Поисковая система (ПС, поисковик) – это программа, позволяющая пользователям находить информацию в интернете по ключевым словам.
Она нужна для:
- быстрого и удобного поиска информации;
- систематизации данных в интернете с помощью индексации;
- фильтрации и сортировки информации, оценки надежности веб-ресурсов;
- продвижения с помощью SEO.
Поисковые системы Яндекс и Google
Этапы работы индексной поисковой системы
Виды поисковых систем
По способу поиска ПС бывают:
- индексными. Самый распространенный тип. Поисковые роботы сканируют веб-страницы, создавая индекс, по которому осуществляется поиск. Например, Google и Яндекс;
- безиндексными. Не создают собственный индекс, а агрегируют результаты других поисковых систем. Могут быть специализированы на определенных типах данных. К примеру, Bing, AskNet, Quintura;
- семантическими. Стремятся понимать смысл поискового запроса, а не просто искать совпадения ключевых слов. Используют технологии искусственного интеллекта для более точного поиска;
- голосовыми. Позволяют искать информацию с помощью голосовых команд. Например, Google Assistant, Siri, Алиса;
- каталожными. Базы данных, созданные пользователями вручную.
По доступности они делятся на:
- открытые. Общедоступны;
- закрытые. Доступны ограниченному кругу лиц.
В зависимости от области поиска поисковики могут быть:
- внешними. Поиск по всему интернету;
- внутренними. Поиск в пределах определенного ресурса.
В зависимости от задач и формата информации они бывают:
- общего назначения. Подходят для поиска любой информации в интернете. Яндекс, Google, Bing, Yahoo и другие;
- специализированными. Ориентированы на информацию определенного типа, например изображения (Яндекс Картинки, Google Images), видео (YouTube, Rutube), новости (Дзен, Google News), карты (Яндекс Карты, 2ГИС, Google Maps), людей и контакты (ВКонтакте), резюме и вакансии (HeadHunter, Superjob.ru, Rabota.ru) и другую.
Этапы работы индексной поисковой системы
Вот главные этапы работы индексной ПС:
- индексация. Поисковые роботы непрерывно сканируют веб-пространство, переходя по ссылкам с одной страницы на другую;
- создание индекса. Информация о каждой просканированной странице (заголовки, ключевые слова, содержимое) сохраняется в огромной базе данных – индексе;
- обработка запроса. Пользователь вводит запрос в поисковую строку. Система анализирует его, выделяя ключевые слова и фразы, а затем ищет в индексе страницы, которые наиболее точно соответствуют ему;
- ранжирование результатов. Поисковик оценивает, насколько каждая найденная страница соответствует запросу пользователя, с помощью алгоритмов ранжирования;
- выдача результатов. Страницы ранжируются по релевантности и выдаются пользователю в виде списка (поисковая выдача).
Вопросы-ответы
Частота ключевых слов, качество и релевантность контента и внешних ссылок, структура и скорость загрузки страницы, оптимизированность для мобильных устройств, авторитетность ресурса, поведенческие факторы и другие.
Учитывайте такие факторы, как язык интерфейса, регион, тип информации, популярность и авторитетность, а также наличие дополнительных функций.
В мире – Google, в России – Яндекс.