С 1 сентября 2022 года в России действуют поправки в закон «О рекламе». Вся реклама в Рунете маркируется. Каждый участник цепочки размещения digital-рекламы – рекламодатель, рекламная система и площадка, посредники между ними – передают через специальные организации ряд данных в ЕРИР – единый реестр интернет-рекламы. Разбираемся подробно, чем занимается ЕРИР, кто и какие данные передает, а также со многим другим.

Что такое ЕРИР

Кто и какие данные обязательно передает в ЕРИР

До публикации рекламы

После публикации рекламы

У кого есть доступ к информаци в ЕРИР

Ответственность за неисполнение

Как click.ru помогает с маркировкой

Автоматическая маркировка

Полуавтоматическая маркировка

Что такое ЕРИР

ЕРИР – единый реестр интернет-рекламы – система учета от Роскомнадзора. Он появился после вступления в силу закона № 347-ФЗ, который внес поправки в закон «О рекламе».

Цель ЕРИР – обеспечить контроль за рекламой в интернете, ее прозрачность и законность размещения, исключив в том числе мошенничество.

Отправлять сведения в ЕРИР можно автоматически через рекламные кабинеты ряда площадок. Например, VK Рекламу, Яндекс Директ и другие платформы. Если отправить информацию и отчеты в ЕРИР через площадку нельзя, рекламодатель должен найти подходящего оператора рекламных данных (ОРД) и передать данные через него.

Через ОРД в единый реестр интернет-рекламы поступают:

  • данные о рекламных креативах;
  • информация об актах и договорах по рекламе;
  • данные об участниках цепочки по покупке и публикации рекламы (рекламной системе, заказчике, посреднике, если он есть);
  • статистика по всем креативам с точностью до площадок.

Информация хранится в ЕРИР в течение 5 лет.

Кто и какие данные обязательно передает в ЕРИР

Как мы сказали выше, в ЕРИР передаются данные о всех участниках рекламной цепочки. Разберем, кто и какие данные передает, на примере, когда у нас есть рекламодатель, то есть бизнес, заказывающий и оплачивающий рекламу, посредник (фрилансер, рекламное агентство), который ее создает и запускает, а также рекламораспространитель (рекламная система, в которой запускается реклама).

До публикации рекламы

Информация о всех участниках рынка (ИНН). Рекламодатель передает свой ИНН посреднику. В свою очередь посредник передает свой ИНН и ИНН рекламодетеля рекламораспространителю. Рекламораспространитель передает ИНН посредника, ИНН бизнеса и свой ИНН в ОРД. Данные из ОРД поступают в ЕРИР.

Информация о заключенных договорах (между всеми участниками рекламной цепочки). Посредник передает атрибутику договора (номера, даты, стороны, суммы) между ним и бизнесом рекламораспространителю, то есть рекламной системе. Рекламораспространитель передает эту атрибутику, а также атрибутику своего договора с посредником в ОРД. Из ОРД информация поступает в ЕРИР.

Информация о рекламных объявлениях (метаданные, образцы креативов). Посредник передает эту информацию рекламной системе, а она отправляет ее в ОРД.

Уникальные токены (ID) креативов. После получения всей информации ОРД присваивает каждому креативу токен, который нужен для публикации, а затем отправляет его в ЕРИР. Креатив размещается на рекламной площадке с токеном и отметкой «Реклама».

После публикации рекламы

В течение 30 дней после завершения каждого месяца открутки рекламы в ОРД (а из ОРД в ЕРИР) все участники цепочки передают информацию о договорах и актах между ними, а также о статистике показов, разделенной по площадкам и креативам. Каждый участник процесса размещения рекламы может поручить передачу данных в ОРД кому-либо одному. Так передавать информацию в ОРД можно через рекламную систему или посредника, например click.ru.

Весь процесс взаимодействий по размещению рекламы и передачи данных выглядит так:

Что такое ЕРИР: порядок передачи данных и ответственность за нарушения

У кого есть доступ к информаци в ЕРИР

По регистрации на Госуслугах каждый участник цепочки размещения может просмотреть данные, хранящиеся в ЕРИР. Вся информация по цепочке доступна только рекламодателям. Другие могут посмотреть только ту часть, которая относится непосредственно к ним. Для доступа в личный кабинет ЕРИР нужно перейти по ссылке.

У рекламодателей нет доступа к информации о других рекламодателях.

Также получить информацию из ЕРИР может Роскомнадзор, ФНС, ФАС. Роскомнадзор имеет доступ ко всем данным в ЕРИР. ФНС доступны акты. ФАС – показы и креативы.

Закон о единой системе учета интернет-рекламы призван обелить рынок и сделать его более прозрачным и регулируемым. Власти рассчитывают, что когда закон заработает в штатном режиме:

  • клиенты смогут видеть путь рекламного бюджета, каждого посредника и договоры между ними;
  • налоговая служба сможет лучше контролировать интернет-рекламу;
  • контролирующие органы смогут более эффективно бороться с мошенниками и предотвращать распространение незаконной информации.

Ответственность за неисполнение

С 1 сентября 2023 года действуют штрафы за рекламу в интернете без маркировки. Размер штрафа зависит от того, кто его совершил (физическое, должностное или юридическое лицо), а также от вида нарушения.

Нарушения порядка подачи данных в ЕРИР. Штраф назначается, если ответственный за маркировку:

  • не передал информацию о рекламе;
  • нарушил сроки подачи данных – 30 дней после публикации рекламы;
  • представил неполную, неактуальную или недостоверную информацию.

Штрафы:

  • для должностных лиц – от 30 000 до 100 000 рублей;
  • физлиц – от 10 000 до 30 000 рублей;
  • юрлиц – от 200 000 до 500 000 рублей.

Нарушения, которые связаны с токеном. Штраф можно получить:

  • за неправильное размещение токена на рекламе – полные правила размещения указаны в пунктах 10–13 приказа Роскомнадзора;
  • если токен не получен и не указан в рекламе.

Штрафы:

  • для юрлиц – от 200 000 до 500 000 рублей;
  • физлиц – от 30 000 до 100 000 рублей;
  • должностных лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.

Невыполнение обязанностей ОРД. Оператор рекламных данных может получить штраф, если:

  • не передал информацию в ЕРИР;
  • нарушил порядок работы с ЕРИР;
  • предоставил в ЕРИР неполную, недостоверную или неактуальную информацию;
  • нарушил порядок работы с токеном.

Штрафы:

  • для должностных лиц – от 100 000 до 200 000 рублей;
  • юрлиц – от 300 000 до 700 000 рублей.

Штрафы могут суммироваться. Например, юридическое лицо может быть оштрафовано на сумму до 2,5 млн рублей за пять рекламных публикаций без токена.

Как click.ru помогает с маркировкой

Исполнение закона требует от конечного рекламодателя минимума усилий. Основная нагрузка возлагается на площадки, агентства и рекламные сети. «Мастер маркировки» click.ru поможет быстро и просто отправлять отчетность в ОРД и ЕРИР. Вам потребуется только внести недостающие данные в интерфейс.

Если вам нужно промаркировать рекламу на платформах, которые доступны через click.ru – в Яндекс Директе, VK Рекламе, Яндекс Бизнесе, ВКонтакте, на ПромоСтраницах, в Telegram Ads – то сервис автоматически промаркирует рекламу и выполнит разаллокацию. Если нужно промаркировать статьи, посты в соцсетях, баннеры, видео,  посевы в каналах Telegram, то можно воспользоваться полуавтоматической маркировкой. Разберем процессы подробнее. 

Автоматическая маркировка

Для автоматической маркировки рекламы надо выполнить следующие действия.

1. Зарегистрировать рекламный аккаунт или перенести кампании в click.ru через техподдержку сервиса.

Что такое ЕРИР: порядок передачи данных и ответственность за нарушения

2. Заполнить данные в схемах маркировки.

Доступны два варианта.

  • Я – конечный рекламодатель – если вы и рекламодатель, и плательщик одновременно. В этом случае вся необходимая информация по юридическим лицам уже  имеется у click.ru. Физические лица должны проверить корректность личного ИНН/телефона в профиле. Вся информация о договорах будет передана автоматически.
  • Я – посредник – если рекламодатель платит вам, а вы платите за рекламу с собственного счета в click.ru. В этом случае нужно выбрать плательщика из списка. Система автоматически подгрузит доступных в пользователе плательщиков, а после выбора нужного проверит наличие подписанной с click.ru оферты или договора.

Если в одном аккаунте click.ru рекламу оплачивают разные лица, то нужно настроить отдельную схему маркировки по каждому из них.

Независимо от выбранной схемы, в блоке «Конечный рекламодатель» нужно добавить реквизиты компании, ИП или физлица – бенефициара рекламы.

Что такое ЕРИР: порядок передачи данных и ответственность за нарушения

3. Отправить отчетность. Если вы конечный рекламодатель, после открутки рекламной кампании click.ru подготовит акты и перешлет документы в ОРД. Если в схеме есть посредники, то надо внести данные по актам вручную и отправить их в ОРД.

Если вы видите зеленые галки у всех полей, значит данных достаточно для подачи. Нажмите ссылку «Отправить в ОРД» или дождитесь 30 числа месяца – данные будут поданы автоматически.

Узнать больше о маркировке рекламы в аккаунтах, которые созданы в click.ru, можно в этом разделе.

Полуавтоматическая маркировка

Для полуавтоматической маркировки и разаллокации надо выполнить такие действия.

1. Зарегистрировать новый аккаунт для ведения рекламы и заполнить окно с информацией о новой площадке.

Что такое ЕРИР: порядок передачи данных и ответственность за нарушения

2. Внести реквизиты участников цепочки в схему маркировки.

Что такое ЕРИР: порядок передачи данных и ответственность за нарушения

3. Загрузить креативы и получить токен. Когда все данные будут сохранены, click.ru перешлет информацию в ОРД и покажет вам токен. Можно добавлять его и размещать рекламу.

Что такое ЕРИР: порядок передачи данных и ответственность за нарушения

4. В течение 30 дней после завершения отчетного периода нужно переслать в ОРД акты о расчетах между каждым участником рекламной цепочки. Не забудьте сделать разаллокацию, проверить данные и кликнуть по кнопке «Отправить в ОРД».

Как и в автоматической маркировке, зеленые галки у всех полей означают, что данных достаточно для подачи. Нажмите ссылку «Отправить в ОРД» или дождитесь 30 числа месяца, чтобы данные были поданы автоматически.

Сервис click.ru делает все возможное, чтобы вести рекламные кампании было просто и удобно. Например, если вы ведете не только контекстную, но и таргетированную рекламу, то можете следить за ходом кампаний в едином рекламном кабинете. В click.ru есть инструменты для автоматизации рутинных процессов, удобные дашборы для просмотра статистики в режиме онлайн, защита от скликивания и многое другое. Также вы можете получать дополнительный доход от рекламы, присоединившись к партнерской программе.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 16% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации