Еще на прошлогодней конференции «Ведомостей», в 2023 году, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев заявил, что мобильный трафик в России вырос на 20%.

Это неудивительно: улучшение покрытия 5G и LTE и увеличение скорости передачи данных позволяют каждому, у кого есть смартфон, мгновенно находить нужную информацию без необходимости включать компьютер. К тому же многие компании и сервисы стали разрабатывать качественные мобильные версии сайтов, что сделало их доступными для пользователей смартфонов и планшетов.

В этой статьей разбираемся, какие виды мобильных сайтов существуют, чем они различаются и какой выбрать для вашего онлайн-ресурса.

Зачем нужны мобильные версии сайтов

Адаптивная версия

Плюсы

Минусы

Мобильный сайт

Плюсы

Минусы

Что такое динамический контент

Плюсы

Минусы

Сравнение видов мобильной версии сайта

Заключение

Зачем нужны мобильные версии сайтов

Согласно более свежим данным от исследовательского агентства DataReportal, доля мобильного трафика в России в январе 2024 года составила 42,30%, что на 10% выше того же периода прошлого года. Вместе с ростом мобильного трафика специалистами DataReportal замечен шестипроцентный спад доли веб-трафика по сравнению с 2023 годом:

Мобильная версия сайта: виды, плюсы, минусы, сравнение

Сегодня бизнес уделяет особое внимание разработке страниц, которые правильно отображаются на смартфонах. Мобильная версия сайта имеет ряд преимуществ:

  • удобна пользователям – так как оптимизирована для работы на небольших экранах и имеет упрощенный интерфейс;
  • приносит дополнительный трафик – так как пользователи склонны чаще посещать сайт, если он доступен на смартфонах и в буквальном смысле всегда под рукой;
  • улучшает имидж бренда – так как демонстрирует, что компания идет в ногу со временем и заботится о своих клиентах.

Далее разбираемся в видах мобильных версий сайтов и показываем, как может меняться интерфейс в зависимости от устройства.

Адаптивная версия

Адаптивная версия сайта – технология, которая позволяет страницам автоматически подстраиваться под различные устройства и размеры экрана. Такой сайт выглядит одинаково хорошо на компьютере, планшете и смартфоне с разными диагоналями. Адаптивная верстка помогает избежать необходимости создавать отдельную версию сайта для каждого типа устройств.

Для сравнения взгляните, как выглядит веб-версия блога click.ru:

Мобильная версия сайта: виды, плюсы, минусы, сравнение

А теперь слева мы сузили окно браузера в веб-версии до возможного минимума, а справа приложили скриншот этой же страницы со смартфона. Как видите, мобильная версия сайта выглядит практически идентично десктопной – это и есть результат адаптивной верстки:

Мобильная версия сайта: виды, плюсы, минусы, сравнение

Плюсы

Преимущества мобильных версий адаптивных сайтов:

  • не нужно создавать отдельные страницы для мобильных устройств. Вместо этого одна и та же страница будет автоматически подстраиваться под любой экран, достаточно лишь настроить веб-версию с помощью CSS и HTML;
  • нет риска для позиций в поисковиках. В адаптивных сайтах для компьютеров и смартфонов используется один и тот же URL, поэтому не придется дублировать контент или создавать новый, а страницы не будут конкурировать друг с другом по SEO-показателям;
  • улучшается пользовательский опыт. Мобильные версии адаптивных сайтов на смартфонах и планшетах визуально практически не отличаются от десктопных, а значит, пользователи не почувствуют разницы и не испытают трудностей при пользовании веб-ресурсом.

Минусы

При этом выбор в пользу адаптивных сайтов может иметь некоторые минусы:

  • нестабильная скорость загрузки. Из-за сложности технологии адаптирования на некоторых устройствах страницы могут загружаться медленнее, что может вызывать недовольство пользователей;
  • невозможность перехода между версиями. Пользователь не сможет переключиться с мобильной на веб-версию сайта, так как фактически адаптивная – это единственная форма сайта, которая просто подстраивается под разные устройства;
  • больше работы для разработчиков и тестировщиков. Адаптивную верстку нужно дополнительно тестировать на мобильных устройствах и в браузерах, чтобы убедиться в ее корректной работе. Помимо времени, на это понадобятся дополнительные финансовые вложения;
  • ограничения в дизайне. При выборе элементов дизайна нужно учитывать, чтобы они одинаково хорошо смотрелись на разных устройствах, а это может усложнить процесс.

Тем не менее сегодня именно адаптивная верстка является наиболее распространенным инструментом для создания качественных и удобных сайтов.

Мобильный сайт

Помимо адаптированного, существует еще такой вид сайтов, как мобильный. Его главное отличие в том, что он предназначен только для мобильных устройств. Как следствие, у мобильных сайтов есть свой уникальный адрес, который обычно начинается с приставки «m» или «mobile».

При создании мобильного сайта используется тот же контент и та же база данных, что у веб-версии, однако мобильная имеет немного другой дизайн, который оптимизирован для отображения на телефонах и планшетах. Обычно мобильная версия содержит только самые важные функции сайта, а дополнительные опции удаляются.

Для сравнения, веб- и мобильная версия сайта ВКонтакте значительно отличаются:

Мобильная версия сайта: виды, плюсы, минусы, сравнение

В мобильной версии по-другому выглядят значки истории, отсутствует баннерная реклама и рекомендации игр. Помимо этого, новостная лента выстроена в хронологической последовательности, тогда как в веб-версии публикации ранжируются по алгоритмам умной ленты.

Эти и другие несоответствия визуально облегчают мобильный сайт и делают его более понятным и простым, ближе к интерфейсу мобильного приложения. Просто посмотрите: слева – интерфейс приложения ВКонтакте, справа – сайта для смартфонов:

Мобильная версия сайта: виды, плюсы, минусы, сравнение

Плюсы

Основные преимущества мобильной версии сайта:

  • упрощенная загрузка. Страницы загружаются быстрее и легче, так как они оптимизированы для мобильных устройств и освобождены от второстепенных функций;
  • улучшенный интерфейс. Можно расширить и адаптировать управление функциями мобильного сайта и реализовать возможности, которые были неуместны в десктопной версии. Например, авторизацию через отпечаток пальца или QR-код;
  • гибкость выбора версии. Пользователь всегда может выбрать между мобильной и веб-версией отображения сайта в зависимости от своих потребностей. Особенно это актуально при использовании планшетов с большими экранами, где вполне удобно работать и с десктопной версией.

Минусы

Мобильная версия – достойная альтернатива адаптивной, но такой сайт требует отдельной разработки и дополнительной оптимизации. Среди других минусов можно выделить:

  • сложности с продвижением. Мобильную версию нужно оптимизировать и продвигать отдельно от основной, иначе она будет конкурировать с десктопной и некорректно индексироваться поисковыми системами;
  • снижение эффективности внешних ссылок. У мобильного сайта свой домен, поэтому когда пользователи будут делиться ссылками на те или иные страницы, кто-то из них будет указывать URL веб-версии, а кто-то – URL веб-версии. Как итог, это снизит эффект внешних ссылок, то есть фактически поделит его на два;
  • относительная дороговизна. Мобильный сайт нужно разрабатывать, оптимизировать и продвигать в дополнение к основному. По сути вам нужно поддерживать работоспособность двух сайтов, а это и деньги, и время.

Что такое динамический контент

Динамический контент – это подстраивающаяся под пользователя информация, например рекомендации фильмов на основании просмотренных ранее на площадке или выстраивание ленты в зависимости от лайков. С помощью ДК можно не создавать отдельные версии сайтов, а упрощать десктопную, что позволит автоматически определять тип устройства и подстраиваться под него.

Так, например, контент веб- и мобильной версии платформы «Кинопоиск» существенно различается несмотря на один и тот же URL. На веб-сайте мы сразу видим большой рекламный баннер фильма, есть боковое меню и рекомендация мультфильма к просмотру. А кроме этого есть кнопки для перехода в онлайн-кинотеатр и для управления подпиской:

Мобильная версия сайта: виды, плюсы, минусы, сравнение

В мобильной версии контент выстраивается по-другому. Здесь уже нет предложения включить мультфильм, потому что в браузере смартфона это мало кто делает. Зато есть кнопка «Открыть в приложении», потому что сервер считал, с какого устройства вы зашли на сайт. Также благодаря динамическому контенту «Кинопоиск» сделал раздел со статьями более заметным, чем в веб-версии:

Мобильная версия сайта: виды, плюсы, минусы, сравнение

Для чистоты эксперимента мы зашли в мобильную версию «Кинопоиска» с зарегистрированного аккаунта (слева на скриншоте) и как неавторизованный пользователь (справа). Контент и интерфейс сайта претерпели некоторые изменения. Вместо управления подпиской незарегистрированному пользователю предлагается бесплатный доступ к кинотеатру, зато авторизованные аккаунты могут принять участие в викторине по предстоящему «Оскару» – нужно только нажать на значок статуэтки:

Мобильная версия сайта: виды, плюсы, минусы, сравнение

Плюсы

Использование динамического контента делает сайты живее и «умнее». К другим плюсам можно отнести:

  • персонализированное взаимодействие. Благодаря динамическому контенту можно создавать сайты, которые адаптируются под каждого пользователя индивидуально;
  • экономию времени. Не нужно обновлять весь сайт, чтобы внести изменения в динамический контент;
  • увеличение конверсии. Сайт с динамическим контентом помогает улучшить пользовательский опыт и может привести к увеличению конверсии на сайте.

Минусы

Среди возможных минусов динамического контента отметим:

  • сложность разработки. Создание динамического контента требует более сложных технологий, чем разработка адаптивного мобильного сайта;
  • большая нагрузка на сервер. Динамический контент требует больше ресурсов сервера для обработки запросов, что может привести к снижению производительности;
  • вероятность ошибок. Ошибки в коде динамического контента могут привести к сбоям в работе сайта.

Сравнение видов мобильной версии сайта

Подготовили сравнительную таблицу мобильных версий сайтов:

КритерииАдаптивная версияМобильный сайтДинамический контент
URLсовпадает с веб-версиейотдельный URLсовпадает с веб-версией
Контентсовпадает с веб-версиейпреимущественно совпадает с веб-версиейможет значительно отличаться от веб-версии
Главный плюсавтоматически подстраивается под любое устройствоудобен и понятен для пользователей благодаря упрощенному дизайну и высокой скоростиконтент персонифицируется под пользователя
Главный минусвозможно снижение скорости загрузки страниц на некоторых устройствахзатраты на разработку и поддержку двух версий одного сайтадорогая разработка и обслуживание
Сложность разработки (0-5)★★★★★★★★★★★★
Стоимость разработки (0-5)₽₽₽₽₽₽₽₽₽₽₽₽

Что касается сложности и стоимости, любые показатели будут относительными, так как много зависит от множества факторов: специфики сайта, опыта и профессионализма разработчиков, запросов заказчика и др.

Заключение

Подводя итоги, выделим три главных вывода из вышесказанного:

  1. В сети чаще можно встретить адаптивные сайты, так как они проще устроены и решают сразу несколько задач заказчиков: подстраиваются под любые устройства, не создают проблем при SEO-оптимизации и не нуждаются в отдельном домене, хотя могут медленнее работать;
  2. Динамические сайты позволяют обновлять контент в режиме реального времени, а также подстраиваться под пользователей и формат устройства, но требуют больше ресурсов, чтобы поддерживать высокую производительность;
  3. Мобильные сайты с отдельным URL обеспечивают более быстрый доступ к контенту и лучший пользовательский опыт на смартфонах и планшетах. Но владельцам придется дополнительно потратиться на его поддержание и продвижение.

Какой вид мобильной версии лучше – вопрос спорный и не имеет однозначного ответа. У каждой из них есть свои преимущества и недостатки, а выбор наиболее подходящего варианта зависит от ваших целей, требований и возможностей.

Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru — после бесплатной регистрации

Вы получите доступ к функционалу экосистемы:

  • Все рекламные площадки в одном окне
  • Мастер маркировки любой рекламы
  • Профессиональные инструменты для решения рутинных задач (дашборды, защита от скликивания и многое другое)
  • Возврат до 16% на контекстную и таргетированную рекламу
  • Бесплатный доступ в платные маркетинговые сервисы
Эта статья и другие полезные ресурсы click.ru – после бесплатной регистрации