Изменения в законе о рекламе о новом сборе 3% с дохода от распространения интернет-рекламы уже вступили в силу, но до сих пор вызывают множество вопросов. В этой статье эксперты click.ru рассказывают, нужно ли отчислять эти 3% ИП, самозанятым, ООО, которые участвуют в оказании услуг по размещению рекламы.

Оглавление

Кто должен платить сбор по закону

Обязанность платить 3% распространяется на участников цепочки по размещению рекламы в интернете:

  • рекламораспространителей;
  • ОРС — операторов рекламных систем;
  • посредников и агентов.

Если цепочка распространения рекламы длинная и включает больше 2 участников (например, рекламодатель — рекламное агентство — ОРС), то 3% от рекламного бюджета платит только тот ее участник, который первым получает от рекламодателя средства по договору услуг (в нашем примере — рекламодатель). Если в цепочке есть участники, у которых заключены агентские договоры, то все они должны заплатить 3% только от своего вознаграждения.

На рекламодателей обязанность платить 3% от рекламного бюджета не распространяется. Уплачивать сбор не должны федеральные информагентства, телеканалы и радиостанции, государственные СМИ, а также некоторые печатные издания, классифайды и каталоги.

Как уплата сбора зависит от правового статуса плательщика

В законе о рекламе и в проекте Постановления Правительства от 26 марта 2025 года, который расшифровывает порядок уплаты нового сбора, не говорится ничего о правовых статусах плательщиков. Соответственно, можно сделать вывод, что платить 3% с дохода от распространения рекламы в интернете должны все рекламораспространители, ОРС, посредники и агенты вне зависимости от того, являются ли они физическим лицом (самозанятым, ИП) или юридическим лицом (ООО, АО).

Уплата сбора с дохода от размещения рекламы никак не сказывается на размере налоговых и прочих обязательных отчислений плательщика, включая основной налог на доходы:

  • 4 или 6% для самозанятых (в зависимости от статуса контрагента);
  • от 6 до 20% для ИП (в зависимости от применяемой системы налогообложения);
  • от 6 до 25% для ООО (в зависимости от применяемой системы налогообложения).

Есть ли законный вариант самозанятым, ИП, ООО не платить сбор

Способы не платить сбор есть, но все они связаны с определенными неудобствами как для специалистов по размещению рекламы, так и для рекламодателей.

Например, вне зависимости от правовой формы можно перейти на новый формат работы с рекламодателями. В этом случае рекламодатель сам создает кабинет в рекламной сети (например, в Яндекс Директе или VK Рекламе) и пополняет счет. С агентством или фрилансером (ИП, самозанятым) заключается договор на настройку рекламы, а дальше он ведет кампании из кабинета рекламодателя. В этом случае не придется платить сбор с гонорара, а обязанность уплачивать 3% перейдет на ОРС.

Но у такого подхода есть немало спорных сторон:

  • нужно перезаключать договоры с текущими клиентами;
  • клиентам придется создавать рекламные кабинеты, следить за пополнением счетов. Это далеко не всегда удобно, особенно если реклама размещается сразу через несколько систем;
  • специалисты по ведению рекламы будут работать из кабинетов разных клиентов, а это затормозит работу и будет приводить к накладкам и ошибкам.

Как платить сбор 3% с дохода от распространения интернет-рекламы самозанятым, ИП, ООО

Порядок для всех одинаковый — РКН сам рассчитывает сумму к уплате на основании отправленных в ОРД данных и присылает уведомление в личный кабинет плательщика на сайте ЕРИР.

Сбор платится раз в квартал, уведомление приходит не позднее 15 числа второго месяца квартала, следующего за отчетным периодом. Если сумма рассчитана неверно, то уточнить ее можно в течение 10 дней. Но лучше сразу направлять в ОРД правильные данные.

Оплатить указанную в уведомлении сумму нужно до 5-го числа следующего месяца. Если этого не сделать, то сбор будет удержан в судебном порядке. Дополнительных отчетов, связанных с уплатой сбора, не вводится — все расчеты производятся по данным из отчета для ЕРИР.

Выводы

Платить новый сбор 3% с доходов от размещения рекламы в интернете нужно всем вне зависимости от правовой формы: самозанятым, ИП, ООО, АО. Первый участник цепочки размещения рекламы, который заключает договор услуг с рекламодателем, платит 3% от всей полученной суммы. Те участники, которые заключают агентские договоры, платят 3% только от своего вознаграждения.

Подробная информация о новом сборе с примерами — в нашей большой статье.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 18% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации