С 1 сентября 2022 года в России действуют поправки в закон «О рекламе». Вся реклама в Рунете должна быть промаркирована. Каждому участнику цепочки размещения digital-рекламы – рекламодателю, рекламной системе и площадке, посредникам между ними – нужно передавать ряд данных в ЕРИР – единый реестр интернет-рекламы через специальные организации – ОРД (операторы рекламных данных). Разбираемся подробно, чем будут заниматься ЕРИР, кто и какие данные должен передавать, а также с многим другим.
Кто и какие данные должен обязательно передавать в ЕРИР
У кого есть доступ к информаци в ЕРИР
Ответственность за неисполнение
Что такое ЕРИР
ЕРИР – единый реестр интернет-рекламы – система учета от Роскомнадзора. Она начала работу после вступления в силу закона № 347-ФЗ, вносящего поправки в закон «О рекламе».
Информация в ЕРИР от участников рынка будет передаваться по API от специализированных организаций – ОРД – операторов рекламных данных. Передавать данные в ЕРИР напрямую нельзя.
Через ОРД в единый реестр интернет-рекламы будут поступать:
- данные о рекламных креативах;
- информация об актах и договорах по рекламе;
- данные об участниках цепочки по покупке и публикации рекламы (рекламной системе, заказчике, посреднике, если он есть);
- статистика по всем креативам с точностью до площадок.
Информация будет храниться в ЕРИР в течение 5 лет.
Кто и какие данные должен обязательно передавать в ЕРИР
Как мы сказали выше, в ЕРИР передаются данные о всех участниках рекламной цепочки. Разберем, кто и какие данные передает, на примере, когда у нас есть рекламодатель, то есть бизнес, заказывающий и оплачивающий рекламу, посредник (фрилансер, рекламное агентство), который ее создает и запускает, а также рекламораспространитель (рекламная система, в которой запускается реклама).
До публикации рекламы
Информация о всех участниках рынка (ИНН). Рекламодатель передает свой ИНН посреднику. В свою очередь посредник передает свой ИНН и ИНН рекламодетеля рекламораспространителю. Рекламораспространитель передает ИНН посредника, ИНН бизнеса и свой ИНН в ОРД. Данные из ОРД поступают в ЕРИР.
Информация о заключенных договорах (между всеми участниками рекламной цепочки). Посредник передает атрибутику договора (номера, даты, стороны, суммы) между ним и бизнесом рекламораспространителю, то есть рекламной системе. Рекламораспространитель передает эту атрибутику, а также атрибутику своего договора с посредником в ОРД. Из ОРД информация поступает в ЕРИР.
Информация о рекламных объявлениях (метаданные, образцы креативов). Посредник передает эту информацию рекламной системе, а она отправляет ее в ОРД.
Уникальные токены (ID) креативов. После получения всей информации ОРД присваивает каждому креативу токен, который нужен для публикации, а затем отправляет его в ЕРИР. Креатив размещается на рекламной площадке с токеном и отметкой «Реклама».
После публикации рекламы
В течение 30 дней после завершения каждого месяца открутки рекламы в ОРД (а из ОРД в ЕРИР) все участники цепочки передают информацию о договорах и актах между ними, а также о статистике показов, разделенной по площадкам и креативам. Каждый участник процесса размещения рекламы может поручить передачу данных в ОРД кому-либо одному. Так передавать информацию в ОРД можно будет через рекламную систему или посредника, например click.ru.
Весь процесс взаимодействий по размещению рекламы и передачи данных выглядит так:
У кого есть доступ к информаци в ЕРИР
По регистрации на Госуслугах каждый участник цепочки размещения может просмотреть данные, хранящиеся в ЕРИР. Вся информация по цепочке доступна только рекламодателям. Другие могут посмотреть только ту часть, которая относится непосредственно к ним. Для доступа в личный кабинет ЕРИР нужно перейти по ссылке.
У рекламодателей нет доступа к информации о других рекламодателях.
Также получить информацию из ЕРИР может Роскомнадзор, ФНС, ФАС. Роскомнадзор имеет доступ ко всем данным в ЕРИР. ФНС доступны акты. ФАС – показы и креативы.
Закон о единой системе учета интернет-рекламы призван обелить рынок и сделать его более прозрачным и регулируемым. Власти рассчитывают, что когда закон заработает в штатном режиме:
- клиенты смогут видеть путь рекламного бюджета, каждого посредника и договоры между ними;
- налоговая служба сможет лучше контролировать интернет-рекламу;
- контролирующие органы смогут более эффективно бороться с мошенниками и предотвращать распространение незаконной информации.
Ответственность за неисполнение
Пока что специальные меры ответственности за нарушения не введены. Планируется, что они появятся не раньше марта 2023 г. Но по-прежнему действует общая статья 14.3 КоАП РФ, предполагающая ответственность за любое нарушение «Закона о рекламе»:
- для физических лиц – от 2 000 до 2 500 руб.;
- для должностных лиц – от 4 000 до 20 000 руб.;
- для юридических лиц – от 100 000 до 500 000 руб.
Роскомнадзор планирует внимательно следить за крупными игроками рынка и их отчетностью в ЕРИР. Также ФНС предупреждает, что будет проверять информацию. В частности, она говорит, что может не признать расходы на рекламу, которая не прошла регистрацию в ЕРИР.
Исполнение закона требует от конечного рекламодателя минимума усилий. Основная нагрузка будет возлагаться на площадки, агентства и рекламные сети. Специальный инструментарий click.ru поможет быстро и просто отправлять отчетность в ОРД и ЕРИР. Вам потребуется только внести недостающие данные в интерфейс.
Сервис click.ru делает все возможное, чтобы вести рекламные кампании было просто и удобно. Например, если вы ведете не только контекстную, но и таргетированную рекламу, то можете следить за ходом кампаний в едином рекламном кабинете. В click.ru есть инструменты для автоматизации рутинных процессов, удобные дашборы для просмотра статистики в режиме онлайн, защита от скликивания и многое другое. Также вы можете получать дополнительный доход от рекламы, присоединившись к партнерской программе.