1 сентября 2022 года в России начали действовать поправки в закон «О рекламе». Они ввели обязательную маркировку рекламы в Рунете. Теперь каждый участник цепочки размещения digital-рекламы – рекламодатель, рекламная система и площадка, посредники между ними – сообщает о действиях в ЕРИР – единый реестр Роскомнадзора через специальные организации – ОРД, то есть операторов рекламных данных. Разбираемся подробно, чем занимаются ОРД, как с ними взаимодействовать и с многим другим.
Как происходит передача данных
Как click.ru помогает с передачей данных в ОРД
Что такое ОРД
ОРД, оператор рекламных данных, – компания, которая уполномочена Федеральной службой по надзору в сфере связи собирать данные от участников рынка и передавать их в ЕРИР. Для этого она владеет специально разработанным программным обеспечением. Передать данные напрямую в ЕРИР нельзя.
Что делают ОРД
Операторы рекламных данных:
- собирают информацию об актах и договорах, контрагентах и агентах, рекламных креативах и статистике их показов с точностью до площадок, проверяют ее и направляют в ЕРИР;
- предоставляют участникам рынка сервис и API для ручного и автоматизированного внесения данных;
- присваиваивают токены (ID, уникальные буквенно-цифровые коды для отслеживания) каждому рекламному креативу;
- хранят креативы в течение года.
Как происходит передача данных
Данные нужно передавать в два этапа: до запуска рекламной кампании и после, когда уже имеются отчетные данные.
До запуска рекламы
- Участник цепочки передает данные о рекламодателе, данные договора и креативы в ОРД.
- ОРД присваивает токен креативам.
- ОРД передает данные в ЕРИР.
После запуска
После показа рекламной кампании нужно передать цифровой акт до 30 числа месяца, следующего за отчетным. Цифровой акт должен содержать подробную информацию о рекламе. При этом он не имеет отношения к обычным актам об оказании услуг и является отдельным документом.
- Участник рекламной цепочке передает в ОРД цифровые акты.
- ОРД агрегирует информацию и отправляет ее в ЕРИР.
- Информация подгружается в личные кабинеты, где участники цепочки смогут ее увидеть. Также доступ к этой информации есть у федеральных ведомств: Роскомнадзора, Федеральной налоговой службы и Федеральной антимонопольной службы.
Каждый участник процесса размещения рекламы может поручить передачу данных в ОРД кому-либо одному. Так передавать информацию в ОРД можно через рекламную систему или посредника, например click.ru.
Ответственность ОРД
С 1 сентября 2023 года ОРД, как и другие участники рекламной цепочки, – рекламодатели, посредники, рекламораспространители и рекламные площадки – могут получить штраф. Оператора рекламных данных могут наказать:
- за не передачу информации в ЕРИР;
- нарушение порядка взаимодействия с ЕРИР;
- представление в ЕРИР неполной, недостоверной или неактуальной информации;
- нарушение порядка работы с идентификатором рекламы.
Штрафы:
- для должностных лиц – от 100 до 200 тысяч рублей;
- для юридических лиц – от 300 до 700 тысяч рублей.
Сколько всего ОРД
Роскомнадзор утвердил 7 ОРД:
- 1. «Озон ОРД» (Ozon);
- 2. «Медиаскаут» (МТС);
- 3. Яндекс ОРД;
- 4. «Первый ОРД» (Вымпелком);
- 5. VK ОРД;
- 6. «ОРД-А» (AmberData);
- 7. «ОРД-Лаборатория разработки» (Сбер).
Так, основные операторы рекламных систем имеют собственные ОРД. Участники рекламного рынка могут самостоятельно выбрать одного или несколько операторов рекламных данных.
Маркировка креативов происходит автоматически после загрузки информации по договорам. Рекламодатели, агентства и площадки, работающие не через ОРС (оператора рекламной системы, рекламную сеть, например Яндекс Директ, ВКонтакте, myTarget), регистрируют договоры и креативы в личных кабинетах ОРД вручную или через API.
Как click.ru помогает с передачей данных в ОРД
В click.ru полностью автоматизированы процессы, которые нужно выполнять для соблюдения нового закона. Конечные рекламодатели, которые сами оплачивают рекламу в сервисе, а также фрилансеры и агентства лишь вносят недостающие данные в интерфейсы. Вся информация, которую нужно предоставить до запуска кампании, включая креативы, а также данные за отчетный месяц отправляются в ОРД без участия пользователей click.ru. Сервис click.ru бесплатно для клиентов помогает маркировать рекламу в Яндекс Директе, Яндекс Бизнесе, на Яндекс Картах, во ВКонтакте, myTarget и т. д. Для экономии времени предусмотрен функционал массовой маркировки.
Сервис click.ru напоминает, если данных для соблюдения закона недостаточно.
1. Ссылка 347-ФЗ – индикатор соблюдения закона:
a) красная – есть проблемы;
b) оранжевая – есть рекомендации;
c) синяя – все отлично.
2. Поле-сигнализатор проблемы.
В click.ru есть множество инструментов, которые помогают автоматизировать процессы. Например, создание кампаний, сбор семантики, подготовку отчетов и многое другое. Управлять разными рекламным кампаниям можно в едином рекламном кабинете. Также вы можете присоединиться к партнерской программе и получать вознаграждение в зависимости от рекламных оборотов клиентов.