Органическая выдача Яндекса сильно забита товарами маркетплейсов – на первые местах выдачи стабильно попадают предложения Яндекс Маркета, Ozon, Авито и Wildberries. Для того чтобы и другие продавцы могли получать трафик из поиска, в феврале 2022 года Яндекс внедрил дополненное представление по товарам из поиска. Что это такое, как помогает бизнесу и как туда попасть продавцу – рассказываем ниже.
Товарный поиск Яндекса: что это такое и где показывается
Какие проблемы бизнеса решает попадание в товарный поиск
Как работает товарный поиск из Яндекса
Как пройти модерацию и попасть в товарный поиск
Как добавить товар в товарный поиск
Как магазину улучшить ранжирование в товарном поиске
Товарный поиск Яндекса: что это такое и где показывается
Дополненное представление по товарам в Яндексе (или просто поиск по товарам Яндекса) – товарная галерея на поиске, которая показывается в органической выдаче Яндекса пользователям в формате товарной карточки с фотографией, ценой и адресом сайта магазина.
Где показывается?
- На поиске Яндекса. В самом верху под поисковой строкой располагается блок с товарами, которые соответствуют пользовательскому запросу. Ниже под этим блоком идут другие объявления на поиске.
- Во вкладке «Картинки». При переходе на картинки пользователю также вверху показывается блок «Предложения магазинов». Ниже под этим блоком размещаются просто изображения искомого товара.
- Во вкладке «Товары». На этой вкладке пользователю показывается только блок «Предложения магазинов». Ниже блока располагается фильтр, который позволяет настроить показ товаров по популярности, по цене, по б/у товарам и т. д. Это позволяет ускорить процесс выбора и сразу исключить из выдачи неподходящие предложения.
Основная задача поиска по товарам – сравнение цен и поиск лучшего предложения от продавцов. Этим новая функция отличается от Яндекс Маркета, где на топовые места попадают рекламируемые товары. Однако со временем Яндекс может ввести монетизацию этого сервиса. В этом случае дополненное представление будет отличаться от Яндекс Маркета только тем, что люди будут переходить в магазин прямо из поиска, а не из маркетплейса. Подробнее о том, как зарегистрироваться и продавать на Яндекс Маркете, читайте здесь.
Какие проблемы бизнеса решает попадание в товарный поиск
Товарный поиск Яндекса позволяет интернет-магазинам попасть в топовую поисковую выдачу без запуска рекламы и конкурировать наравне с предложениями маркетплейсов. Для B2B-сегмента, если компания не продает товары в розницу, товарный поиск пока не доступен.
Например, по введеному в строку поиску «Купить робот пылесос в Москве» мы видим, что в товарном блоке есть предложения как отдельных продавцов, так и предложения маркетплейсов. Также три первых места сразу после товарного блока занимают предложения от Яндекс Маркета и Ozon. По статистике, именно три первые позиции на поиске получают до 75% всего трафика, то есть больше всего трафика с Яндекса получают маркетплейсы. Появление дополненного представления по товарам помогает сбалансировать эту ситуацию.
Продавцы, товары которых попали в товарный поиск, получают такие преимущества:
- органический трафик на сайт. Попадание в верхних блок выдачи увеличивает число переходов в интернет-магазин;
- выгодное представление товара. Целевая аудитория видит карточку с изображением товара, его ценой, сайтом, в отличие от обычных текстовых объявлений на поиске;
- привлечение теплой целевой аудитории. Сайт получает людей, которые ищут конкретно его товар. Алгоритм учитывает историю поиска и поведение пользователей, что еще больше повышает вероятность перехода и совершение на сайте целевого действия;
- рост продаж. Даже не тратя деньги на запуск рекламы, магазин может повысить продажи, если его предложение будет находиться в товарном блоке.
Как работает товарный поиск из Яндекса
Товарный поиск Яндекса формируется с учетом запроса, который пользователь ввел в поисковую строку.
После клика по товару пользователь переходит на сайт продавца и попадает в карточку товара. Здесь он может ознакомиться со всеми характеристиками, задать вопрос продавцу и оформить заказ.
Кроме интента поискового запроса умный алгоритм учитывает:
- контент страниц интернет-магазинов. То есть насколько релевантно предложение магазина пользовательскому запросу;
- историю поиска пользователя. Какие товары искал пользователь ранее, чем интересовался, на какие сайты заходил;
- поведение пользователя в интернете. Как посетитель взаимодействовал со страницами сайта: сколько страниц посетил, как долго просматривал страницы с определенными товарами и т. д.;
- местоположение. Геолокацию пользователя во время поиска товара для предложения ему товаров тех продавцов, которые находятся с ним в одном городе;
- язык. На каком языке вводится запрос, на таком пользователю и показываются предложения магазинов.
Также продавец проверяется на соответствие критериям качества. Одно из важнейших требованиях – актуальность цены и наличие товара в ассортименте. Решить этот вопрос позволяет загрузка YML-фида с данными о товарах. Больше о требованиях к модерации рассказываем ниже.
Как пройти модерацию и попасть в товарный поиск
Предложения магазинов могут быть выборочно проверены Яндексом. При несоответствии предложений предъявленным критериям качества товар продавца будет исключен из товарного поиска.
Чтобы попасть в поиск по товарам, сайт интернет-магазина должен соответствовать таким требованиям:
- исправно работать и не содержать вирусов. Проверка на вирусы может быть осуществлена через Яндекс Вебмастер. Подробнее об этом сервисе здесь;
- на сайте размещена исчерпывающая информацию о регистрации юридического лица или ИП. Юрлицо должно указать полное наименование организации, юридический адрес и ОГРН. На сайте ИП должно быть указано его ФИО и ОГРНИП;
- на сайте указан телефон для связи с консультантами. Телефон должен быть рабочим, и по нему должны приниматься звонки. Это важно, поскольку продавец может проверяться службой контроля качества Яндекса по телефону;
- оформление заказа осуществляется через корзину. Это важная отличительная черта интернет-магазинов от других сайтов;
- поставки товаров должны осуществлять в те регионы, которые указал продавец на сервисах Яндекс Маркет, Директ, Вебмастер.
В поиск по товарам Яндекса не могут попасть следующие категории товаров:
- алкогольные напитки, табачные и никотиносодержащие продукты;
- взрывчатые вещества и материалы. Исключение – пиротехнические изделия;
- оружие. Исключение – пневматическое оружие;
- рецептурные лекарства с доставкой;
- пробники парфюмерии и косметики, которые не предназначены для продажи;
- специальные технические приспособления, которые позволяют негласно получить информацию (оборудование для прослушки и тайного видеонаблюдения;
- любые виды услуг.
Не могут попасть в поиск по товарам Яндекса оптовые магазины или те магазины, которые не работают с покупателями, являющимися физическими лицами.
Если производитель продает восстановленную электронику, то такой товар должен иметь одну из перечисленных пометок: «как новый», «восстановленный», «восстановлен», «refurbished».
Продавец может быть проверен несколькими способами.
- Визуальная проверка. Работник службы качества изучает, совпадает ли информация о товаре в его карточке и на сайте. Визуальная проверка проводится без оформления заказа товара.
- По телефону. Данный тип проверки предполагает оформление заказа. При этом работник Яндекса звонит по указанному на сайте телефону, чтобы осуществить покупку. Звонок проводится согласно графику работы магазина, указанного на сайте.
- Через сайт интернет-сервиса. Заказ товара осуществляется через корзину интернет-магазина в рабочее время, которое указал сам продавец. При этом работник Яндекса ожидает, чтобы заказ был принят в течение двух часов. Если на сайте не указан график работы, то заказ оформляется с 10.00 до 18.00.
Не все продавцы проходят модерацию. Наиболее распространенная причина отказа от размещения на поиске по товарам Яндекса – предоставление не соответствующей действительности информации. Например, продавец разместил неверную информацию о ценах или об условиях доставки на сайте, в ассортименте магазина есть товары, которые уже были в употреблении, но продаются под видом новых, товара нет в наличии и т. д.
Еще одна распространенная причина – технические проблемы на сайте и проблемы с обработкой заказа. Например, работник службы качества не может дозвониться по указанному телефону, сайт магазина не открывается и посетителю выдается ошибка 404, заказ на сайте не подтверждается в течение двух часов.
Также важно, чтобы на магазин не поступали жалобы со стороны пользователей и магазин не использовал ссылки на товары, которые содержат редирект на другие сайты.
Как добавить товар в товарный поиск
Есть два способа, которые позволяют продавцу добавить свои товары в товарный поиск.
- Подготовить и загрузить YML-фид. Справка Яндекс Директа рекомендует продавцам подготовить YML-фид с данными о товарах и загрузить его в Яндекс Вебмастер. В этом случае в товарном поиске будут показываться выбранные продавцом товары, а цены на них будут автоматически обновляться.
- Оптимизировать страницы каталога. Товары продавца могут попасть в товарный поиск Яндекса и без фида. Это возможно при условии, что страницы каталога с товарами были проиндексированы поисковым роботом и он обнаружил достаточно информации для размещения их в товарном поиске.
Второй способ хоть и достаточно реальный, но ненадежный, поскольку существует множество причин, почему страница не индексируется или индексируется слишком долго. Также при загрузке фида в Вебмастер продавец сам решает, какие товары он хочет показывать в товарном поиске, может быстро исключать из показа товары, которых нет в ассортименте, а также автоматически менять цены.
YML-фид, который составляется для попадания в поиск по товарам Яндекса, во многом по своим требованиям схож с фидом, который требуется продавцу для интеграции с Яндекс Маркетом.
Что нужно учесть при формировании YML-фида для поиска по товарам?
- Фид должен включать перечень обязательных элементов, которые описывают товар. К таким элементам относят: модель и название товара, наименование производителя, тип/категорию товара, идентификатор товара, адрес целевой страницы, цену, изображение товара. Также в фид могут включаться необязательные элементы. Например, количество требуемых дней для доставки товара, штрихкод товара от производителя и т. д.
- Если товары продаются по одной цене во всех регионах, то создается один товарный фид. При загрузке его в систему в настройках выбирается несколько регионов или только один – Россия. Если цены на товары различаются в зависимости от региона, то для каждого региона создается отдельный фид и в настройках указывается, для какого региона загружен тот или иной фид.
- Если условия доставки товаров по регионам одинаковые, то в систему загружается один товарный фид. В настройках указываются те регионы, в которые осуществляется доставка. Также может указываться один регион – России. Если условия доставки по регионам различаются, то нужно создавать разные фиды для каждого региона.
- Каждое предложение (offer) должно иметь уникальный идентификатор id.
- Для одного предложения идентификатор должен быть постоянным во всех версиях одного YML-фида.
- Не рекомендуется перемещать предложение из одного фида в другой. Такие действия могут привести к тому, что товар пропадет из поиска на несколько дней.
Для загрузки сформированного YML-фида, нужно добавить сайт интернет-магазина в Вебмастер и подтвердить права на управление им.
Далее в Вебмастере нужно выполнить такие действия:
- в сервисе необходимо перейти на страницу «Товары и предложения» и выбрать там «Источники данных»;
- нажать на кнопку «Загрузить фид»;
- в настройках выбрать категорию «Товары», указать регион показа и регион доставки товаров, указать ссылку на файл с предложениями.
После клика по кнопке «Готово» Яндекс Вебмастер проверит правильность составления фида. В статусе фида будет указано, содержит ли он ошибки.
Важно: отправлять фид на проверку можно до шести раз. Если фид не пройдет контроль качества шесть раз, то магазин будет исключен из поиска по товарам Яндекса.
Как магазину улучшить ранжирование в товарном поиске
Ранжирование в товарном поиске осуществляется по тому же принципу, что и ранжирование в обычной выдаче Яндекса, – умный алгоритм оценивает качество ресурса и соответствие предложения магазина запросу пользователя.
Вот несколько советов, которые помогут поднять карточку товара в товарном поиске.
1. Проведите техническую оптимизацию ресурса и поработайте над юзабилити интернет-магазина
Можно назвать несколько базовых требований к сайту интернет-магазина:
- скорость загрузки страницы не должна превышать 2–3 секунды;
- структура сайта должна быть понятна пользователю с первого взгляда;
- на сайте должна размещаться только достоверная информация о товаре;
- для быстрого поиска по товарному каталогу должны быть добавлены фильтры.
2. Оптимизируйте карточки товаров
Карточка товаров должна кратко содержать всю необходимую информацию для покупателя. В ней должно быть следующее:
- подробное название товара с указанием бренда, модели и ключевых характеристик;
- изображение товара со всех сторон, также может прикрепляться и видео. Тут также важно помнить о требованиях к форматам изображений для их быстрой загрузки во время открытия страницы;
- характеристики и описание товара;
- информация о цене, скидках и условиях покупки;
- сведения о доставке, возврате, гарантиях магазина и производителя;
- отзывы покупателей;
- кнопки «Купить» и «Готово». Также может быть кнопка «Быстрая покупка».
3. Разместите в карточке дополнительные конверсионные элементы
Для удобства пользователей в карточку товара может быть добавлен калькулятор цены, кнопка обратного звонка, чат с онлайн-консультантом, функции типа «Добавить в избранное», «Добавить к сравнению» и т. д.