Поисковая система (ПС, поисковик) – это программа, позволяющая пользователям находить информацию в интернете по ключевым словам.

Она нужна для:

  • быстрого и удобного поиска информации;
  • систематизации данных в интернете с помощью индексации;
  • фильтрации и сортировки информации, оценки надежности веб-ресурсов;
  • продвижения с помощью SEO.

Поисковые системы Яндекс и GoogleПоисковые системы Яндекс и Google

Виды поисковых систем

Этапы работы индексной поисковой системы

Виды поисковых систем

По способу поиска ПС бывают:

  • индексными. Самый распространенный тип. Поисковые роботы сканируют веб-страницы, создавая индекс, по которому осуществляется поиск. Например, Google и Яндекс;
  • безиндексными. Не создают собственный индекс, а агрегируют результаты других поисковых систем. Могут быть специализированы на определенных типах данных. К примеру, Bing, AskNet, Quintura;
  • семантическими. Стремятся понимать смысл поискового запроса, а не просто искать совпадения ключевых слов. Используют технологии искусственного интеллекта для более точного поиска;
  • голосовыми. Позволяют искать информацию с помощью голосовых команд. Например, Google Assistant, Siri, Алиса;
  • каталожными. Базы данных, созданные пользователями вручную.

По доступности они делятся на:

  • открытые. Общедоступны;
  • закрытые. Доступны ограниченному кругу лиц.

В зависимости от области поиска поисковики могут быть:

  • внешними. Поиск по всему интернету;
  • внутренними. Поиск в пределах определенного ресурса.

В зависимости от задач и формата информации они бывают:

  • общего назначения. Подходят для поиска любой информации в интернете. Яндекс, Google, Bing, Yahoo и другие;
  • специализированными. Ориентированы на информацию определенного типа, например изображения (Яндекс Картинки, Google Images), видео (YouTube, Rutube), новости (Дзен, Google News), карты (Яндекс Карты, 2ГИС, Google Maps), людей и контакты (ВКонтакте), резюме и вакансии (HeadHunter, Superjob.ru, Rabota.ru) и другую.

Этапы работы индексной поисковой системы

Вот главные этапы работы индексной ПС:

  1. индексация. Поисковые роботы непрерывно сканируют веб-пространство, переходя по ссылкам с одной страницы на другую;
  2. создание индекса. Информация о каждой просканированной странице (заголовки, ключевые слова, содержимое) сохраняется в огромной базе данных – индексе;
  3. обработка запроса. Пользователь вводит запрос в поисковую строку. Система анализирует его, выделяя ключевые слова и фразы, а затем ищет в индексе страницы, которые наиболее точно соответствуют ему;
  4. ранжирование результатов. Поисковик оценивает, насколько каждая найденная страница соответствует запросу пользователя, с помощью алгоритмов ранжирования;
  5. выдача результатов. Страницы ранжируются по релевантности и выдаются пользователю в виде списка (поисковая выдача).

Вопросы-ответы

Какие факторы учитывают алгоритмы поисковых систем при ранжировании?

Частота ключевых слов, качество и релевантность контента и внешних ссылок, структура и скорость загрузки страницы, оптимизированность для мобильных устройств, авторитетность ресурса, поведенческие факторы и другие.

Как выбрать ПС?

Учитывайте такие факторы, как язык интерфейса, регион, тип информации, популярность и авторитетность, а также наличие дополнительных функций.

Какой поисковик самый популярный?

В мире – Google, в России – Яндекс.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 18% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации