1 сентября 2022 года в России начинают действовать поправки в закон «О рекламе». Они вводят обязательную маркировку рекламы в Рунете. Теперь каждый участник цепочки размещения digital-рекламы – рекламодатель, рекламная система и площадка, посредники между ними – должен сообщать о действиях в ЕРИР – единый реестр Роскомнадзора через специальные организации – ОРД, т. е. операторов рекламных данных. Разбираемся подробно, чем будут заниматься ОРД, как с ними взаимодействовать и с многим другим.

Что такое ОРД

Что будут делать ОРД

Как будет происходить передача данных

Сколько будет ОРД

Как click.ru поможет с передачей данных в ОРД

Какие требования предъявляются к ОРД

Когда КОРД станут ОРД

Что такое ОРД

ОРД, оператор рекламных данных, – компания, которая уполномочена Федеральной службой по надзору в сфере связи собирать данные от участников рынка и передавать их в ЕРИР. Для этого она владеет специально разработанным программным обеспечением.

Что будут делать ОРД

Операторы рекламных данных будут:

  • собирать информацию об актах и договорах, контрагентах и агентах, рекламных креативах и статистике их показов с точностью до площадок, проверять ее и направлять в ЕРИР;
  • предоставлять участникам рынка сервис и API для ручного и автоматизированного внесения данных;
  • присваивать токены (ID, уникальные буквенно-цифровые коды для отслеживания) каждому рекламному креативу;
  • хранить креативы в течение года.

Как будет происходить передача данных

Данные нужно передавать в два этапа: до запуска рекламной кампании и после, когда уже имеются отчетные данные.

До запуска рекламы

  • Участник цепочки передает данные о рекламодателе, данные договора и креативы в ОРД.
  • ОРД присваивает токен креативам.
  • ОРД передает данные в ЕРИР.

После запуска

После показа рекламной кампании нужно будет передать цифровой акт до 30 числа месяца, следующего за отчетным. Цифровой акт будет содержать подробную информацию о рекламе. При этом он не имеет отношения к обычным актам об оказании услуг и является отдельным документом.

  • Участник рекламной цепочке передает в ОРД цифровые акты.
  • ОРД агрегирует информацию и отправляет ее в ЕРИР.
  • Информация подгружается в личные кабинеты, где участники цепочки смогут ее увидеть. Также доступ к этой информации будет у федеральных ведомств: Роскомнадзора, Федеральной налоговой службы и Федеральной антимонопольной службы.

Каждый участник процесса размещения рекламы может поручить передачу данных в ОРД кому-либо одному. Так передавать информацию в ОРД можно будет через рекламную систему или посредника, например click.ru.

Что такое ОРД, как им стать и как с ним работать

Сколько будет ОРД

Пока что компании, которые претендуют на роль ОРД, носят статус кандидатов (КОРД). На начало сентября 2022 года их семь:

  1. Яндекс;
  2. ВКонтакте (VK);
  3. «Медиаскаут» (МТС);
  4. «Первый ОРД» (Вымпелком);
  5. «Озон ОРД» (Ozon);
  6. «ОРД-А» (платформа анализа пользовательских данных в интернете AmberData);
  7. «ОРД-Лаборатория разработки» (Сбер).

Так основные операторы рекламных систем будут иметь собственные ОРД. Участники рекламного рынка смогут самостоятельно выбрать КОРД, и даже несколько.

Маркировка креативов будет происходить автоматически после загрузки информации по договорам. Рекламодателям, агентствам и площадкам, работающим не через ОРС (оператора рекламной системы, рекламную сеть, например Яндекс.Директ, ВКонтакте, myTarget), будет нужно регистрировать договоры и креативы в личных кабинетах ОРД вручную или через API.

Как click.ru поможет с передачей данных в ОРД

В click.ru полностью автоматизированы процессы, которые нужно выполнять для соблюдения нового закона. Конечным рекламодателям, которые сами оплачивают рекламу в сервисе, а также фрилансерам и агентствам потребуется лишь внести недостающие данные в интерфейсы. Вся информация, которую нужно предоставить до запуска кампании, включая креативы, а также данные за отчетный месяц будут отправлены в ОРД без участия пользователей click.ru.

Для этого в интерфейсе появились изменения. Сервис click.ru будет напоминать вам, если данных для соблюдения закона недостаточно.

1. Ссылка 347-ФЗ – индикатор соблюдения закона:

a) красная – есть проблемы;

b) оранжевая – есть рекомендации;

c) синяя – все отлично.

2. Поле-сигнализатор проблемы.

Что такое ОРД, как им стать и как с ним работать

Какие требования предъявляются к ОРД

Чтобы ОРД могли выполнять свои задачи, они должны отвечать ряду требований:

  • иметь российское юридическое лицо и размер уставного капитала от 200 млн руб.;
  • владеть высокотехнологичной инфраструктурой, соответствующей законодательству РФ о защите информации и о персональных данных;
  • иметь программное обеспечение для установления факта распространения рекламы в Рунете;
  • иметь подтверждение готовности рынка работать с ним. Для этого до вступления поправок в силу у кандидата в ОРД должны быть заключены договоры с операторами рекламных систем и рекламораспространителями с совокупным годовым доходом от 2,5 млрд руб.

Ознакомиться с полным перечнем требований можно в постановлении Правительства РФ № 966.

Когда КОРД станут ОРД

Весь август 2022 года проводилась пилотная эксплуатация сервисов, которые разработали кандидаты в КОРД.

С 1 по 30 сентября 2022 года кандидаты в ОРД будут собирать данные от участников рекламного рынка, регистрировать договоры, присваивать креативам токены.

К концу октября 2022 года специальная комиссия утвердит ОРД. Это произойдет, когда созданные ими сервисы будут полностью протестированы.

С 1 ноября ОРД заработают штатно.

Сначала они будут бесплатными. Сроки введения оплаты и ее размер пока обсуждаются с КОРД. Важно организовать работу с минимумом финансовой нагрузки на рынок. Ассоциация развития интерактивной рекламы (АРИР) считает, что общие расходы участников рынка на соблюдение нового законодательства могут составить 10–20 млрд руб. На момент написания статьи (начало сентября 2022 года) Яндекс и ВКонтакте говорят о бесплатном использовании их ОРД в течение полугода с момента начала маркировки (до марта 2023 года).

В click.ru есть множество инструментов, которые помогают атоматизировать процессы. Например, создание кампаний, сбор семантики, подготовку отчетов и многое другое. Управлять разными рекламным кампаниям можно в едином рекламном кабинете. Также вы можете присоединиться к партнерской программе и получать вознаграждение в зависимости от рекламных оборотов клиентов.