С 1 сентября 2022 года в России действуют поправки в закон «О рекламе». Вся реклама в Рунете должна быть промаркирована. Каждому участнику цепочки размещения digital-рекламы – рекламодателю, рекламной системе и площадке, посредникам между ними – нужно передавать через специальные организации ряд данных в ЕРИР – единый реестр интернет-рекламы. Разбираемся подробно, чем будут заниматься ЕРИР, кто и какие данные должен передавать, а также с многим другим.

Что такое ЕРИР

Кто и какие данные должен обязательно передавать в ЕРИР

До публикации рекламы

После публикации рекламы

У кого есть доступ к информаци в ЕРИР

Ответственность за неисполнение

Что такое ЕРИР

ЕРИР – единый реестр интернет-рекламы – система учета от Роскомнадзора. Она начала работу после вступления в силу закона № 347-ФЗ, вносящего поправки в закон «О рекламе».

Информация в ЕРИР от участников рынка передается по API от специализированных организаций – ОРД (операторов рекламных данных). Передавать данные в ЕРИР напрямую нельзя.

Через ОРД в единый реестр интернет-рекламы поступают:

  • данные о рекламных креативах;
  • информация об актах и договорах по рекламе;
  • данные об участниках цепочки по покупке и публикации рекламы (рекламной системе, заказчике, посреднике, если он есть);
  • статистика по всем креативам с точностью до площадок.

Информация хранится в ЕРИР в течение 5 лет.

Кто и какие данные должен обязательно передавать в ЕРИР

Как мы сказали выше, в ЕРИР передаются данные о всех участниках рекламной цепочки. Разберем, кто и какие данные передает, на примере, когда у нас есть рекламодатель, то есть бизнес, заказывающий и оплачивающий рекламу, посредник (фрилансер, рекламное агентство), который ее создает и запускает, а также рекламораспространитель (рекламная система, в которой запускается реклама).

До публикации рекламы

Информация о всех участниках рынка (ИНН). Рекламодатель передает свой ИНН посреднику. В свою очередь посредник передает свой ИНН и ИНН рекламодетеля рекламораспространителю. Рекламораспространитель передает ИНН посредника, ИНН бизнеса и свой ИНН в ОРД. Данные из ОРД поступают в ЕРИР.

Информация о заключенных договорах (между всеми участниками рекламной цепочки). Посредник передает атрибутику договора (номера, даты, стороны, суммы) между ним и бизнесом рекламораспространителю, то есть рекламной системе. Рекламораспространитель передает эту атрибутику, а также атрибутику своего договора с посредником в ОРД. Из ОРД информация поступает в ЕРИР.

Информация о рекламных объявлениях (метаданные, образцы креативов). Посредник передает эту информацию рекламной системе, а она отправляет ее в ОРД.

Уникальные токены (ID) креативов. После получения всей информации ОРД присваивает каждому креативу токен, который нужен для публикации, а затем отправляет его в ЕРИР. Креатив размещается на рекламной площадке с токеном и отметкой «Реклама».

После публикации рекламы

В течение 30 дней после завершения каждого месяца открутки рекламы в ОРД (а из ОРД в ЕРИР) все участники цепочки передают информацию о договорах и актах между ними, а также о статистике показов, разделенной по площадкам и креативам. Каждый участник процесса размещения рекламы может поручить передачу данных в ОРД кому-либо одному. Так передавать информацию в ОРД можно через рекламную систему или посредника, например click.ru.

Весь процесс взаимодействий по размещению рекламы и передачи данных выглядит так:

Что такое ЕРИР: порядок передачи данных и ответственность за нарушения

У кого есть доступ к информаци в ЕРИР

По регистрации на Госуслугах каждый участник цепочки размещения может просмотреть данные, хранящиеся в ЕРИР. Вся информация по цепочке доступна только рекламодателям. Другие могут посмотреть только ту часть, которая относится непосредственно к ним. Для доступа в личный кабинет ЕРИР нужно перейти по ссылке.

У рекламодателей нет доступа к информации о других рекламодателях.

Также получить информацию из ЕРИР может Роскомнадзор, ФНС, ФАС. Роскомнадзор имеет доступ ко всем данным в ЕРИР. ФНС доступны акты. ФАС – показы и креативы.

Закон о единой системе учета интернет-рекламы призван обелить рынок и сделать его более прозрачным и регулируемым. Власти рассчитывают, что когда закон заработает в штатном режиме:

  • клиенты смогут видеть путь рекламного бюджета, каждого посредника и договоры между ними;
  • налоговая служба сможет лучше контролировать интернет-рекламу;
  • контролирующие органы смогут более эффективно бороться с мошенниками и предотвращать распространение незаконной информации.

Ответственность за неисполнение

С 1 сентября 2023 года действуют штрафы за рекламу в интернете без маркировки. Размер штрафа зависит от того, кто его совершил (физическое, должностное или юридическое лицо), а также от вида нарушения.

Нарушения порядка подачи данных в ЕРИР. Штраф назначается, если ответственный за маркировку:

  • не передал информацию о рекламе;
  • нарушил сроки подачи данных – 30 дней после публикации рекламы;
  • представил неполную, неактуальную или недостоверную информацию.

Штрафы:

  • для должностных лиц – от 30 000 до 100 000 рублей;
  • физлиц – от 10 000 до 30 000 рублей;
  • юрлиц – от 200 000 до 500 000 рублей.

Нарушения, которые связаны с токеном. Штраф можно получить:

  • за неправильное размещение токена на рекламе – полные правила размещения указаны в пунктах 10–13 приказа Роскомнадзора;
  • если токен не получен и не указан в рекламе.

Штрафы:

  • для юрлиц – от 200 000 до 500 000 рублей;
  • физлиц – от 30 000 до 100 000 рублей;
  • должностных лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.

Невыполнение обязанностей ОРД. Оператор рекламных данных может получить штраф, если:

  • не передал информацию в ЕРИР;
  • нарушил порядок работы с ЕРИР;
  • предоставил в ЕРИР неполную, недостоверную или неактуальную информацию;
  • нарушил порядок работы с токеном.

Штрафы:

  • для должностных лиц – от 100 000 до 200 000 рублей;
  • юрлиц – от 300 000 до 700 000 рублей.

Штрафы могут суммироваться. Например, юридическое лицо может быть оштрафовано на сумму до 2,5 млн рублей за пять рекламных публикаций без токена.

РКН пояснил, что в ближайшее время на платформе ЕРИР запустится сервис уведомлений. В личном кабинете пользователя будет появляться предупреждение о возможной ошибке с просьбой проверить корректность данных. С помощью технологии API ОРД сможет информировать пользователя о том, что уведомление появилось в ЕРИР. Сообщения будут также появляться на главной странице сайта ЕРИР.

Также скоро запустится сервис по проверке достоверности токена. Инструмент поможет площадкам убедиться, что erid принадлежит именно той рекламе, которую предлагается разместить.

Исполнение закона требует от конечного рекламодателя минимума усилий. Основная нагрузка возлагается на площадки, агентства и рекламные сети. Специальный инструментарий click.ru поможет быстро и просто отправлять отчетность в ОРД и ЕРИР. Вам потребуется только внести недостающие данные в интерфейс.

Сервис click.ru делает все возможное, чтобы вести рекламные кампании было просто и удобно. Например, если вы ведете не только контекстную, но и таргетированную рекламу, то можете следить за ходом кампаний в едином рекламном кабинете. В click.ru есть инструменты для автоматизации рутинных процессов, удобные дашборы для просмотра статистики в режиме онлайн, защита от скликивания и многое другое. Также вы можете получать дополнительный доход от рекламы, присоединившись к партнерской программе.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 16% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации