Telegram – одна из наиболее популярных социальных платформ в России. Ежемесячно мессенджер используют более 75 млн человек. Количество пользователей выросло за два года в два раза. Рассказываем на основе результатов нового опроса TGStat, как выглядит аудитория в Telegram в 2023 году и что делать рекламодателям.
Портрет среднестатистического пользователя Telegram
Социальный статус и сфера деятельности
Как аудитория использует мессенджер
Как аудитория взаимодействует с рекламой
Стоит ли использовать Telegram Ads
Как проводился опрос
18 мая 2023 TGStat опубликовал итоги масштабного исследования русскоязычной аудитории Telegram. Оно проходило с 29 марта по 12 апреля 2023 года. Благодаря поддержке всего сообщества Telegram за две недели было собрано 50 000 анкет. Пользователи ответили на 90+ вопросов. Исследование проводили на российской аудитории и распространяли через русскоязычные каналы и чаты. Всего было задействовано более 800 каналов-партнеров.
Портрет среднестатистического пользователя Telegram
Во время опроса выяснили, где живет большинство пользователей мессенджера, какого они пола, сколько им лет. Особое внимание уделили социальному статусу и сфере деятельности. Спойлер: изменений по сравнению с 2019 годом немало.
География
Исследование проводилось на российской аудитории через русскоязычные каналы. Интересный факт: 15% опрошенных русскоязычных пользователей проживают в Беларуси, Узбекистане, Украине, Казахстане и еще в 90 странах мира.
По регионам России распределение почти не меняется с годами: 31% аудитории Telegram живет в Москве, 13% – в Санкт-Петербурге. В топе – региональные центры больших областей. Среди городов-миллионников в лидерах Новосибирск, Екатеринбург, Краснодар и Казань.
Возраст и пол
В стандартном Telegram-канале пока что больше мужчин, чем женщин. Но чем популярнее становится Telegram, тем меньше гендерный разрыв. В 2019 году мессенджер использовали только 33% женщин, в 2021 – 39%, а сейчас их доля возросла до 42%. При этом на большинстве социальных платформ ситуация обратная.
Традиционно преобладают пользователи возрастом от 25 до 34 лет. Их почти почти 30%. В Telegram есть и взрослая, и более молодая аудитория. Доля пользователей старше 35 лет увеличилась с 40% до 45%. Telegram давно перестал быть «мессенджером только для прогрессивных». Из распределения по возрасту видно, что продукт массовый: мессенджер используют и школьники, и пенсионеры.
Социальный статус и сфера деятельности
Сфера деятельности. Большинство пользователей Telegram, 20,6%, работает в сфере информационных технологий. IT-сфера ожидаемо лидирует в рейтинге, занимая три исследования подряд первое место. На втором месте в 2023 году – направление пиара и маркетинга. Закрывают пятерку производство, образование и торговля. Telegram пользуются как госслужащие, так и деятели культуры и искусства. Представителей сферы страхования оказалось меньше всего. Только 0,3%.
Образование. Большинство пользователей мессенджера, 62% опрошенных, имеют высшее образование. Школьников очень мало, всего 6%. В вузах учится 9%. Результаты совпадают с выводами о возрасте пользователей Telegram: по мере роста популярности мессенджера в него приходит более образованная и взрослая аудитория.
Доход. Практически 17% опрошенных пользователей не имеют источника дохода в момент прохождения исследования. Примерно треть получает менее 45 000 руб. Еще треть – от 45 000 до 90 000 руб. Интересный факт: среди активной аудитории мессенджера стабильно высок процент аудитории с отличным доходом: 21% опрошенных зарабатывает более 150 000 руб., а 6,6% – более 300 000 руб. в месяц.
Позиция в компании. Примерно 44% пользователей работают по договору найма на неруководящих позициях, у 13% есть подчиненные, а у 5,5% – собственный бизнес. Самозанятых стало больше по сравнению с 2021 годом: 17,2% вместо 14,8%. Количество безработных составило 20%. В прошлые годы в основном это были школьники, а теперь – пенсионеры.
Все это означает, что мессенджером пользуется все больше взрослой платежеспособной аудитории. Поэтому рекламодателям, которые пока не пришли в Telegram, стоит присмотреться к этому каналу.
Как аудитория использует мессенджер
Большинство участников опроса давно пользуются мессенджером. 22% пользователей зарегистрировались в Telegram в течение последних двух лет. От трех до пяти лет пользуются 43% опрошенных. И больше пяти лет – 35%. Около 40% опрошенных пользуются ботами в Telegram, а более половины предпочитают общаться в групповых чатах.
В то же время Telegram стал чаще использоваться в корпоративной среде: в 2023 году уже каждый второй опрошенный общается с коллегами по работе через этот мессенджер. Для коммуникации с клиентами и подрядчиками Telegram выбирают 26% пользователей.
Подписки на каналы
Пользователи все чаще подписываются на каналы. Если в 2021 году только треть участников опроса была подписана больше чем на 25 каналов, то сейчас таких пользователей мессенджера стало 47%. На более чем 50 каналов подписан каждый четвертый.
По данным TGStat, в русскоязычном Telegram сейчас более 700 000 каналов. Владельцы борются за внимание пользователя, так как конкуренция очень высокая. Все это влияет и на охваты типичного канала.
Больше половины опрошенных регулярно читает до 10 каналов. Привычки по потреблению актуального контента не сильно изменились по сравнению с 2021 годом. Три четверти опрошенных по-прежнему читают до 15 каналов, несмотря на значительный рост в количестве подписок.
Здесь есть нюанс. Так как каналов становится много, люди их архивируют. Конечно, 45,8% пользователей не архивируют каналы, но 31,5% переносят в архив до 10 штук, а 22,7% – более 10. Архив – одна из причин падения охватов.
Читаемые каналы по категориям
Привычки пользователей не меняются в глобальном масштабе: по-прежнему 85% опрошенных узнают о событиях в стране и мире из Telegram. Каждый второй пользователь подписан на политический канал, а каждый третий – на каналы знаменитостей. Больше пользователей стали читать микроблоги друзей и близких: в 2021 году таких было лишь 27%, а на сегодняшний день уже 45%.
Чем сильнее росла популярность Telegram, тем больше авторов личных микроблогов стали переходить в мессенджер из менее популярных или заблокированных площадок. Такой же тренд можно наблюдать и в сфере рабочей коммуникации, где категория рабочих каналов для сотрудников компаний показывает рост с 13% до 19% пользователей.
73% опрошенных подтвердили, что доверяют определенным публичным авторам в Telegram (причем более половины из опрошенных доверяют только им). Новостные каналы и СМИ уже давно не считаются основным источником правды в глазах большинства. Сила вокруг персонального бренда конкретного автора.
Как аудитория взаимодействует с рекламой
17% опрошенных пользователей купили подписку на Telegram Premium. Они не видят официальную рекламу в мессенджере.
Среди тех, у кого нет подписки, только 10% совсем не замечали рекламу. 42% – видели ее очень редко или редко, а оставшиеся 48% встречались с объявлениями часто или очень часто. Так, официальная реклама позволяет дотянуться практически до любого активного пользователя без платной подписки.
Интересный факт: в частоте показов между официальной рекламой и рекламой в каналах нет глобальных отличий. Если отбросить влияние премиум-подписки, пользователи видят официальную рекламу примерно так же часто, как и неофициальную. Но рекламу у авторов каналов видят владельцы подписки, от нее не скрыться. Это может быть полезно для рекламодателей.
Стоит ли использовать Telegram Ads
Во время исследования своим мнением о рекламе в мессенджере поделились 800 рекламодателей. Это были как сотрудники рекламных агентств (43%), так и представители брендов (57%).
Официальную платформу Telegram Ads попробовали 27% опрошенных. Это примерно треть. Показатель высокий – среди авторов каналов значение не превышает 7%.
Практически все рекламодатели пробовали продвигать канал (95%), использовали бота в качестве посадочной страницы при рекламе (43%), продвигали внешний сервис через канал (32%).
В основном бизнес тратит на рекламу через Telegram Ads до 100 000 рублей ежемесячно. При этом наиболее частотный бюджет – не более 25 000. Из-за высокого порога входа у рекламных агентств бóльшие бюджеты, но 50 000 руб. и 250 000 руб. тратят на рекламу одинаковые доли респондентов – 20%.
По поводу эффективности рекламы через Telegram Ads мнения разделились примерно поровну. 35% рекламодателей назвали прямую рекламу у авторов каналов более эффективной, чем через Telegram Ads. Еще 35% посчитали инструменты одинаково эффективными. А 30% отметили, что Telegram Ads все же эффективнее рекламы у блогеров. Узнать, подходит ли Telegram Ads именно вам, можно только самостоятельно.
Чтобы было удобнее, мы в click.ru сделали процесс интуитивно понятным, простым и безопасным в плане работы с бюджетом. С нами вести рекламную кампанию будет в сотни раз дешевле, чем напрямую через Telegram Ads. Первое пополнение – от 3 000 евро. При этом все абсолютно официально. Мы придем на помощь, если у вас будут сложности с модерацией объявления. Также вы можете возвращать по нашей партнерской программе 7,5% от рекламных расходов. Узнайте больше на странице и регистрируйтесь, чтобы по максимуму использовать все рекламные возможности популярного мессенджера.