Органическая выдача Яндекса сильно забита товарами маркетплейсов – на первые местах выдачи стабильно попадают предложения Яндекс Маркета, Ozon, Авито и Wildberries. Для того чтобы и другие продавцы могли получать трафик из поиска, в феврале 2022 года Яндекс внедрил дополненное представление по товарам из поиска. Что это такое, как помогает бизнесу и как туда попасть продавцу – рассказываем ниже.

Товарный поиск Яндекса: что это такое и где показывается

Какие проблемы бизнеса решает попадание в товарный поиск

Как работает товарный поиск из Яндекса

Как пройти модерацию и попасть в товарный поиск

Как добавить товар в товарный поиск

Как магазину улучшить ранжирование в товарном поиске

Товарный поиск Яндекса: что это такое и где показывается

Дополненное представление по товарам в Яндексе (или просто поиск по товарам Яндекса) – товарная галерея на поиске, которая показывается в органической выдаче Яндекса пользователям в формате товарной карточки с фотографией, ценой и адресом сайта магазина.

Где показывается?

  • На поиске Яндекса. В самом верху под поисковой строкой располагается блок с товарами, которые соответствуют пользовательскому запросу. Ниже под этим блоком идут другие объявления на поиске.

Поиск по товарам Яндекса: обзор

  • Во вкладке «Картинки». При переходе на картинки пользователю также вверху показывается блок «Предложения магазинов». Ниже под этим блоком размещаются просто изображения искомого товара.

Поиск по товарам Яндекса: обзор

  • Во вкладке «Товары». На этой вкладке пользователю показывается только блок «Предложения магазинов». Ниже блока располагается фильтр, который позволяет настроить показ товаров по популярности, по цене, по б/у товарам и т. д. Это позволяет ускорить процесс выбора и сразу исключить из выдачи неподходящие предложения.

Поиск по товарам Яндекса: обзор

Основная задача поиска по товарам – сравнение цен и поиск лучшего предложения от продавцов. Этим новая функция отличается от Яндекс Маркета, где на топовые места попадают рекламируемые товары. Однако со временем Яндекс может ввести монетизацию этого сервиса. В этом случае дополненное представление будет отличаться от Яндекс Маркета только тем, что люди будут переходить в магазин прямо из поиска, а не из маркетплейса. Подробнее о том, как зарегистрироваться и продавать на Яндекс Маркете, читайте здесь.

Какие проблемы бизнеса решает попадание в товарный поиск

Товарный поиск Яндекса позволяет интернет-магазинам попасть в топовую поисковую выдачу без запуска рекламы и конкурировать наравне с предложениями маркетплейсов. Для B2B-сегмента, если компания не продает товары в розницу, товарный поиск пока не доступен.

Например, по введеному в строку поиску «Купить робот пылесос в Москве» мы видим, что в товарном блоке есть предложения как отдельных продавцов, так и предложения маркетплейсов. Также три первых места сразу после товарного блока занимают предложения от Яндекс Маркета и Ozon. По статистике, именно три первые позиции на поиске получают до 75% всего трафика, то есть больше всего трафика с Яндекса получают маркетплейсы. Появление дополненного представления по товарам помогает сбалансировать эту ситуацию.

Поиск по товарам Яндекса: обзор

Продавцы, товары которых попали в товарный поиск, получают такие преимущества:

  • органический трафик на сайт. Попадание в верхних блок выдачи увеличивает число переходов в интернет-магазин;
  • выгодное представление товара. Целевая аудитория видит карточку с изображением товара, его ценой, сайтом, в отличие от обычных текстовых объявлений на поиске;
  • привлечение теплой целевой аудитории. Сайт получает людей, которые ищут конкретно его товар. Алгоритм учитывает историю поиска и поведение пользователей, что еще больше повышает вероятность перехода и совершение на сайте целевого действия;
  • рост продаж. Даже не тратя деньги на запуск рекламы, магазин может повысить продажи, если его предложение будет находиться в товарном блоке.

Как работает товарный поиск из Яндекса

Товарный поиск Яндекса формируется с учетом запроса, который пользователь ввел в поисковую строку.

Поиск по товарам Яндекса: обзор

После клика по товару пользователь переходит на сайт продавца и попадает в карточку товара. Здесь он может ознакомиться со всеми характеристиками, задать вопрос продавцу и оформить заказ.

Поиск по товарам Яндекса: обзор

Кроме интента поискового запроса умный алгоритм учитывает:

  • контент страниц интернет-магазинов. То есть насколько релевантно предложение магазина пользовательскому запросу;
  • историю поиска пользователя. Какие товары искал пользователь ранее, чем интересовался, на какие сайты заходил;
  • поведение пользователя в интернете. Как посетитель взаимодействовал со страницами сайта: сколько страниц посетил, как долго просматривал страницы с определенными товарами и т. д.;
  • местоположение. Геолокацию пользователя во время поиска товара для предложения ему товаров тех продавцов, которые находятся с ним в одном городе;
  • язык. На каком языке вводится запрос, на таком пользователю и показываются предложения магазинов.

Также продавец проверяется на соответствие критериям качества. Одно из важнейших требованиях – актуальность цены и наличие товара в ассортименте. Решить этот вопрос позволяет загрузка YML-фида с данными о товарах. Больше о требованиях к модерации рассказываем ниже.

Как пройти модерацию и попасть в товарный поиск

Предложения магазинов могут быть выборочно проверены Яндексом. При несоответствии предложений предъявленным критериям качества товар продавца будет исключен из товарного поиска.

Чтобы попасть в поиск по товарам, сайт интернет-магазина должен соответствовать таким требованиям:

  • исправно работать и не содержать вирусов. Проверка на вирусы может быть осуществлена через Яндекс Вебмастер. Подробнее об этом сервисе здесь;
  • на сайте размещена исчерпывающая информацию о регистрации юридического лица или ИП. Юрлицо должно указать полное наименование организации, юридический адрес и ОГРН. На сайте ИП должно быть указано его ФИО и ОГРНИП;
  • на сайте указан телефон для связи с консультантами. Телефон должен быть рабочим, и по нему должны приниматься звонки. Это важно, поскольку продавец может проверяться службой контроля качества Яндекса по телефону;
  • оформление заказа осуществляется через корзину. Это важная отличительная черта интернет-магазинов от других сайтов;
  • поставки товаров должны осуществлять в те регионы, которые указал продавец на сервисах Яндекс Маркет, Директ, Вебмастер.

В поиск по товарам Яндекса не могут попасть следующие категории товаров:

  • алкогольные напитки, табачные и никотиносодержащие продукты;
  • взрывчатые вещества и материалы. Исключение – пиротехнические изделия;
  • оружие. Исключение – пневматическое оружие;
  • рецептурные лекарства с доставкой;
  • пробники парфюмерии и косметики, которые не предназначены для продажи;
  • специальные технические приспособления, которые позволяют негласно получить информацию (оборудование для прослушки и тайного видеонаблюдения;
  • любые виды услуг.

Не могут попасть в поиск по товарам Яндекса оптовые магазины или те магазины, которые не работают с покупателями, являющимися физическими лицами.

Если производитель продает восстановленную электронику, то такой товар должен иметь одну из перечисленных пометок: «как новый», «восстановленный», «восстановлен», «refurbished».

Продавец может быть проверен несколькими способами.

  • Визуальная проверка. Работник службы качества изучает, совпадает ли информация о товаре в его карточке и на сайте. Визуальная проверка проводится без оформления заказа товара.
  • По телефону. Данный тип проверки предполагает оформление заказа. При этом работник Яндекса звонит по указанному на сайте телефону, чтобы осуществить покупку. Звонок проводится согласно графику работы магазина, указанного на сайте.
  • Через сайт интернет-сервиса. Заказ товара осуществляется через корзину интернет-магазина в рабочее время, которое указал сам продавец. При этом работник Яндекса ожидает, чтобы заказ был принят в течение двух часов. Если на сайте не указан график работы, то заказ оформляется с 10.00 до 18.00.

Не все продавцы проходят модерацию. Наиболее распространенная причина отказа от размещения на поиске по товарам Яндекса – предоставление не соответствующей действительности информации. Например, продавец разместил неверную информацию о ценах или об условиях доставки на сайте, в ассортименте магазина есть товары, которые уже были в употреблении, но продаются под видом новых, товара нет в наличии и т. д.

Еще одна распространенная причина – технические проблемы на сайте и проблемы с обработкой заказа. Например, работник службы качества не может дозвониться по указанному телефону, сайт магазина не открывается и посетителю выдается ошибка 404, заказ на сайте не подтверждается в течение двух часов.

Также важно, чтобы на магазин не поступали жалобы со стороны пользователей и магазин не использовал ссылки на товары, которые содержат редирект на другие сайты.

Как добавить товар в товарный поиск

Есть два способа, которые позволяют продавцу добавить свои товары в товарный поиск.

  • Подготовить и загрузить YML-фид. Справка Яндекс Директа рекомендует продавцам подготовить YML-фид с данными о товарах и загрузить его в Яндекс Вебмастер. В этом случае в товарном поиске будут показываться выбранные продавцом товары, а цены на них будут автоматически обновляться.
  • Оптимизировать страницы каталога. Товары продавца могут попасть в товарный поиск Яндекса и без фида. Это возможно при условии, что страницы каталога с товарами были проиндексированы поисковым роботом и он обнаружил достаточно информации для размещения их в товарном поиске.

Второй способ хоть и достаточно реальный, но ненадежный, поскольку существует множество причин, почему страница не индексируется или индексируется слишком долго. Также при загрузке фида в Вебмастер продавец сам решает, какие товары он хочет показывать в товарном поиске, может быстро исключать из показа товары, которых нет в ассортименте, а также автоматически менять цены.

YML-фид, который составляется для попадания в поиск по товарам Яндекса, во многом по своим требованиям схож с фидом, который требуется продавцу для интеграции с Яндекс Маркетом.

Что нужно учесть при формировании YML-фида для поиска по товарам?

  • Фид должен включать перечень обязательных элементов, которые описывают товар. К таким элементам относят: модель и название товара, наименование производителя, тип/категорию товара, идентификатор товара, адрес целевой страницы, цену, изображение товара. Также в фид могут включаться необязательные элементы. Например, количество требуемых дней для доставки товара, штрихкод товара от производителя и т. д.
  • Если товары продаются по одной цене во всех регионах, то создается один товарный фид. При загрузке его в систему в настройках выбирается несколько регионов или только один – Россия. Если цены на товары различаются в зависимости от региона, то для каждого региона создается отдельный фид и в настройках указывается, для какого региона загружен тот или иной фид.
  • Если условия доставки товаров по регионам одинаковые, то в систему загружается один товарный фид. В настройках указываются те регионы, в которые осуществляется доставка. Также может указываться один регион – России. Если условия доставки по регионам различаются, то нужно создавать разные фиды для каждого региона.
  • Каждое предложение (offer) должно иметь уникальный идентификатор id.
  • Для одного предложения идентификатор должен быть постоянным во всех версиях одного YML-фида.
  • Не рекомендуется перемещать предложение из одного фида в другой. Такие действия могут привести к тому, что товар пропадет из поиска на несколько дней.

Для загрузки сформированного YML-фида, нужно добавить сайт интернет-магазина в Вебмастер и подтвердить права на управление им.

Далее в Вебмастере нужно выполнить такие действия:

  • в сервисе необходимо перейти на страницу «Товары и предложения» и выбрать там «Источники данных»;
  • нажать на кнопку «Загрузить фид»;

Поиск по товарам Яндекса: обзор

  • в настройках выбрать категорию «Товары», указать регион показа и регион доставки товаров, указать ссылку на файл с предложениями.

После клика по кнопке «Готово» Яндекс Вебмастер проверит правильность составления фида. В статусе фида будет указано, содержит ли он ошибки.

Важно: отправлять фид на проверку можно до шести раз. Если фид не пройдет контроль качества шесть раз, то магазин будет исключен из поиска по товарам Яндекса.

Как магазину улучшить ранжирование в товарном поиске

Ранжирование в товарном поиске осуществляется по тому же принципу, что и ранжирование в обычной выдаче Яндекса, – умный алгоритм оценивает качество ресурса и соответствие предложения магазина запросу пользователя.

Вот несколько советов, которые помогут поднять карточку товара в товарном поиске.

1. Проведите техническую оптимизацию ресурса и поработайте над юзабилити интернет-магазина

Можно назвать несколько базовых требований к сайту интернет-магазина:

  • скорость загрузки страницы не должна превышать 2–3 секунды;
  • структура сайта должна быть понятна пользователю с первого взгляда;
  • на сайте должна размещаться только достоверная информация о товаре;
  • для быстрого поиска по товарному каталогу должны быть добавлены фильтры.

2. Оптимизируйте карточки товаров

Карточка товаров должна кратко содержать всю необходимую информацию для покупателя. В ней должно быть следующее:

  • подробное название товара с указанием бренда, модели и ключевых характеристик;
  • изображение товара со всех сторон, также может прикрепляться и видео. Тут также важно помнить о требованиях к форматам изображений для их быстрой загрузки во время открытия страницы;
  • характеристики и описание товара;
  • информация о цене, скидках и условиях покупки;
  • сведения о доставке, возврате, гарантиях магазина и производителя;
  • отзывы покупателей;
  • кнопки «Купить» и «Готово». Также может быть кнопка «Быстрая покупка».

Поиск по товарам Яндекса: обзор

3. Разместите в карточке дополнительные конверсионные элементы

Для удобства пользователей в карточку товара может быть добавлен калькулятор цены, кнопка обратного звонка, чат с онлайн-консультантом, функции типа «Добавить в избранное», «Добавить к сравнению» и т. д.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 16% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации