  • Гостиничная сеть Pullman провела интересную VR-акцию в парижском аэропорту. Всем, кто прилетал в город, предлагали надеть шлем и совершить виртуальную экскурсию в отель компании, а если понравится, сразу забронировать номер.

Гостиничная сеть Pullman устроила виртуальный тур по своему отелю для пассажиров в парижском аэропортуГостиничная сеть Pullman устроила виртуальный тур по своему отелю для пассажиров в парижском аэропорту

Отличия AR- и VR-маркетинга

AR-маркетингVR-маркетинг
Суть
Реальный мир дополняется виртуальными объектами и подсказками.Создается полностью новый цифровой мир.
Оборудование
Достаточно простого смартфона или планшета.Обязательно нужна иммерсивная гарнитура (шлем, очки, перчатки) или более сложное оборудование, например VR-костюмы.
Что нужно для запуска проекта
Разработать AR-приложение, где на реальную картинку накладываются виртуальные трехмерные объекты.

    Пример: приложение, где можно нанести на свое фото разные виды декоративной косметики.
Разработать VR-приложение, при запуске которого пользователь будет погружаться в виртуальный мир.

    Пример: виртуальный тур по жилому комплексу.

Кому стоит внедрять VR- и AR-технологии в маркетинговые мероприятия

Сегодня AR-маркетинг развивается активнее VR, потому что аудитория у него гораздо шире: смартфон есть практически у каждого человека в отличие от иммерсивной гарнитуры. Технологии дополненной реальности универсальны и подходят всем: от производителей продуктов питания до образовательных организаций. AR позволяют устраивать запоминающимися и цепляющие маркетинговые кампании с развлекательным уклоном.

VR-технологии хорошо показывают себя в туристической отрасли. Гораздо проще выбрать направление для отдыха, погуляв по улочкам разных городов или заглянув в номера гостиницы в виртуальном шлеме.

VR-технологии востребованы в сфере недвижимости: потенциальные покупатели квартиры или дома могут увидеть будущий ЖК, коттеджный поселок со всей инфраструктурой, когда он еще находится на стадии котлована. Все активнее используют VR-технологии производители автомобилей – устраивают виртуальные тест-драйвы для своих новинок.

AR- и VR-маркетинг работает даже в сфере B2B. Например, с помощью виртуальной реальности можно наглядно продемонстрировать потенциальному инвестору основные технологии предприятия, а с помощью дополненной реальности – показать процесс работы по франшизе.

Какие задачи решает AR- и VR-маркетинг

Технологий виртуальной и дополненной реальности помогают решить целый комплекс задач:

  • продемонстрировать покупателю товар, дать «примерить» его;
  • вывести новый товар или услугу на рынок;
  • провести эффектную рекламную кампанию для повышения узнаваемости бренда и лояльности аудитории (как в случае с Coca Cola в примере выше);
  • запустить новый крупный проект и сразу привлечь к нему внимание.

Оборудование для VR-маркетинга

Как уже было сказано выше, чтобы использовать AR-технологии, специальное оборудование не требуется. В случае с VR дело обстоит иначе. Погружение в виртуальную реальность невозможно без специальных инструментов.

  • VR-комната/пещера. Трехмерный мир создается с помощью 3D-проекторов и отличается высокой реалистичностью виртуального пространства. Максимальный эффект погружения достигается, если пользователь находится в комнате в VR-костюме или шлеме и перчатках. Пока такое оборудование используется в основном в развлекательных целях, а не для маркетинга.
  • VR-костюм. Это своеобразный скафандр, в котором человек полностью изолирован от внешнего мира. Полное погружение в виртуальную реальность достигается за счет встроенного видеоэкрана, акустической системы и электронных устройств, которые воздействуют на нервные окончания. Как и VR-комнаты, костюмы используются в маркетинге крайне редко.
  • VR-очки, шлемы, перчатки. Это самое популярное и распространенное оборудование для VR применительно к маркетингу. Оно обеспечивает эффект частичного погружения. Очки или шлем отвечают за картинку, а перчатки – за перенос движений рук в виртуальную реальность. Популярные модели шлемов и очков – Oculus Rift, Samsung Gear VR, HTC Vive, Apple Vision Pro, перчаток – Manus VR, SENSO GLOVE DK2, Noitom Hi5.

Важные моменты использования VR в маркетинге

VR-контент обходится недешево, поэтому при его создании важно не допустить ошибок. Во-первых, нужно сразу продумать цель кампании, чтобы дорогостоящий панорамный ролик принес пользу.

Во-вторых, важна увлекательность контента, его способность зацепить внимание пользователей.

В-третьих, важны детали, плавные переходы, продуманная драматургия ролика.

И, наконец, в-четвертых, при создании VR-контента нельзя допускать попадания в поле зрения посторонних предметов, например съемочного оборудования.

Как будет развиваться VR- и AR-маркетинг. Перспективы в России и в мире на 10–15 лет

Возможности AR практически безграничны благодаря тому, что для этой технологии не требуется специальное оборудование, а смартфонами уже пользуется больше половины людей на планете. Что касается именно AR в маркетинге, то здесь стоит ожидать развития следующих тенденций:

  • будут появляться новые сервисы виртуальной примерки, причем не только в торговле, но и, например, в пластической хирургии – люди смогут «примерять» на себя результаты той или иной эстетической операции;
  • таргетирование рекламы станет доступным не только в интернете, на радио или телевидении, но и на indoor- и уличных носителях;
  • реклама станет более активной и даже агрессивной – AR-объекты будут пытаться взаимодействовать с пользователями, рекламная информация будет перемещаться в поле зрения человека вслед за движениями зрачков, из-за чего ее будет сложнее игнорировать;
  • пользователи смогут заказывать заинтересовавшие товары мгновенно, вне зависимости от того, где увидели рекламу;
  • UI/UX-исследования начнут учитывать движения рук и глаз, жесты, голос пользователей.

VR-маркетинг пока еще имеет определенные ограничения из-за малой распространенности частного VR-оборудования. Но эта проблема решаема. Так, все больше компаний приобретают иммерсивную гарнитуру в офисы и шоу-румы, чтобы устраивать интерактивные туры и тест-драйвы для клиентов, которые хотят познакомиться с товаром или услугой.

В дальнейшем это направление будет развиваться. Например, компании будут создавать у себя в офисах VR-комнаты для виртуальных туров, примерок и тест-драйвов. Пока что проблема лишь одна – высокая стоимость VR-оборудования. Но появление новых брендов, в том числе и российских, повысит конкуренцию на рынке и снизит цены.

Дополненная и виртуальная реальность – несомненное будущее маркетинга. Поэтому те, кто начинает работать с AR и VR сегодня, создают себе серьезный задел для дальнейшей конкурентной борьбы. Особенно это касается тех сфер, где важен чувственный опыт потребителя: от туризма до автобизнеса. Но и про традиционные методы интернет-маркетинга пока что забывать не стоит – с инструментами click.ru они приносят реальную пользу и клиентов.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 16% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации